Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход как основа разработки градостроительно-средовых концепций общественных центров




2.1. Градостроительно-средовая концепция общественного центра разрабатывается на основе системного анализа (предпроектное исследование) и системного представления о будущем объекте.

В системном подходе исходным является то, что специфика сложного объекта - системы - не исчерпывается составными его частями, а коренится прежде всего в характере связей и отношений между элементами. Выявление структуры связей системы означает прежде всего распознание тех ее характеристик, которые обеспечивают устойчивость, сохранение объекта и вместе о тем определяют тип и направление ее изменений. Поэтому генеральный документ развития градостроительного объекта должен быть не законом, не суммой разнородных сведений об "условнофинальном" состоянии, а программой, определяющей ключевые направления деятельности. В этом документе должна быть выражена стратегия поэтапного развития всей градостроительной системы или отдельного ее элемента, включающая данные ее исходного состояния и варианты изменений.

2.2. При разработке концепции общественного центра необходимо не ограничиваться кругом типологических вопросов, а использовать каждую работу как шанс дли поиска новых направлений градостроительного контроля за сбалансированным развитием городской среды. В целом каждый объект (общественный центр) должен рассматриваться и как элемент системы общественных центров (представляющей градоформирующую инфраструктуру города) и как система, от каждого элемента которой зависит функционирование общественного центра в целом.

Иначе говоря, каждый проектируемый объект определяется как органичная часть некоторого целого, градостроительной системы, и как городской контекст для алементов более низкого уровня. При этом границы и характер объектов определяются.в соответствии с условиями проектной задачи, включенными в единое поле проблем городского развития.

2.3. Исходным принципом постановки развернутой задачи является построение экономными средствами достаточно полной описательной модели градостроительно-средовой, ситуации. Ключом к поиску способов постановки задачи и максимально аффективного ее решения является цель обеспечения качественного скачка в развитии всей градостроительной системы за счет активного использования внутренних ресурсов градостроительной ситуации, органичного включения нового объекта и трансляции новых технологий его формирования и функционирования по всей системе.

2.4. Системный подход к анализу и моделированию объекта (города, фрагмента городской среды, общественного центра) предполагает представление об объекте как органичной системе, обладающей рядом свойств; взаимовлиянием подсистем, непрерывностью связей, иерархической структурой связей и элементов, динамической устойчивостью (способностью к развитию при сохранении основных структур связей).

2.5. Ведущими в структуре связей системы центров крупнейших городов являются транспортные коммуникации - внутренние ресурсы системы, накопленные за сотни лет. Сложная иерархическая структура сложившихся агломерационно-городских транспортных коммуникаций обладает необходимыми свойствами для развития системы общественных центров: непрерывностью, устойчивостью, изоморфностью, способностью к развитию и др. С экономической точки зрения преобразование транспортной инфраструктуры относится к самым дорогостоящим мероприятиям в городе. Поэтому сложившиеся транспортные узлы, обеспечивающие непрерывность городских и агломерационно-городских связей независимо от их размещения в рекреационной, промышленной или жилой, центральной или периферийной зонах развивающейся системы центров всегда будут обладать крупнейшими зонами влияния, следовательно, и наивысшим потенциалом развития общественных функций.

2.6. Высокая концентрация в крупных и крупнейших городах транспортно-пересадочных узлов (включающих железнодорожные станции, автостанции, станции метро и остановки наземного общественного транспорта) обусловливает распределение посетителей объектов общественного назначения, в городе вне зависимости от искусственного деления территорий на условно соподчиненные зоны и центры. Количество этих узлов, реальных и потенциальных фокусов городской жизни, связанных друг с другом метрополитеном и другими видами транспорта, так велико, что по существу каждый формирующийся на их основе центр вмещает все "ступени обслуживания" города, что делает ненужным и неэффективным проект ирование центров вне городской транспортной инфраструктуры.

2.7. В городской инфраструктуре можно условно выделить несколько относительно автономных слоев и иерархических построений - "подсистем", взаимообусловленных формированием различных сфер жизнедеятельности. Находясь под влиянием друг друга, каждая вносит свой особый смысл в общую проекцию планировочного рисунка города и его социально-морфологической инфраструктуры. Для того чтобы построить перспективную модель какой-нибудь одной городской подсистемы (в данной случае - общественных центров), важно знать закономерности формирования других подсистем, условия устойчивости и подвижности их сложившихся структур.

2.8. Иерархия элементов системы центров задается не одной какой-либо иерархической структурой транспортно-пешеходных связей, а рядом подобных структур, как бы наложенных одна на другую: моноцентрической, полицентрической, радиально-кольцевой, линейной, линейно-параллельной и т.д. В каждом из этих построений обнаруживаются главные и второстепенные связи и элементы. Все они не завершены и продолжают развиваться. Но только при наложении этих структур можно определить подлинное место каждого элемента в общей коммуникационной инфраструктуре системы.

2.9. Важнейшая категория системной методологии - динамическая устойчивость - является также органичным свойством системы общественных центров. Это свойство позволяет рассматривать систему общественных центров города как важнейший компонент всей его инфраструктуры, наиболее устойчивую подсистему. В свою очередь, наиболее устойчивым компонентом системы общественных центров города является сеть общественного транспорта, и, в первую очередь, скоростные виды: метрополитен, железные дороги, экспрессы.

Транспортная структура связей определяет устойчивые иерархические соотношения между элементами системы общественных центров, а каждый из этих элементов обладает своей внутренней устойчивой структурой связей, определяющей его основные признаки сходства и различия с другими элементами системы. Поэтому каждый элемент (центр) необходимо рассматривать как сложную систему, изоморфную всей системе центров и обладающую индивидуальными условиями устойчивости и развития. При таком понимании системы открываются новые возможности исследования и проек тирования общественных центров. Так, безусловно, изоморфным и отдельным центром являются концептуальные модели динамических градостроительных систем, преемственность и широкое распространение которых в различных по социально-экономическому и техническому уровню развития странах свидетельствует о безошибочности идеи.

Одно из условий устойчивости (элементов системы общегородского центра) - вертикальное зонирование. Являясь одной из наиболее давних концепций, она за полвека прошла полный цикл своего развития от "утопии" до "реализации".

Другой тип устойчивости (градостроительной системы) заложен в не менее давней идее горизонтального зонирования городской территории, но тоже в виде трехмерных полос (функциональных зон города).

2.10. Практика проектирования наиболее крупных современных центров показывает, что основной частью инфраструктуры, остающейся неизменной длительный срок, является совокупность относительно автономных структур: структуры транспортных и пешеходных связей; структуры внутренних технологических связей между наиболее мощными учреждениями обслуживания; структуры функциональных связей между ведущими и подчиненными элементами; структуры основных композиционных связей. При этом особое значение в обеспечении свободного развития центра имеет трехмерная развитая коммуникационная структура транспортно-пересадочного узла, составляющая ядро центра. Предусмотреть необходимый "запас прочности" инфраструктуры центра во избежание серьезных нарушений его внутренней организации и расходов на его постоянную реорганизацию позволяет определение его существующего и перспективного места в развивающейся системе.

2.11. Важным принципиальным моментом при разработке градостроительно-средовой концепции является коренная смена ориентации с установки равномерного распределения стандартных услуг на концепцию целостности и неравномерности развития городской среды.

Ввод в действие нового общественного центра является сложным динамическим процессом, в котором каждый новый элемент: здание, комплекс, улица, фрагмент городской среды, мост и т.д. - не просто арифметически прибавляется к сложившейся градостроительной системе, а качественно воздействует на нее. Поэтому коренное отличие системного подхода к разработке стратегии развития системы центров города от механической реализации статичного Генплана состоит в том, что каждый этап развития городской инфраструктуры рассматривается как важный решающий шанс обеспечения качественного скачка всей системы, как шанс предотвращения дальнейшей деградации городской среды.

Качественное преобразование городской среды не исчерпывается строительством общественных зданий. Необходимы комплексные мероприятия по введению полноценных новых типов городских общественных пространств многофункционального назначения, способных реально активизировать общественную жизнедеятельность населения.

2.12. Системный анализ города и его отдельных подсистем (инфраструктур), в особенности транспортной инфраструктуры, позволяет произвести наиболее точный выбор участке, учитывающий также и уже сложившийся функционально-пространственный и архитектурно-художественный фонд (внутренние ресурсы для формирования будущего общественного центра).

В отличие от распространенного в отечественной практике "Десанта" городской среды на неподготовленную основу как в центральных, так тем более в периферийных районах, принцип деформирования архетипов городской среды означает кардинальный поворот в сторону рационального использования городской территории, обновления и активизации общественной жизни, сбалансированного и интенсивного развития системы общественных центров.

2.13. Выбранный участок должен удовлетворять одновременно ряду требований, имеющий принципиальное значение для интенсификации и обновления системы общественных центров города.

Важнейшим критерием выбора участка для развития функций городского общественного пространства является функциональная многослойность: плотность размещения фокусов притяжения и разнообразие услуг и информации.

Вторым требованием к выбору участка является ресурсопорождающий потенциал фрагмента городской территории.

Третьим требованием к выбору участка служит значительный сложившийся потенциал архетипов среды, пространственные возможности и оценка ограничений для формирования и развития общественных центров.

Четвертым решающий критерием выбора участка является степень воздействия нового средового архетипа на дальнейшее развитие всей градостроительной системы.

Определение относительной степени воздействия нового элементе на преобразование всей системы возможно путем обобщенного пилотажного прогноза по трем основным направлениям: с точки зрения активизации потребительской подсистемы и повышения со-цио-культурного потенциала; с точки зрения интенсивной трансляции новых принципов формирования городских интерьеров; с точки зрения экстренного обновления организационных структур градостроительного контроля.

2.14. После обоснованного выбора участка для формирования центра необходимо провести пространственно-средовой анализ конкретной ситуации. рассматривая будущий объект как органичную часть городского контекста, важно определить особенности и ценные ресурсы этого контекста. При этом конкретные позиции индивидуальной градостроительно-средовой концепции должны соответствовать главной цели - сохранению и восстановлению уникального комплекса утраченных архетипов среды, безболезненному введению новых функциональных структур и модернизации городской среды.

Каждый городской контекст необходимо рассматривать с точки зрения оценки состояния реально сложившихся целостных образов городской среды (архетипов). Нередко участок, свободный от застройки, но весьма активно используемый в качестве перекрестка многочисленных пешеходных связей, простирается на 2,3 и более гектаров. При анализе такого участка необходимо выявление "недеформированных" архетипов: одностороннего фронта магазинов (торговая улица), незавершенного угла квартала (площади), ряда деревьев (бульвар), неблагоустроенной автобусной остановки (комплекс попутного обслуживания и экспресс-информации) и т.д.

2.15. Кроме задачи доформирования или модернизации ясных средовых обрезов, определяются элементы, препятствующие формированию полноценного образа общественно значимой среды: фабричный фасад, гаражи, сараи, торцы пятиэтажек и т.п. В ходе разработки пространственной концепции необходимо максимально снизить негативный эффект зрительного воздействия этих элементов. В ряде случаев их размещение оказывает непосредственное влияние на корректировку функциональной структуры комплекса.

Вводятся дополнительные элементы, выполняющие функции зрительных экранов, блоки перемещаются, уточняется система их пространственных связей.

2.16. Современные принципы формирования функционально насыщенной, информационно избыточной и комплексно организованной в ландшафтном, дизайнерском, архитектурном и градостроительно-планировочном отношениях среды по существу охватывают все реально существующие и актуальные градостроительно-средовые задачи, включая доформирование, новоделы, реконструкцию, новое строительство и т.д.

2.17. Главными целями стратегии преобразования городской среды являются:

- предотвращение дальнейшей деградации исторического ядра;

- доформирование и усиление значимости ценных сложившихся архетипов среды, отвечающих характеристикам общественных центров и развитию целостной системы общественных пространств;

- устранение препятствий формирования системы центральных площадей, карманов, пассажей, улиц, бульваров, скверов;

- выбор "экспериментальных полигонов" для развертывания мероприятий долгосрочных программ обновления среды;

- выбор "экспериментального полигона" для введения нового ресурсопорождающего типа среды, первоочередного объекта строительства, эталонного архетипа общественного городского пространства.

С введением эталонного типа общественно значимой среды при строительстве новых общественных зданий и центров в будущем город не только будет застрахован от ошибок затянувшегося безвременья в архитектуре общественных пространств, не будет гарантировано появление все новых типов современной городской среды, конкурирующих между собой и стимулирующих непрерывное обновление и повышение городской культуры.

2.18. Преодоление упрощенного представления о системе общественных центров и ресурсах ее развития вызывает и необходимость преодоления упрощенного представления о формах градостроительного регулирования. Различие этих форм на разных участках города определяется неравномерностью развития агломерационно-городских транспортных связей и узлов, неоднородностью внутренних потенциалов каждого центра и неравнозначностью влияния преобразования каждого центра на развитие системы.

2.19. При программировании поступательного и циклического преобразования системы необходимо опираться на ретроспективу формирования ее элементов как на специфический ресурс развития. Большинство недавних пригородных территорий, включенных в город, постепенно утрачивает свои уникальные функции рекреационного использования. Культурно-рекреационные центры, независимо от их размещения на агломерационных или внутригородских коммуникациях, представляют собой ту особую подсистему системы центров, которая усиливает ее специфику и отражает развитие социально-исторических связей системы обслуживания города.

2.20. Внимательного рассмотрения требуют вопросы взаимодействия системы центров города и мест приложения труда, особенно промышленных предприятий; организации связей между предприятиями и транспортными узлами; подсистемы попутного обслуживания города; включения ведомственных объектов культуры и спорта в систему центров города; развития торговых функций и сферы бытового обслуживания на территории предприятий и др.

2.21. Наряду с перестройкой административно-организационных структур, введением новых хозяйственно-правовых отношений, восстановлением в правах и развитием урбанистики и с выполнением других долгосрочных программ оздоровления социально-политической и профессиональной культуры развития городов необходимы безотлагательные оперативные меры, направленные на максимальное снижение негативных последствий действующих норм формирования заказов и стереотипов их выполнения. К таким оперативным способам перестройки относится разработка градостроительно-средовых концепций. Преимущество этой формы научно-проектной деятельности заключается в реальной возможности использовать сложившиеся организационные структуры, не дожидаясь их кардинальных преобразований, но активизируя эти изменения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.