Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы лабораторный занятий




 

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а №1

В и д ы сложноподчиненных предложений

 

Цель: выявление структурно-семантических различий относительно каждого вида СПП и случаев синкретизма их семантики

Обоснование: сравнительное изучение видов СПП на конкретном языковом материале обеспечивает более сознательное усвоение структурно-семантических особенностей каждого вида

 

Домашнее задание:

1. Знать три принципа классификации СПП: логико-грамматической (традиционной, аналогической), формально-грамматической (союзоцентрической), структурно-семантической (см. в плане занятия №3)

2. Иметь таблицы:

- «Виды СПП нерасчлененной структуры»

- «Виды СПП расчлененной структуры»

- «Отличие СПП нерасчлененной структуры от СПП расчлененной структуры»

- «Способы разграничения союзов и союзных слов» (см. в плане занятий № 3, 4, 5)

3. Определить виды данных СПП согласно принципам трех указанных выше классификаций

- Все, что дается легко, без труда, представляет сомнительные ценности

- Какова яблонька, таковы яблочки

- Правда – воздух, без которого дышать нельзя

- Я не знаю, что будет со мною

- Пускай еще не высохли чернила, словам уже название дано

О б р а з е ц в ы п о л н е н и я

Не все то золото, что блестит

ЛГК - Это СПП с придаточной подлежащим

ФГК - Это с относительным подчинением, собственно-относительным

ССК - Это СПП с придаточной атрибутивной (определительной),

приместоименно-атрибутивной и местоименно-соотносительной

 

! Выделить в каждом предложении ГЧ, ПЧ, ГЧП (дать полную характеристику ГЧП), обозначить: союз или союзное слово, последнему дать полную характеристику как члену предложения

 

4. Бархударов С.Г. Русский язык. 9 класс. М. 1990. Упр.128. Задание: дать общую характеристику СПП, составить схемы (с позиций структурно-семантической классификации)

 

 

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а №2

В и д ы сложных предложений

 

Цель: проверить умения различать все виды СП минимальной структуры и многочлены, видеть их структурно-семантические особенности, давать многоаспектную характеристику

Обоснование: сравнительное изучение различных видов СП обеспечивает более сознательное усвоение структурно-семантических особенностей каждого вида

Домашнее задание:

1. Составить алгоритм (любой) «Виды сложных предложений» (используйте материалы занятия №1)

2. Приведите примеры на каждый вид СП, дайте им общую характеристику и составить схемы

3. Выполните многоаспектный анализ любого из ваших предложений (см. образец выполнения в плане занятия №9)

4. Выполнить полный синтаксический разбор следующего предложения

(переписать, расставить знаки препинания, выделить предикативные части)

 

Писать безграмотно значит посягать на время людей к которым мы адресуемся а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе

(Л.В.Щерба)

! См. Современный русский язык // Под ред Л.Л.Дибровой. В 2-х ч.ч. Часть 2. Морфология. Синтаксис. М. 2001. С.632-637

 

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а №3

Способы передачи чужой речи

 

Цель: усвоить систему способов передачи чужой речи, познакомиться со способами, которые не изучаются в школе. Проверка знаний структурно-семантических особенностей каждого способа передачи чужой речи

Обоснование: расширенное представление различных способов передачи чужой речи позволяет лучше видеть их функционально-семантические отличия, способствует пониманию отличительных особенностей каждого способа и возникшей в науке необходимости в расширении типологии этих способов

Домашнее задание:

1. Запишите общее понятие: чужая речь, конструкции с чужой речью

2. Записать краткие определения и привести примеры на каждый способ

3. Записать краткие определения и привести примеры на каждый способ передачи чужой речи

- прямая речь

- косвенная речь

- тематическая речь

- несобственно-прямая речь

- свободная прямая речь

- свободная косвенная речь

- цитация

- диалогическое единство

- непосредственное включение

- речь в речи

- вторичные тексты

- указание на источник сообщения (смешанная речь) и т.д.

 

4. Составьте три алгоритма «Способы дословной передачи чужой речи»,

«Способы недословной передачи чужой речи» и «Способы передачи чужой речи как стилистические приемы»

5. Какие способы передачи чужой речи изучаются в школе?

6. Определите способы передачи чужой речи, которые встречаются в данных текстовых фрагментах

- И к мудрому старцу подъехал Олег:

«Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?»

- Но, думал Григорий Иванович, если Алексей будет у меня всякий день, то

Бетси должна же будет в него влюбиться.

- Он очень этим оскорблялся. Он говорил, что граф дурак, молокосос

- Он стал думать об отставке и о путешествиях

- «Надо быть хорошим человеком,»- сказал я однажды

- Однажды он сказал мне, что любовь к женщине – трагическая обязанность мужчины

- Дома меня заставили рассказать, как доктор лечил меня

- Потребовали ветчины

- Лиза призналась, что поступок ее легкомысленный, что она в нем раскаивается

5. Бабайцева В.В. Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы. М. 1999. Зад.574, 572

Методические указания: используйте материалы лекции «Способы передачи чужой речи». Обратите внимание на возможность разной терминации некоторых конструкций с чужой речью.

Рекомендуемая литература:

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э Современный русский язык. М. 2001. С.485-490

2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Современный русский язык. М. 2001. С.420-426

3. Современный русский язык // Под ред Л.Л.Дибровой. В 2-х ч.ч. Часть 2.

Морфология. Синтаксис. М. 2001. С.671-694

4. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. В 3-х ч.ч.

Ч.3.М. 1987. С.239-248

5. Попов Р.Н. Современный русский язык. М. 1978. С.444-448

6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М. 1991. С.402-407

7. Семизорова Л. Н. Несобственно-прямая речь. Дипломная работа. Лесосибирск. 1999 (теоретическую часть)

8. Зибенгард Г. В. Особенности трансформации косвенной речи в прямую. Дипломная работа. Лесосибирск. 1999 (теоретическую часть)

9. Лимонова И.В. Тематическая чужая речь. Дипломная работа. Лесосибирск. 1999 (теоретическую часть)

10. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы. М. 2000. С.364-371

11. Бархударов С.Г. Русский язык. 8 класс. М. 1989. С.163-172

 

 

Порядок и образцы выполнения синтаксического разбора сложных предложений разного вида

 

1. Характеристика структурно-семантических особенностей сложного предложения на примере СПП

 

(Чем болеешь), [ тем лечись].

 

Выделить предикативные части (ПЧ) и грамматические основы (ГО). Дать полную характеристику главным членам (ГЧ).

О т в е т: СП, СПП, из 2 ПЧ

Структурные признаки: полипредикативность (2 ПЧ), средства связи – указательное (соотносительное) слово в главной части «тем», союзное слово «чем», фиксированный порядок следования предикативных частей (анафорическое местоимение «тем»), структурный параллелизм (обе предикативные части – односоставные обобщенно-личные предложения), координация видо-временных форм глаголов-сказуемых (сказуемые в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, несовершенного вида).

Семантические признаки: ПЧ логически совместимы, прослеживается лексико-тематическое единство (гипонимы – болеть, лечиться; анафорическое местоимение – тем). Грамматическое значение (ГЗ) - сопоставительные отношения.

 

2. Многоаспектный анализ СП на примере СПП

О б р а з е ц в ы п о л н е н и я:

Выучить можно, если захочешь

Это СПП минимальной структуры с прямым подчинением, состоит из 2 ПЧ. Полипредикативное и полипропозитивное

1) формальный анализ.

«выучить можно» – характерна объективная и субъективная модальность

(модальный предикат - СКС «можно» и нулевая глагольная связка в изъяв. накл.), настоящее синтаксическое время (нулевая глагольная связка, которая только в наст. вр. нулевая), синтаксическое лицо 3, безличное значение (структура предложения)

«если захочешь» – характерна объективная и субъективная модальность (глагол в изъяв.накл. и лексическое значение этого глагола), будущее синтаксическое время(глагол в буд.вр.), синтаксическое лицо 2 (глагол во 2 лице)

- Inf + Praed - как предикативный минимум

- Uf sin2 - как предикативный минимум

2) диктумный (пропозитивный) анализ

СП1 – «выучиться можно» – обозначает действие в физической сфере, представлено как действие

Структура пропозиции: Аs (-) + Рr («выучиться», активного действия)

СП2 - «захочешь» - действие в ментальной сфере

Структура пропозиции: Аs(-) + Рr («захочешь», желательное действие)

ЛП3 – между СП1 и СП2 выражена союзом «если» – каузальная (условие)

Т.о. это предложение включает три пропозиции, две выражены предикативными единицами (СП1 и СП2) и одна союзом «если»

3) коммуникативный анализ

Т1 – «выучиться» / R1 - «можно» / R2 – «если захочешь»

Граница между T1 и R1, R2 обозначена интонацией и союзом «если»

Общий вывод: Это предложение полипредикативное и полипропозитивное. Состоит из двух предикативных частей и включает три пропозиции (СП, СП2, ЛП3). Актуальное членение носит многоуровневый характер, рематическая доминанта – импрессивно-акциональная. Все это свидетельствует о том, что перед нами тип текста – рассуждение.

 

3. Синтаксический разбор ССП

Порядок:

- тип по цели высказывания и эмоциональной окраске;

- тип по количеству предикативных частей;

- минимальной или максимальной структуры;

- союзное или бессоюзное;

- ССП, из скольких предикативных частей состоит;

- средства связи (союзы);

- открытой или закрытой структуры;

- моносубъектное или полисубъектное;

- вид по общему и частному грамматическому значению;

- структурная схема предложенного ССП

Образец:

[Становилось свежо], и [ мне пора было отправляться в дорогу]

Общая характеристика – повествовательное, невосклицательное, СП, союзное, мин.структуры, ССП, из 2 ПЧ, соединительный союз И, открытой структуры, полисубъектное, ГЗ – соединительные отношения, перечисление последовательно происходящих событий

Схема [ === ], и [ ==== ].

 

2. Синтаксический разбор СПП

Порядок:

- тип по цели высказывания и эмоциональной окраске;

- тип по количеству предикативных частей;

- минимальной или максимальной структуры;

- союзное или бессоюзное;

- ССП, из скольких предикативных частей состоит;

- если МЧ СПП, указать вид подчинения придаточных частей

- средства связи (союз или союзное слово, последнему дать полную характеристику);

- нераслененной или расчлененной структуры;

- моносубъектное или полисубъектное;

- вид по общему и частному грамматическому значению;

- структурная схема предложенного СПП

Образец:

СС(м-пр.)

(Каковпоп), [ таков и приход ].

СИС:Øотвл

.гл.св.+ ИЧ

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.