Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика западноевропейской культуры




План лекции

Лекция 5. Специфика социально-культурного развития стран Западной Европы

  1. Специфика западноевропейской культуры.
  2. Особенности культурной политики во Франции и Италии. Источники финансирования культуры.
  3. Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции.

Фактически культура – всеобъемлющее явление. Она проникает во все сферы жизни общества. Этот феномен обнимает все, что создано руками и умом человека, что появилось в процессе эволюции. Язык, бытующие в обществе идеи, поведенческие нормы, традиции, исторический опыт, материальные предметы, которые окружают нас – все это проявления культуры. Включая само общество и государство.

Ученые достаточно давно установили: биологически все народы, населяющие Землю, одинаковы. Нет интеллектуального неравенства, связанного с национальной или даже с расовой принадлежностью. Различия носят исторический характер. Все определяется тем, в какой стране и в какой семье вырос человек, то есть все зависит от социально-культурного развития: от воспитания и образования. (Любопытный пример: в 1938 году французская научная экспедиция обнаружила в Парагвае очень древнее и примитивное племя, которое при виде пришельцев разбежалось, оставив у костра полуторагодовалую девочку. Антропологи подобрали ее, привезли в Париж, и она, по сути родившаяся в каменном веке, выросла настоящей парижанкой, абсолютно адаптированной к европейскому образу жизни, владеющей тремя языками).

Крупнейший мыслитель XX века Эрих Фромм с полным основанием утверждал, что человек – продукт культуры. В книге «Бегство от свободы» (1941 г.) Фромм писал: «Самые прекрасные, как и самые уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности. Иными словами, общество осуществляет не только функцию подавления, хотя и эту тоже, но и функцию созидания личности. Человеческая натура – страсти человека и тревоги его – это продукт культуры; по сути дела, сам человек – это самое важное достижение тех беспрерывных человеческих усилий, запись которых мы называем историей».

Прежде всего культура это то, что проявляется каждодневно во взаимоотношениях на работе, на улице, в общественном транспорте, дома, в тех или иных контактах с органами власти. И лишь во вторую очередь она в материальных предметах, окружающих человека: зданиях, бытовых предметах, книгах и иных носителях, хранящих накопленные знания, и т.д. Вот почему оказывается, к примеру, что вопрос о совершенстве действующего законодательства менее важен, чем вопрос о том, как исполняется это законодательство.

Каждой цивилизации отвечает своя культура. По сути, именно она является продуктом развития цивилизации. Можно говорить о культуре применительно к человечеству и о культуре отдельных народов. Национальные особенности связаны с культурными отличиями. Именно они определяют повседневную ткань жизни разных народов. А значит, и непохожесть того, как «устроено» будничное существование жителей Китая и, например, Бразилии, жителей Дании и Пакистана.

Культура определяет менталитет народа – систему приоритетов и ценностей. Кроме того, культура воспроизводит саму себя, прежде всего в тех сферах, которые непосредственно связаны с человеческим существованием, повседневной жизнью, и потому является воплощением консерватизма. Именно по этой причине изменение менталитета – трудный и длительный процесс.

Страны Западной Европы уже не первое столетие наиболее успешные в экономике и социальной сфере, принадлежат западноевропейской культуре. К существенным факторам, определяющим ее, следует отнести: а) законопослушность; б) умение граждан нести ответственность за себя; в) уважение к личности (самоуважение – как обратная сторона уважения к личности). На законопослушности зиждется правовое государство. Умение граждан и, соответственно, потребность нести ответственность за себя, равно как и уважение к личности, дополняемое самоуважением, являются фундаментом гражданского общества.

Главная ценность западноевропейской культуры – свобода. Причем речь идет о свободе как внутреннем состоянии. Западноевропейская цивилизация воспитала потребность в особой свободе, не беспредельной, лишенной каких-либо границ (русская вольница), а неразрывно связанной с пониманием связи между собственной свободой и свободой других людей, между свободой и ответственностью за собственные поступки, решения.

Ключевое место в западноевропейской культуре занимает уважение к частной собственности, предполагающее соответствующие гарантии ее защищенности, независимости от власти. Институт частной собственности сформировался в Западной Европе достаточно давно. (К примеру, в Англии – в XIII веке). Но определяющим, как будет показано ниже, является не наличие частной собственности, а ее приоритет по отношению к власти, то есть такое положение, когда любые властные полномочия чиновников не могут обеспечить незаконное изъятие частной собственности без согласия на то собственника. (На ключевое значение приоритета частной собственности по отношению к власти неоднократно указывал в своих работах известный историк, профессор ГУ-ВШЭ Леонид Васильев).

Не менее ключевое значение имеет соотношение государства и человека. Во всех восточных деспотиях и недемократических государствах во все времена и поныне приоритет неизменно отдавался и отдается государству по отношению к человеку. Но именно приоритет человека по отношению к государству обеспечил успешное развитие экономики в странах Западной Европы и Северной Америки, а позднее обеспечил развитие в социальной сфере.

Важно понимать, что демократия в экономически развитых странах, прежде всего, проистекает из культуры граждан – являет собой стиль жизни и стиль мышления подавляющей их части.

Необходимо подчеркнуть значение западноевропейской культуры как универсальной, дающей возможность наиболее полно использовать потенциал общества, каждого из его членов. Адаптация ценностей этой культуры – вовсе не унизительное копирование Запада, а использование открытых в Западной Европе закономерностей, связывающих определенную культуру и успешность модернизации. Говоря о западноевропейской культуре, известный философ Александр Ахиезер в объемном труде «Россия: критика исторического опыта» (1998 г.) отмечал: «Развитие либеральной цивилизации совпадает с формированием первой универсальной культуры человечества, которая оказалась сильнее всех мировых религий по своей массовости, широте и глубине охвата, по своей способности превращаться в основу не только церкви, но и государства. Эта культура носит плюралистический, диалогический характер, позволяя одновременно культивировать и исторически сложившиеся культуры, т. е. сохранять самобытность, разнообразие культур. Она носит динамичный характер, имеет тенденцию опираться на науку




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.