Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синкретизм членов предложения может быть обусловлен синкретизмом категориального значения распространяемой словоформы и синкретизмом самой словоформы




П о в е с т в о в а т е л ь н ы м и называются предложения, выражающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии. Это наиболее распространенный тип предложений. Повествовательным предложениям свойственна повествовательная интонация (повышение тона на логически выделяемом слове и спокойным понижением тона в конце предложения).

В о п р о с и т е л ь н ы м и называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Грамматическими средствами оформления вопросительных предложений являются: вопросительная интонация (повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса), словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос), вопросительные частицы, наречия, местоимения. Вопросительные предложения делятся на собственно-вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.

П о б у д и т е л ь н ы м и называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего: приказ, просьбу, мольбу. Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются: 1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, пусть, да, ну-ка).

Следует учитывать, что между функциональными типами предложений нет четкой границы. Так, существуют вопросительно-повествовательные предложения - риторические вопросы (Кто не любит русской зимы?! = Всякий любит русскую зиму), а также повествовательно-побудительные предложения, содержащие такое сообщение, которое побуждает к действию (Телевизор очень громко включен! = Уменьшите громкость телевизора!).

В о с к л и ц а т е л ь н ы м и называются предложения эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией. Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные. Грамматические средства оформления восклицательных предложений: 1) интонация, передающая разнообразные чувства: радость, гнев, удивление, досаду и др.; 2) междометия (ах, увы, ух, тьфу и др.), 3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения (ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др.).

В у т в е р д и т е л ь н ы х предложениях утверждается то, что высказывается о предмете речи (мысли), в отрицательных предложениях такая связь отрицается, т.е. осознается как не существующая в реальности. Грамматически отрицание обычно выражается частицей не, утверждение - ее отсутствием.

Отрицание может быть полным и частичным.
О б щ е о т р и ц а т е л ь н ы м и являются предложения, в которых частица не относится к сказуемому.
Например: Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-Земля! (Тютчев). Это общеотрицательное предложение, так как отрицание относится к сказуемому и стоит перед вспомогательным компонентом составного глагольного сказуемого. В ч а с т н о о т р и ц а т е л ь н ы х предложениях выражается частичное отрицание, не относится не к сказуемому, а к другим членам предложения. Например: Благоухающие слезы не о былом Аврора льет (Тютчев). Это частноотрицательное предложение, так как отрицается косвенное дополнение. Не раз ты слышала признанье: «Не стою я любви твоей» (Тютчев). Слова автора – это частноотрицательное предложение, так как отрицается обстоятельство времени, прямая речь – общеотрицательное предложение, так как отрицание стоит перед сказуемым.

Однако частица не даже при сказуемом не всегда служит признаком отрицательного предложения. Предложение лишается отрицательного смысла:

а) при повторении частицы не (На выбор деятельности Федора Тютчева не могла не повлиять блестящая карьера его далекого предка Захария Тютчева, сыгравшего выдающуюся роль в подготовке великой победы над Золотой Ордой = На выбор деятельности Федора Тютчева повлияла карьера его далекого предка Захария Тютчева…);

б) при приобретении частицей не других оттенков значения, например, предположения, обобщения, опасения, одобрения, необходимости (Не хотите ли чаю? Как бы чего не вышло! Кто только к нам не обращался!).

В качестве отрицательной может выступать частица ни, вносящая усилительный оттенок значения: Вокруг ни звука.

При разборе предложения по членам предложения следует соблюдать порядок разбора. Вначале анализируются главные члены предложения, затем состав подлежащего, т. е. второстепенные члены, которые относятся к подлежащему; далее разбирается состав сказуемого, т.е. второстепенные члены, относящиеся к сказуемому; в последнюю очередь характеризуются второстепенные члены, распространяющие другие второстепенные члены.

Анализируя члены предложения, вы должны указать, является член предложения м о р ф о л о г и з о в а н н ы м

(т. е. выражен той частью речи, которая является основной, обычной для выражения данного члена предложения ) или

н е м о р ф о л о г и з о в а н н ы м (лишенным принятого лексико-морфологического выражения, т.е. выраженным той частью речи, для которой данная синтаксическая функция является вторичной).

При анализе второстепенных членов предложения следует учитывать и явление синкретизма второстепенных членов предложения.

С и н к р е т и з м – это совмещение (синтез) в одном члене предложения дифференциальных признаков разных членов предложения, разных их функций.

Причиной появления и существования синкретичных второстепенных членов предложения является потребность в выражении синкретичной семантики, более богатой, чем у типичных членов предложения. Только типичными членами предложения нельзя выразить многие оттенки значений, так как не всегда однозначны сами языковые явления, с помощью которых выражаются сложнейшие связи и отношения между явлениями действительности. Синкретичные члены предложения – экономный способ конденсации смысла.

Употребление слов в несвойственной им синтаксической функции – основное условие образования синкретичных членов предложения.

С синкретизмом членов предложения тесно связан синкретизм частей речи. Выполняя несвойственную данной части речи синтаксическую функцию, слово приобретает новые структурно-семантические признаки, ослабляя или утрачивая часть старых. Между структурно-семантическими свойствами слов и их синтаксической функцией существует диалектическая связь: “вырабатывая” свои свойства в синтаксической функции, слова (или их словоформы) влияют на характер синтаксической функции.

Все второстепенные члены предложения с двойной связью и разнонаправленными отношениями характеризуются синкретизмом семантики. Например: Пушкин первым напечатал в “Современнике” большую подборку стихотворений Федора Тютчева.

Слово первым обладает двойной связью: оно зависит от подлежащего, выраженного существительным, согласуясь с ним в единственном числе и мужском роде, а также от глагола – сказуемого напечатал, поэтому совмещает семантику определения и обстоятельства образа действия.

Всегда синкретичны по семантике словоформы, распространяющие члены предложения, выраженные отглагольными существительными, т.к. семантика отглагольных существительных совмещает значение предметности со значением действия. Например: Вспомнилась прошлогодняя поездка на Кавказ. Существительное на Кавказ может рассматриваться и как несогласованное определение, и как обстоятельство места.

 

При анализе членов предложения указывайте тип связи между главным и зависимым словом в словосочетании. Типы подчинительной (субординативной) связи известны вам из темы «Словосочетание». Однако в предложении прежде всего реализуется не подчинительная связь, а связь между главными членами предложения – п р е д и к а т и в н а я связь, характеризуемая как взаимонаправленная, не одностороняя связь. Она может существовать в трех разновидностях: координации, соположении, тяготении.

К о о р д и н а ц и я – связь, при которой подлежащее и сказуемое соотносят свои формы друг с другом, например, в предложении О, как убийственно мылюбим (Тютчев) главные члены связаны по способу координации, так как форма подлежащего (1 лицо множественное число) и форма сказуемого (1 лицо множественное число) координируют, они взаимно обусловлены. В предложении Он их высоких зрелищ зритель (Тютчев) главные члены связаны координативной связью (местоимение единственного числа мужского рода и существительное единственного числа мужского рода взаимообусловливают друг друга).

Т я г о т е н и е - связь, при которой именная часть сказуемого соотносится с подлежащим через посредство третьего компонента. Такая связь наблюдается при дуплексивах (дуплексивом называется именная часть сказуемого, связанная и с глаголом и с именем). Например: Онказался прекрасным (именная часть прекрасным соотносится с подлежащим он через глагол казался).

С о п о л о ж е н и е - формально не выраженная связь между подлежащим и сказуемым. Например: Песок сыпучий по колени … (Тютчев) - подлежащее и сказуемое не уподобляются друг другу, связь между ними формально не выражена.

Связь подлежащего и сказуемого в соответствии с традицией школьной грамматики называют также согласованием, но, в отличие от согласования как типа подчинительной связи, это согласование является грамматическим, условным или семантическим.

Г р а м м а т и ч е с к о е с о г л а с о в а н и е возможно при наличии однотипных категорий в словоформах, представляющих оба главных члена предложения. Оно проявляется прежде всего в уподоблении формы числа, возможно уподобление и в форме рода и лица. Например, связь главных членов предложения Вот бредуя вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня…(Тютчев) можно назвать грамматическим согласованием (по другой классификации координацией), так как подлежащее и сказуемое уподоблены в единственном числе 1 лице. В предложении Многозначительное слово Тобою оправдалось вновь… (Тютчев) подлежащее и сказуемое связаны по способу грамматического согласования, так как они уподоблены в единственном числе и среднем роде.

У с л о в н о е с о г л а с о в а н и е имеет место при подлежащем, выраженном неизменяемыми словами или словами, не имеющими форм числа и рода. Условность согласования проявляется в том, что сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени и сослагательном наклонении – в форме среднего рода. Например: Звучит (звучало) последнее «прости».

С е м а н т и ч е с к о е с о г л а с о в а н и е характеризуется не формальными показателями сказуемого, а его вещественным содержанием. Так, при подлежащем, выраженном количественно-именным словосочетанием, словосочетанием со значением совместности сказуемое может иметь форму множественного числа, например: Два демона ему служили (Тютчев). Зима с весноювстретились; при подлежащем, выраженном существительным мужского рода, обозначающем лицо женского рода, глагол-сказуемое ставится в форме женского рода На конференции выступилапрофессор нашей кафедры.

Образец выполнения задания

1. И с высоты, как некий бог, казалось, онпарилнад ними И двигалвсем и всестерегочамичудными своими … (Тютчев).

Это предложение простое, повествовательное, невосклицательное, утвердительное, двусоставное, распространенное, полное, осложненное однородными сказуемыми, обособленным сравнительным оборотом, вводным словом-предложением, членимое, нефразеологизированное.

Грамматическая основа – он парил, двигал, стерег.

(Кто?) он - номинативное подлежащее, выраженное личным местоимением 3 л. ед. ч. в форме им. п. Морфологизованный член предложения.

(Что делал?) парил, двигал, стерег - однородные простые глагольные сказуемые, выраженные глаголами в форме изъявительного наклонения, прош. вр. ед. ч. м. р. Морфологизованный член предложения.

Связь с подлежащим - предикативная. (Такую связь можно назвать грамматическим согласованием или координацией).

Состав сказуемого:

Парил (откуда? С чего?) с высоты - синкретичный член предложения, совмещающий значениеобстоятельства места и косвенного дополнения, выраженный именем существительным в род.п. Морфологизованный член предложения.

Связь со сказуемым – глагольное предложное слабое управление.

Парил (где? Над кем?) - над ними – синкретичнй член предложения, совмещающий значениеобстоятельства места и косвенного дополнения, выраженный личным местоимением в твор.п. Морфологизованный член предложения.

Связь со сказуемым – глагольное предложное сильное управление.

Парил (как?) – как некий бог – обстоятельство образа действия, выраженное сравнительным оборотом. Морфологизованный член предложения.

Связь со сказуемым – слабое примыкание.

Двигал (чем?) всем – косвенное дополнение, выраженное определительным местоимением в форме твор.п. Морфологизованный член предложения.

Связь со сказуемым - глагольное предложное сильное управление тв.п.

Стерег (что?) все - прямое. доп., выраженное определительным местоимением в вин. п. Морфологизованный член предложения.

Связь со сказуемым - глагольноебеспредложное сильное управление вин.п.

Стерег (чем?) - очами - косвенное доп., выраженное сущ. в твор. п. без предлога. Морфологизованный член предложения.

Связь со сказуемым - глагольное беспредложное слабое управление твор. п.

Состав второстепенных членов:

Очами (какими?) – чудными своими – неоднородные согласованные определения, выраженные качественным прилагательным в полной форме положительной степени сравнения и притяжательным местоимением. Морфологизованный член предложения.

Связь - полное согласование во мн. ч., твор. п.

 

2. И в эти чудныемгновеньяни разумнене довелосьС нимповстречатьсябез волненья И любоватьсяим без слез (Тютчев).

Это предложение простое, повествовательное, невосклицательное, общеотрицательное, односоставное безличное, распространенное, полное, осложненное однородными сказуемыми, членимое, нефразеологизированное.

Грамматическая основане довелось повстречаться и не довелось любоваться.

Не довелось повстречаться и не довелось любоваться – в безличном предложении в роли главного члена выступают однородные составные глагольные сказуемые, вспомогательный глагол выражен возвратным безличным глаголом с отрицанием в форме изъяв. накл. прош. вр. ср. р., а основные части - инфинитивами глаголов.

Не довелось повстречаться (кому?) - мне - косв. доп., выраженное личным местоимением в дат.п. Морфологизованный член предложения.

Связь - сильное глагольное беспредложное управление дат. п.

Не довелось повстречаться (когда?) – ни разу - обстоятельство времени, выраженное существительным с отрицанием в наречном значении. Морфологизованный член предложения.

Связь - слабое примыкание.

Не довелось повстречаться (с кем?) с ним - косв. доп., выраженное личным местоимением в тв. п. Морфологизованный член предложения.

Связь – глагольное предложное сильное управление тв. п.

Не довелось повстречаться (каким образом?) – без волненья - обстоятельство образа действия, выраженное именем существительным в род.п. с предлогом. Морфологизованный член предложения.

Связь – глагольное предложное слабое управление.

Любоваться (кем?) им – косв. доп., выраженное личным местоимением в твор.пад. Морфологизованный член предложения. Связь со сказуемым – глагольное беспредложное сильное управление.

Любоваться (как?) без слез – обстоятельство образа действия, выраженное существенным в род.п. с предлогом. Морфологизованный член предложения.

Связь со сказуемым – глагольное предложное слабое управление.

 

 

Второй раздел пособия предназначен для студентов-заочников 5 курса, готовящихся к сдаче экзамена по синтаксису современного русского языка и выполняющих вторую контрольную работу по синтаксису.

Раздел включают в себя основные теоретические сведения, необходимые студенту при выполнении контрольной работы, шесть заданий, позволяющих проверить знания студента по разным разделам синтаксиса сложного предложения и простого осложненного предложения, а также образцы выполнения заданий.

Контрольная работа выполняются по тексту, закрепленному за студентом на практическом занятии или на консультации. При отсутствии примеров в тексте студентам разрешается трансформировать предложения, но в этом случае следует указать, что предложение трансформировано, или находить нужные примеры в других художественных произведениях (но не в учебниках!).

В качестве иллюстрации теоретических положений, а также для образцов выполнения заданий в большинстве своем нами использовались тексты стихотворений Федора Тютчева.

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, студент-заочник должен тщательно изучить рекомендованную литературу.

 

ЗАДАНИЕ 1

Выпишите из текста два сложноподчиненных предложения с несколькими придаточными (не менее четырех-пяти), постройте иерархическую схему предложения и произведите синтаксический разбор в такой последовательности:

1. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания,

эмоциональной окрашенности, модальности, наличию одного или нескольких субъектов.

Сложное предложение – это полипредикативная коммуникативная единица, то есть объединение двух или более предикативных частей, функционирующих как одно целое, имеющее цель общения, сообщения. Как и простое предложение, сложное предложение оформляется повествовательной, побудительной или вопросительной интонацией, которая может быть еще и восклицательной. Интонационной особенностью сложных предложений является возможность совмещения в одном предложении интонаций разного типа: Все складывалось самым наилучшим образом, но почему же нас не покидает тревога?– сложное повествовательно-вопросительное предложение. Пригласите друзей, и вместе вы забудете свои печали. сложное побудительно-повествовательное предложение. Дай мне учебники, а нет ли у тебя и лекций? сложное побудительно-вопросительное предложение.

В зависимости от того, об одном, двух или нескольких лицах идет речь в сложном предложении, они делятся на моносубъектные, двусубъектные и полисубъектные. Например: Когда я закончу университет, буду поступать в аспирантуру сложноподчиненное моносубъектное предложение (в обеих частях субъектом является одно и то же лицо). Когда сестра закончит университет, а я буду учиться в десятом классе, мой брат пойдет в школу сложноподчиненное полисубъектное предложение (субъекты частей сложного предложения не совпадают).

Сложное предложение может быть внесубъектным (бессубъектным), если состоит из безличных предложений: Если на улице холодно, в доме особенно уютно сложноподчиненное бессубъектное предложение. Возможно объединение субъектных и внесубъектных предложений: Пока тепло, мы не думаем о предстоящей зиме – сложноподчиненноебессубъектно-субъектное предложение.

1. Определите количество предикативных частей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.