Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы проектирования многофункциональных комплексов




4.1. Главной особенностью моделирования многофункционального объекта является комплексное решение градостроительных, типологических и средовых вопросов.

Решающим этапом разработки пространственной модели является построение среды центра как непрерывной системы общественных пространств. При любом варианте функционально-технологической структуры и при всей разнообразии ограничений пространственного развития центра система общественных пространств является главный связующий звеном, каркасом, обеспечивающим структурные связи центра с окружением, сквозные программы деятельности центра и будничный режим его функционирования. Система общественных пространств центра позволяет ввести новый тип городского интерьера, насыщенного информацией, комплексом сопутствующего и попутного обслуживания, современным технический оборудованием, элементами городского дизайна.

Итогом предпроектной стадии разработки концепции общественного центра является рабочая модель, в которой тесно взаимосвязаны вопросы упорядочения планировочной структуры всего городского контекста, функционально-технологической структуры многочисленных блоков центра и дизайнерского построения системы общественных пространств.

4.2. Многофункциональные объекты должны удовлетворять прежде всего следующим условиям:

- сохранить и доформировать городское пространство;

- стимулировать городскую жизнедеятельность;

- быть связующим звеном в городском пространстве;

- создавать социальное разнообразие;

- соответствовать историческому и культурному контексту;

- соответствовать закономерностям городского развития и обладать свойством динамической устойчивости;

- отвечать требованиям каждой функции;

- обеспечить взаимосвязи различных функций;

- оптимально использовать технику;

- отвечать экономическим требованиям;

- соответствовать человеческой психике.

4.3. В условиях кардинальной смены государственной социально- экономической политики и переходе к новый организационно-хозяйственным структурам при проектировании многофункциональных комплексов следует исходить из принципиально новой концепции общественного центра.

Целью формирования и проектирования центра должно быть создание ресурсопорождающего объекта, способного не просто обеспечивать те или иные потребности, но - осуществлять расширенное воспроизводство "экономических и социокультурных ресурсов.

Ресурсопорождающее свойство объекта заключается в том, что обеспечение условий для удовлетворения актуальных и для развития все новых интересов населения повышает потребительскую стоимость комплекса и городской территории и в конечном итоге дает прибыль как в материальном, так и в социальном смысле.

Эта концепция взамен стандартного набора программ, услуг, форм хозяйствования, типовых помещений - предполагает индивидуальное формирование объекта, основанное на максимальном использовании внутренних ресурсов городского развития и на обеспечении качественно новых решений конкретных социальных проблем города и всех сфер проектной, производственной, организационной, эксплуатационной, научно-методической, общественной, досуговой и др. деятельности.

4.4. Концепция ресурсопорождающего объекта, нацеленная на кардинальную перестройку организационно-проектного мышления, включает ряд ключевых принципов проектирования современных многофункциональных комплексов общественных центров.

4.5. Одним из важнейших принципов проектирования ресурсопорождающего объекта является динамическое моделирование.

Введение категории времени в процесс формирования общественного центра предостерегает проектировщика от традиционного жанра проектной работы над статичным объектом, отвечающим лишь нормативным требованиям сиюминутной ситуации в различных сетях городского обслуживания и художественному вкусу автора и заказчика.

Проектирование крупного многофункционального комплекса, являющегося значительным целостным фрагментом городской среды, требует от проектировщиков и заказчиков нового взгляда на проблему и новых знаний.

Чтобы понять особенности динамического объекта и преимущества динамического моделирования, необходимо прежде всего рассматривать конкретный объект в контексте развития всей градостроительной системы.

4.6. Для определения потенциала имманентного развития системы центров города и отдельных ее элементов необходимо исходить из представления о них как о мощных компликаторах, обладающих структурно-динамической устойчивостью.

Поиск инвариантов развития отдельных центров как систем подвижного равновесия предполагает как бы движение "снизу вверх", от элемента к системе. Такой подход позволяет рассматривать условия динамической устойчивости отдельных центров, способных вступить во взаимодействие с другими центрами, как ключ к регулированию интенсивного сбалансированного развития всей системы центров города.

4.7. Динамическое моделирование изоморфных друг другу объектов - системы центров и отдельного центра - представляет собой сложный аналитико-синтетический процесс установления отношений между внутренними ресурсами развития объекта, внешними ресурсами (дополнительными) и формами градостроительного регулирования.

На основе внутренних ресурсов объекта строится объективная модель, в которой выявляются его наиболее устойчивые характеристики: генетические связи, иерархические построения транспортных, пешеходных, функциональных, композиционных структур, магниты, архетипы.

Внешние (дополнительные) ресурсы развития объекта определяются по принципу сохранения и усиления наиболее устойчивых его характеристик и в соответствии с реальными возможностями качественного преобразования объекта. На основе согласования внешних и внутренних ресурсов строится перспективная модель объекта.

Динамическая модель определяет этапы типологического восхождения от первого ко второму состоянию объекта. При этом, несмотря на конкретность архитектурно-пространственных форм, необходимо в динамической модели усматривать не просто программу очередности строительства, но открытость для направленного развития во всех аспектах: в вариантах архитектурных решений, в гибкости и изменчивости функциональной структуры, в обновлении организационных форм.

4.9. При проектировании центра фундаментальная закономерность непрерывного развития и окружающих условий, и внутренней функционально-пространственной структуры объекта должна быть не просто учтена в виде отведения резервной территории или введения строительного модуля и т.п., а должна быть введена и осознана как важнейшее свойство объекте, его способ существования, гарантия его способности к обновлению и к обеспечению постоянной популярности, как один из ведущих ресурсопорождающих механизмов функционирования.

Во избежание морального устарения проектируемого объекта и для предотвращения многочисленных искусственных трудностей адаптации и противоречий при его введении в систему центров города необходим поиск новых форм динамического функционально-пространственного моделирования не только центра, но и всего городского контекста в соответствии с постоянно меняющимися условиями.

4.10. Индивидуальные деятельностно-средовые программы следует разрабатывать для каждого центра с учетом возможности изменения программ в будущем. Недопустимой является установка на стабильную, неизменяемую структуру программ и услуг в центре, его культурной и хозяйственно-экономической деятельности. Ориентация на непрерывно обновляемые программы предостерегает от проектирования пространств и помещений одноцелевого функционального использования и выдвигает на первый план развитие новых технологий, конструкций, архитектурных решений динамичных пространств и новых форм пространственной экспансии функций на прилегающей территории.

В процессе социально-технологического проектирования должны учитываться два аспекта. С одной стороны, важно активизировать в рамках проектируемого объекта именно те виды культурно-общественной деятельности, которые уже сложились или складываются, т.е. использовать сложившиеся тенденции городской жизни и ответить именно на них. С другой стороны, необходимы нововведения, но в первую очередь такие, которые бы легко осваивались и становились естественными и привычными видами деятельности. Такие нововведения лучше вводить на втором этапе развития центра - как продолжение и обогащение тех структур деятельности, которые были заложены на I этапе. Второй этап становления центре означает достаточно полное развитие объекта, экономическую стабильность, непротиворечивость его функционирования, способность к освоению любых нововведений.

При разработке социально-технологических моделей центра необходимо учитывать и использовать возможности кооперирования организационных структур сферы культурного обслуживания, предполагая совместное проведение городских мероприятий с участием большинства городских объектов культуры и досуга.

Критерием удачной модели функционирования центра должен стать прогноз силы воздействия его деятельностно-средовых нововведений на культурную жизнь в городе, возможность трансляции новых идей по всей системе.

4.11. На стадии проектирования в инфраструктуру центра закладывается перспективная программа деятельности, рассчитанная на поэтапный процесс развития.

Под этапами развития подразумевается следующее:

I этап - формирование основных функциональных блоков на основе имеющихся в городе ресурсов.

II этап - развитие, расширение тех видов деятельности, которые сложились на первом этапе.

III этап - введение новых видов деятельности, формирование новых функциональных блоков.

Эти этапы не означают очередей строительства (хотя в некоторых случаях и могут совпадать с ними), т.е. при изыскании соответствующих финансовых и материально-пространственных ресурсов первый и второй этапы могут быть реализованы, например, в первой очереди строительства. Однако в каком бы объеме ни были реализованы программы развития в процессе первой и второй очередей строительства, всегда возникает необходимость в изменении и развитии новых функциональных (или функционально-пространственных) элементов или блоков. Предусмотреть перспективные изменения можно только в проектной логике поэтапного развития объекта.

Программа проектирования общественного центра в контексте преобразования системы центров города должна строиться как имитационная модель, позволяющая предусмотреть последствия принимаемых проектных решений для всех направлений развития системы: предотвращение дальнейшей деградации городской культуры в целом; активизация повседневных и праздничных программ общественной жизни; доформирование архетипов среды и введение современных разнообразных типов общественных пространств; освоение новых организационно-хозяйственных форм субсидирования проектирования, строительства и эксплуатации многофункциональных комплексов.

4.12. При построении динамической модели системы центров рекомендуется:

- установить возможность качественного преобразования системы за счет концентрации дополнительных ресурсов для преобразования в первую очередь тех центров, которые обладают достаточно высоким потенциалом, устойчивыми связями со всеми зонами влияния, способны компенсировать отстающие в развитии элементы и могут в ближайший срок достигнуть максимального уровня развития в рамках ограниченных ресурсов;

- установить соответствие и согласовать этапы предполагаемого развития транспортной структуры и этапы развития формирующихся на основе ее узлов общественных центров;

- предусмотреть дополнительные возможности повышения социально-экономического эффекта преобразования системы за счет использования зданий и сооружений, временного использования резервных территорий, запрещения строительства нежелательных объектов и поощрения строительства объектов, совместимых по функциям с общественными центрами, поэтапного ввода в эксплуатацию каждой очереди строительства и за счет организованных мероприятий по обновлению функционирования центров в соответствии с объективными изменениями в жизнедеятельности города;

- каждый этап реализации проекта центра рассматривать как важный ресурсопорождающий импульс, последствия влияния которого на развитие системы могут быть определены в гипотетической форме и потому должны служить объектом поэтапной аналитической работы с целью пространственной корректировки каждого следующего этапа проектирования.

4.13. Принцип взаимодействия общественного центра и городского контекста ставит проектируемый объект в ряд уникальных общественно значимых комплексов, от организации которых зависит функционирование всей системы общественных центров. Этот принцип предостерегает проектировщиков от решений по размещению, составу и архитектуре, вызывающих незначительные или даже отрицательные последствия в развитии городской культуры.

Ближайшее городское окружение следует рассматривать как конкретное пространственное ограничение, влияние которого распространяется как на архитектурно-художественный индивидуальный образ центра, так и на его индивидуальную функционально-пространственную структуру.

4.14. Основополагающим принципом органичного включения МФК в градостроительную систему является непрерывность пешеходной инфраструктуры, единой для здания и городского контекста. Создание непрерывной инфраструктуры пешеходных связей, обусловливающей многообразие целевых, транзитных и рекреационных способов использования городской территории, позволяет обеспечить сбалансированность между различными аспектами городской жизни. Разделение и изоляция функций неблагоприятно влияют на повседневную жизнь города, в то время как целостность пешеходной инфраструктуры означает непрерывность цепи событий с многочисленными фокусами притяжения пешеходов: Причем, если эти фокусы сильно удалены друг от друга, то пешеходное движение между ними становится вынужденным, оцениваясь как дискомфортное и непродуманное.

4.15. Для осуществления принципа органичного включения МФК в единую инфраструктуру и городскую ткань необходимо прежде всего распознать сущность городского контекста.

При осмыслении градостроительной ситуации ключевой задачей проектной работы следует считать максимальную согласованность между сценарием деятельности в городском пространстве и архитектурно-художественным образом этого пространства. При этом рекомендуется, с одной стороны, разрабатывать индивидуальные сценарии разнообразных способов использования территории, прилегающей к центру. С другой стороны, максимально использовать сложившиеся ресурсы градостроительной ситуации: застройку, структуру коммуникаций, ландшафтные особенности, средовые морфогены, сложившиеся стереотипы интенсивного использования территории в различные циклы жизнедеятельности города и др.

Задача органичного включения нового элемента - центра - в сложившуюся структуру городской среды может быть успешно решена не только при распознании, использовании и обновлении генетических особенностей градостроительной ситуации, но и при разработке новых форм развития функций центра во внешнюю среду. Общественный центр обладает богатейшим имманентным потенциалом преобразования культурной общественной жизни и культуры городской среды.

Сохраняя посещение каждого специализированного блока центра как ведущую функцию целевого способа использования прилегающей к нему территории, целесообразно дополнять ее сопутствующими функциями, такими, как: специальная информация и реклама, нетрадиционные услуги, специализированная торговля, экспресс-питание, любительские клубы и т.п.

В новых условиях хозяйствования центра становится выгодной организация дополнительных платных услуг населению, которые отвечают демократизации городской среды и активизации общественной жизни: авторские вечера, аукционы, уличные концерты, вернисажи, обучение ораторскому искусству, карнавалы, кооперативная торговля, аттракционы, автоматы и мн. др. Расширение функций центра может происходить как за счет многофункционального использования универсальных пространств, так и включения новых специализированных помещений или объектов, прилегающих зданий, за счет введения элементов и комплексов дизайна, городского оборудования.

Неповторимость каждой градостроительно-средовой ситуации обусловливает неизбежность и необходимость разработки индивидуального подхода к организации внешней среды центра и построения самостоятельной концепции общественного пространства.

При проектировании внешней среды центра следует помнить, что разнообразие и интенсификация использования городской территории повышает ее потребительскую стоимость, что может многократно увеличить социально-экономический эффект проектирования, строительства и эксплуатации центра.

4.16. Ориентация на подчеркивание уникальности городского контекста и на поиск индивидуальных средств достижения его целостности позволяет выделять следующие ключевые установки проектной работы по преобразованию фрагмента городской среды в рамках отведенной под строительство территории центра:

а. В целях сбалансированного развития подсистем городской инфраструктуры определить всю территорию, прилегающую к проектируемому центру, как одну из зон наивысшей потенциальной потребительской активности, требующей экстренной программы использования.

б. В условиях отсутствия в городе современных типов город ской среды, устаревших технологий организации городской инфраструктуры, деградации городского центра, чрезмерной перегрузки компенсирующих механизмов системы центров за счет потребителей, низкого диапазона услуг, скудных сценариев обеспечения городского досуга, низкого качества городской среды - считать эту территории экспериментальным полигоном для разработок и реализации динамической модели поэтапного осуществления многофункционального комплекса, являющегося одним из ведущих ядер системы современных общественных центров города.

в. Исходной задачей проектирования нового многофункционального общегородского центра считать органичное включение его в городскую инфраструктуру с учетом восполнения существующих разрывов и повышения всех основных характеристик городского центра.

г. Рассматривать комплекс нового центра как один из ведущих элементов городского пространства, обладающего сложившейся пешеходной инфраструктурой, магнитами, многочисленными элементами, развивающими и дополняющими культурно-досуговую функцию центра.

д. При разработке проекта многофункционального комплекса предусмотреть введение различных уровней и форм обслуживания (уникальное, стандартное, попутное), включение максимально разнообразных и совместимых между собой городских функций при сохранении целостности архитектурных пространств.

е. Максимальное использование внутренних пространственных ресурсов следует понимать как сохранение и усиление сложившихся архетипов центра (превращение односторонней улицы в полноценную линейную двухстороннюю схему, создание ясных вертикальных ограничений, улиц и бульваров, сокращение параметров площадей и др.).

ж. При разработке архитектурного образа нового многофункционального центра целесообразно использовать современный прием организации тематических комплексов. Все объекты торговли, общественного питания, помещения для игр и развлечений, выставочные и демонстрационные залы, оборудование внешней среды, пассажей и двориков, включая остановки общественного транспорта, телефоны-автоматы, почтовые ящики и т.п., следует тематически объединять ведущими исходными функционально-семантическими символами, соответствующими главным магнитом центра.

4.17. Принцип иерархичности и комплексности услуг является общим для современных многофункциональных центров. Он определяет ключевые условия детальной проработки функционально-пространственной структуры здания. Иерархия основных "магнитов", их связи между собой, система сопутствующих и дополнительных услуг, развитие функций во внешнюю среду, кооперация вспомогательных помещений - являются специальными вопросами технологического построения многофункционального объекта.

4.18. Пространственные ограничения многофункционального объекта имеют как внешнюю, так и внутреннюю форму. Внешняя форма обусловлена параметрами пространства, его конфигурацией, принципами композиционных соотношений и использования образных ресурсов ситуации. Внутренняя форма строится как результат наслоения многочисленных возможностей согласования и соподчинения отдельных составных частей объекта.

При проектировании центра следует учитывать разные степени "связанности", или "комплексности", общественного центре.

Минимальная степень комплексности элементов (объектов, учреждений, помещений, блоков), обеспечивающая возникновение МФК, характеризуется пространственно-планировочным единством, т.е. наличием пространственной инфраструктуры.

Вторая степень комплексности предполагает возможность организационно-технологических связей и некоторых общих блоков для использования различными учреждениями. Комплекс с единой организационно-технологической инфраструктурой обладает высоким потенциалом самоорганизации, развития, ресурсопорождающим импульсом увеличения исходного функционального потенциала МФК в процессе эксплуатации.

Высшая степень связанности, или комплексности, услуг в центре достигается при обеспечении возможности проведения сквозных программ, охватывающих все функционально-пространственные блоки центра, а также при совмещении ряда программ в рамках будничного режима функционирования блоков.

Без введения атриумных типов пространств и без выделения в специальный предмет проектирования информационно-рекреационной инфраструктуры центра высшей степени комплексности достичь невозможно.

4.19. Увеличение дополнительных функций и мероприятий в общественных зданиях и комплексах является общей тенденцией, которая приводит к типологический изменениям в двух основных направлениях: к многоцелевому использованию пространств и к увеличению объема сооружения. Чем выше ранг учреждения, тем эффективнее его многофункциональная организация, тем выше потенциальная степень комплексности услуг.

4.20. Выделение в многослойной структуре общественного центра ведущего элемента, например театрального блока, как главного магнита определяет построение иерархических связей в комплексе. По отношению к нему все другие элементы (кинозалы, видеозалы, клубные помещения, предприятия общественного питания, торговли, библиотека, музей, зал аттракционов, гостиница и т.д.) относятся к низшим рангам обслуживания, имеющим максимальные индексы подключения к ведущему блоку.

Пространственный принцип иерархической соподчиненности означает приоритет основного ведущего объекта в объёмно-пространственной композиции МФК, артикуляцию границы и связей между ним и другими элементами, в том числе с общественными лространствами, интегрирующими комплекс в единое целое (атриумным пространствам, агорой, форумом, площадью, крытым общественным пространством, пассажем, улицей и др.).

Организационный принцип субординации элементов означает интенсификацию функционирования одного объекта благодаря подключению дополнительных. При этом каждый блок дополняется рядом сопутствующих элементов, и все они становятся сопутствующими по отношению к ведущему блоку.

Потребительский принцип структурности и целостности объекта означает возможность совмещения программ посещения основного и дополнительных блоков, что не противоречит их одновременной эксплуатации, а наоборот, повышает комфорт.обслуживания в центре.

4.21. Иерархические взаимосвязи между блоками следует выстраивать с учетом пульсирующего функционирования МФК, т.е. периодического изменения его функциональной структуры. Наиболее жизнеспособными, т.е. способными адаптироваться к постоянно меняющимся условиям городской жизнедеятельности, считаются МФК, основанные на арендных отношениях между объектами. Такие отношения позволяют оперативно проводить как временные замещения функций в неизменной пространственной структуре комплекса, так и функциональную реконструкцию с кардинальной заменой учреждений.

Функциональная нестабильность МФК определяет необходимость включения таких пространств в комплекс, которые отличаются наибольшей активностью временного замещения: залы, атриумы, выставки, библиотеки, т.е. манежные, зально-сценические и крупно-ячеистые структуры.

Большой степенью активности отличаются связи, обеспечивающие минимизацию затрат времени (между торговыми объектами, между транспортным узлом и целевым пунктом, между сопутствующим и целевым объектами), а также связи, обеспечивающие, наоборот, максимизацию организованного досуга (между залом аттракционов и объектами общественного питания, между кинозалом и информационными сооружениями и др.).

Предприятия общественного питания могут служить связующими элементами всех группировок.

4.22. В восприятии потребителя МФК выступает как сложная иерархическая система, включающая различные взаимосвязанные учреждения, функции и виды деятельности. Целостность и структурность восприятия зависит от ясности пространственного выделения "магнитов" (наиболее значимых для человека объектов обслуживания); технологических связей (различных маршрутов, программ, сценариев деятельности); функциональных взаимосвязей внутри каждого блока, между ведущими "магнитами" центра, между "магнитом" и дополнительными функциями центра.

4.23. Согласованность многочисленных взаимосвязей МФК, как правило, осуществляется за счет выделения в специальный блок системы общественно-рекреационных пространств и связей комплекса, составляющих от 1/7 до 1/3 площади всех его помещений. В сущности, эта единая инфраструктура центра является ведущим системообразующим компонентом сооружения, обеспечивающим не только целостность и структурность использования и восприятия многочисленных его составляющих частей, но и связанность с внешним окружением, включенность в городской контекст. Внутренняя инфраструктура центра как бы имитирует городские улицы и площади при проектировании общественного сооружения как крупного фрагмента городской среды (табл. I).

4.24. Пребывание человека в многофункциональном центре является самостоятельной сложной формой его деятельности, обусловленной тремя основными функциями - обслуживания, социальной и средовой.

Для обеспечения этой формы деятельности как некоторой целостной системы необходима разработка специального сценария, или программ функционирования комплекса.

Разработка деятельностно-средовых программ ведется с использованием следующих принципов:

- рациональное объединение маршрутов и объектов в соответствии с последовательностью их использования;

- сочетание групп учреждений и согласованность режимов их эксплуатации с целью равномерного непрерывного функционирования;

- функциональная полнота и комплексность на всех уровнях: одного учреждения с сопутствующими услугами; нескольких учреждений с попутным обслуживанием; отдельного блока учреждений в различных вариантах программ; нескольких соподчиненных блоков с дополнительными услугами; сквозных программ для всего комплекса;

- динамическая устойчивость комплекса: выделение постоянных и непрерывно обновляемых программ и компонентов комплекса.

4.25. Архитектурная организация многофункциональных общественных центров должна отвечать самым высоким требованиям:

- соответствовать мировому уровню градостроительно-средовой организации, качества и разнообразия услуг;

- обеспечить доступность и условия для всех социальных групп городского населения и всех видов использования градостроительно-средового узла и многофункционального комплекса: целевого, транзитного, рекреационного;

- активизировать творческую и коммерческую деятельность центра;

- служить эталоном новых технологий организации материально-пространственной среды, сферы, досуга, строительства и эксплуатации зданий;

- обеспечить динамичность функционально-пространственной структуры комплекса, способность к развитию и циклическим преобразованиям;

- максимизировать все технико-экономические показатели: интенсивность использования городской территории, производительность труда специалистов, прибыль от функционирования, режимы работы учреждений и др.


Таблица 1

Технические данные зарубежных проектов многофункциональных центров (70-е г.г.) /по данным Э. Цайдлера/

№№ Объект Площадь участка Общая площадь пола Интенсивность застройки Общественное пространство (выставки, моллы, рекреации) Офисы Торговый центр Культурный центр Отель Жилье (мест квартир) Ресторан Гараж Мест на закрытых стоянках Другие функции Общая стоимость
    га тыс. м2 тыс. м2/га тыс. м2 % тыс. м2 % тыс. м2 % тыс. м2 % тыс. м2 % тыс. м2 % тыс. м2 % мест тыс. м2 %  
                                             
  Канада Монреаль Пл. Бонавентюр 1967 2,4 295,5 123,1 73,7   27,9 9,5 84,8 29,0 - - (400 квартир 42,4       39,3     23,3   80 млн. дол.
  Франция Париж Квартал Рикэ 6,3 195,2 31,0 34,5 17,5 13,4 6,5 6,7 3,5 Школа 1,2 0,5 139,6   - - - -   - - 200 млн. долл
  Швеция Стокгольм Центр Культуры 3,0 118,0 39,0 66,0   17,0 14,2 - - - - - - 15,0 12,8 20,0 17,0 - - - 18 ф. ст.
  США Колумбус Общест- Венный Центр 4,8 23,3 4,9 5,8   _ - 18,3   - - - - - - - -   - - 7 млн. долл.
  Великобр. Ньюксасл Центр на Элдон- Сквер 4,3 148,8 34,5 28,5 19,2 3,7 2,5 69,7 46,8 - - - - - - - -   46,7 31,5 30 млн. ф. ст
  ФРГ Бохум Кирхен- Форум 8,0 10,3 1,3 1,73 17,0 - - 3,3   Церковь 1,0   3,9   - - - -       -
  Франция Лаваль Центр Мюра 2,0 25,2 12,6 2,8   5,8   3,4   - - 160 квартир 13,2   - - - -   - - 49,5 млн. франков
  Нидерланды Утрехт Музыкальный центр 8,0 18,6 2,3 1,5   Торгово-административный центр 4,8 тыс.м2   Музык.центр 10,5   - - - - - - - 2,0   41,3 млн. нид. гульд.


4.26. Принцип единства социальной и экономической эффективности предостерегает от волюнтаристских решений, упрощенных схем, непопулярных программ, административных регламентации, мертворожденных идей, игнорирования проектировщиками реальных социальных и экономических проблей и ресурсов. Принцип определяет ключевые условия рентабельности МФК: его органичность всем сложившимся условиям конкретной ситуации и способность выполнять роль генератора новых идей, структур, услуг, сфер деятельности, оперативных решений многочисленных социальных проблем.

4.27. Хозрасчетная основа деятельности центра подразумевает полную самостоятельность и внутреннюю централизацию управления и развития творческих, финансовых, хозяйственных, производственных, сервисных и др. отношений в масштабе единой функционально-пространственной структуры.

В связи с этим следует выделять в специальный предмет проектирования сектор управления и развития в виде сложного по структуре блока, осуществляющего прием, обработку и передачу информации, деловые совещания, методические семинары, разработку программы и сценариев, финансовые операции и т.п., что позволяет принимать оперативные решения на хозрасчетной основе - с помощью социологов, методологов и экономистов.

4.28. Включение комплекса в систему общественного воспроизводства определяет его особую роль - полигона, экспериментальной площадки для разработки новых архитектурных идей, строительных конструкций и технологий, способных конкурировать на международном уровне. Качество услуг, архитектурных решений, программ должны удовлетворить самого взыскательного посетителя.

В связи с этой особой ролью центра в его структуре выделяется специальная система общественных пространств, включающая атриумы, пассажи, лифты, эскалаторы, амфитеатры, коридоры, экспресс-обслуживание и т.п., которая одновременно с устойчивостью каркаса коммуникаций отличается предельной динамичностью за счет постоянной смены посетителей, обновления дизайнерского слоя инфраструктуры, чередования программ утром, днем и вечером, в разные сезоны, в праздники и будни, функциональных временных замен и реконструкций.

4.29. Для разрешения конфликта между досуговыми и творческими программами деятельности центра необходимо предусмотреть возможность проведения не только сквозных, но и раздельных способов использования помещений и пространств. Разделение на блоки и группы помещений производится как во времени (по режимам работы учреждений и доступности помещений), так и в пространстве (вертикальное и горизонтальное зонирование).

В каждом блоке следует предусмотреть условия как для коллективных, так и для индивидуальных занятий. Для ориентации во всем многообразии программ, услуг, занятий, режимов и возможностей выбора личных сценариев досуга следует предусматривать размещение специальной системы аудиовизуальной информации с электронным табло, движущейся рекламой, уличным оборудованием) ориентирами, символами и пр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 7603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.