Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Любое предложение, состоящее из главной и трех придаточных частей, связанных последовательно, можно




Н е о д н о р о д н ы м с о п о д ч и н е н и е м) связаны придаточные с главным в том случае, если они относятся к разным словам в главном или относятся к одному и тому же предложению, но отвечают на разные вопросы.

П а р а л л е л ь н ы м п о д ч и н е н и е м (во многих вузовских пособиях этот тип связи придаточных называют

Например:

Хоть я и свил гнездо в долине (1 часть), Но чувствую порой и я (2 часть ), Как животворно на вершине Бежит воздушная струя (3 часть) … (Тютчев) – это многочленное сложноподчиненное предложение состоит из трех предикативных частей (вторая часть- главная, первая – придаточное уступительное (союзное), вторая – изъяснительно-объектное (дополнительное, союзное); придаточные связаны с главным по способу параллельного подчинения.

 

 

Схема предложения:

1) Уступ. прид.
3) Изъясн. прид.
2) Гл. часть

,

Несмотря на что? Что?

Хоть, как.

Сложноподчиненное предложение

с параллельным подчинением

При о д н о р о д н о м с о п о д ч и н е н и и придаточные не только относятся к одному и тому же предложению (если это предложение расчлененной структуры), или к одному слову или словосочетанию в главном предложении (если это предложение нерасчлененной структуры), но и отвечают на один и тот же вопрос. Например:

Как ни бесилосязлоречье (1 часть), Как ни трудилося над ней (2 часть), Но этих глаз чистосердечье – Оно всех демонов сильней (3 часть) (Тютчев) – сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением придаточных уступительных.

Схема предложения:

. Несмотря на что? ,,

Сложноподчиненное предложение

с однородным соподчинением придаточных.

 

Многочленные сложноподчиненные предложения могут одновременно иметь как последовательное подчинение, так и соподчинение придаточных. Например:

В часы (1 часть), когда бывает так тяжко на груди (2 часть), И сердцеизнывает (3 часть), И тьма лишь впереди (4 часть); Без сил и без движенья, Мы так удручены (5 часть), Что даже утешенья Друзей нам не смешны (6 часть), - Вдруг солнца луч приветный Войдет украдкой к нам И брызнет огнецветной

струею по стенам (1 часть) (Тютчев).

Схема предложения:

, Какие? ,и, и,, В какой степени? Что.

6) Прид. степени
Это многочленное сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением четырех придаточных присубстантивно-атрибутивных и последовательным подчинением 2 степеней (придаточное определительное – придаточное первой степени, придаточное обстоятельственное степени признака – придаточное второй степени).

Обратите внимание, однородные придаточные определительные (присубстантивно-атрибутивные) соединены повторяющимся союзом и, поэтому перед союзами стоят запятые.

 

Различают принципиальные схемы, дающие общее представление о сложном предложении, т.е. о количестве предикативных частей и способе их связи с главной частью (последовательном или параллельном подчинении), однако такие схемы, как правило, не включают вопросы к придаточным, союзы, обозначения типов придаточных, не дают точного порядка следования частей, не различают однородное соподчинение и параллельное подчинение. Например, всякому сложноподчиненному предложению с двумя придаточными частями, относящимися к главному, соответствует такая схема:

представить в виде схемы:



В контрольной работе следует составлять схемы предложений, дающие не только общее представление о структуре сложной предикативной единицы, но максимальную информацию о ней.

Образец выполнения задания:

 
Если проследить историю колонии со времени занятия ее европейцами в течение голландского владычества и сравнить с состоянием (1 часть ), в которое онапоставлена англичанами с 1809 года (2 часть ), то не только оправдаешь насильственное занятие колонии англичанами, но и порадуешься (3 часть ), что этослучилось так, а не иначе (4 часть ) (Гончаров).

Схема предложения:

, При каком условии? Чему? Если, что. Каким? ,
2) Прид. опред.
1)Услов. прид.
4)Изъясн. прид.
3) Гл.часть

1. По цели высказывания это предложение повествовательное. По эмоциональной окрашенности – невосклицательное. По отношению к действительности (модальности) – утвердительное. Полисубъектное.

2. Это сложноподчиненное предложение представляет собой полипредикативную единицу, состоящую из 4 частей.

3. Характеристика первого двучлена:

Если проследить историю колонии со времени занятия ее

европейцами в течение двухвекового голландского владычества и сравнить с состоянием, то не только оправдаешь насильственное занятие колонии англичанами, но и порадуешься…

1) Главная часть – то не только оправдаешь насильственное колонии англичанами, но и порадуешься.

Придаточная – если проследить историю колонии со времени занятие занятия ее европейцами в течение двухвекового голландского владычества и сравнить с состоянием…

Вопрос к придаточной части При каком условии? задаем от всей главной.

Таким образом, по структурно-семантической классификации мы характеризуем этот двучлен как предложение расчлененной структуры с придаточным условия. По логико-грамматической классификации – предложение с придаточным обстоятельственным условия. То же по школьной классификации. По формальной классификации это предложение с союзом.

2) Основные средства связи:

а)союз если, то составной, двуместный, семантический, недифференцирующий, стилистическинейтральный;

б) коррелят невозможен;

в) интонацией законченности не обладает ни главная, ни придаточная части. Для этого двучлена характерна восходяще-нисходящая интонация.

3) Дополнительные средства связи:

а) придаточное условное предшествует главному (стоит в препозиции), этот порядок негибкий (фиксированный), что обусловлено наличием в главной части второй части союза то;

б) актуальное членение двучлена: придаточная часть – тема, главная – рема;

в) в данном двучлене наблюдается совпадение видов глаголов-сказуемых (совершенный вид) и несоответствие временных форм: в придаточном условном используется инфинитив, т.е. неизменяемая форма глагола, в главной части – глаголы в форме простого будущего времени;

г) можно отметить некоторые признаки структурного параллелизма: одинаковый порядок слов в главной и придаточной частях (на первом месте сказуемое, далее – прямое дополнение, потом второстепенные члены, распространяющие дополнение.

 

4. Анализ второго двучлена:

Если проследить историю колонии со времени занятия ее европейцами в течение двухвекового голландского владычества и сравнить с состоянием, в которое она поставлена англичанами с 1809 года

1) В роли главной части в этом двучлене выступает придаточное условное: Если проследить историю колонии со времени занятия ее европейцами в течение двухвекового голландского владычества и сравнить с состоянием

Зависимая часть - в которое она поставлена англичанами с 1809 года

Вопрос Каким? к зависимой части ставится от одного слова с состоянием.

Таким образом, по структурно-семантической классификации этот двучлен характеризуется как предложение нерасчлененной структуры с придаточным присубстантивно-атрибутивным распространительного типа. По школьной и логико-грамматической классификации это предложение является определительным, по формальной – с союзным словом.

2) Основными средствами связи являются:

а) союзное слово в которое выражено относительным

местоимением в ед. ч., ср. р., вин. п.. В предложении оно выполняет функцию косвенного дополнения;

б) коррелята нет, его подстановка изменит двучлен в сложноподчиненное предложение с присубстантивно-атрибутивным придаточным выделительного типа;

в) интонацией конца не обладает ни одна из частей, для двучлена характерна восходяще-нисходящая интонация (хотя в составе данного многочленного предложения она будет восходяще-нисходяще-восходящей: в конце придаточного присубстантивно-атрибутивного наблюдается повышение тона);

3) Дополнительные средства связи:

а) порядок следования частей: придаточное условное предшествует главному (стоит в препозиции), позиция негибкая (фиксированная);

б) актуальное членение предложения: двучлен

представляет собой тему;

в) соотношение видо-временных форм глаголов: в обеих

частях использованы глагольные формы совершенного вида (в придаточном условном инфинитивы, в придаточном присубстантивно-атрибутивном – причастие), форма времени присуща только причастию; таким образом, наблюдается частичное совпадение: совпадает вид;

г) тождественная лексика в обеих частях (европейцами,

голландского – англичанами; двухвекового владычества – с 1809 года);

д) неполнота придаточного условного: косвенное

дополнение с состоянием требуетобязательного распространения.

 

5. Характеристика третьего двучлена:

…то не только оправдаешь насильственное занятие колонии англичанами, но и порадуешься, что это случилось так, а не иначе.

1)Главная часть – то не только оправдаешь насильственное колонии англичанами, но и порадуешься.

Придаточная часть - что это случилось так, а не иначе.

Вопрос Чему? задаем от одного слова порадуешься в главной части.

Таким образом, по структурно-семантической классификации это предложение нерасчлененной структуры с придаточным изъяснительно-объектным с реальной модальностью. По логико-грамматической классификации - с придаточным дополнительным, по школьной – с придаточным изъяснительным, по формальной – с союзом.

2) Основное средство связи – союз что. Это простой, одноместный, асемантический, стилистически нейтральный союз.

Коррелята нет, но он возможен (…порадуешься тому, что это случилось так, а не иначе).

Интонацией конца обладает изъяснительно-объектное придаточное. Для двучлена характерна восходяще-нисходящая интонация.

3) Дополнительные средства связи:

а) порядок следования частей: придаточное стоит в постпозиции по отношению к главной части; структура негибкая;

б) актуальное членение предложения: главное предложение – тема, придаточное – рема;

в) соотношение видо-временных форм глаголов: частичное совпадение: в главной и придаточной частях использованы глаголы совершенного вида, в главной части использована форма простого будущего времени, в придаточной части – форма прошедшего времени;

г) неполнота главной части: в главной части сказуемое порадуешься требует обязательного распространения дополнением, позицию которого занимает придаточное дополнительное (изъяснительно-объектное, изъяснительное).

4) Придаточные связаны с главным по способу параллельного подчинения (придаточное условное и придаточное изъяснительно-объектное) и по способу последовательного подчинения двух степеней (придаточное условное и придаточное присубстантивно-атрибутивное: придаточное условное – придаточное первой степени, присубстантивно-атрибутивное придаточное – второй степени).

 

ЗАДАНИЕ 2

 

Найдите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, присоединительными, образа действия, сравнительными, определительными, начинающимися словом что. Определите, союзом или союзным словом является слово что в каждом из этих предложений.

Для выполнения этого задания воспользуйтесь теоретическим материалом, помещенным выше (с. 59-63).

 

Образец выполнения задания:

И мне казалось, что меня Какой-то миротворный гений Из пышно-золотого дня Увлек, незримый, в царство теней (Тютчев) – изъяснительно-объектное (подлежащное) придаточное присоединено союзом что.

О, если бы тогда тебе приснилось, Что будущность для нас обоих берегла… (Тютчев) – изъяснительно-объектное (подлежащное) придаточное присоединено союзным словом что, которое выполняет функцию прямого дополнения.

Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной …(Тютчев)- изъяснительно-объектное (дополнительное) придаточное присоединено союзным словом что, которое выполняет функцию подлежащего.

Не то, что мните вы, природа… (Тютчев) – местоименно-соотносительное придаточное присоединено союзным словом что, которое выполняет функцию прямого дополнения.

Мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей … (Тютчев) - местоименно-соотносительное придаточное присоединено союзным словом что, которое выполняет функцию подлежащего.

Без сил и без движенья Мы так удручены, Что даже утешенья Друзей нам не смешны … (Тютчев) – придаточное степени признака присоединено союзом что.

От желчи горького сознанья, Что нас поток уж не несет …(Тютчев) – присубстантивно-атрибутивное придаточное присоединено союзом что.

Ф. И. Тютчевым написаны замечательные статьи, посвященные внешнеполитическим проблемам, что свидетельствует о его успешной дипломатической деятельности - придаточное присоединительное. Что - союзное слово, выполняющее функцию подлежащего.

ЗАДАНИЕ 3

1. Охарактеризуйте смысловые отношения между частями в сложносочиненных предложениях.

2. Объясните употребление точки с запятой в

сложном предложении (два-три примера); укажите, соответствует ли постановка знака в тексте современным правилам постановки точки с запятой в сложном предложении.

 

Выпишите из текста 5-7 сложносочиненных предложений с различными союзами и охарактеризуйте отношения между частями в них, используя изложенный ниже теоретический материал.

При выполнении задания рекомендуем подчеркивать грамматические основы предложений, так как это поможет Вам различить сложносочиненные предложения и предложения с однородными сказуемыми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.