Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 5.2




Сетевое представление абстрактных понятий программирования на основе оценок связности концептов у программистов показано на рис. 5.2. Эксперимент показал, что всех программистов на основе анализа структуры семантического пространства можно разбить на три группы: новички, неопытные специалисты среднего уровня, опытные специалисты. Это заключение совпадает с результатами, полученными в работе [Гаврилова, 1984]. Кроме того, исследовалась эволюция когнитивной структуры програм­миста по мере его продвижения от новичка до опытного специалиста.

 

Рис. 5.2. Ассоциативная сеть структуры знаний эксперта-программиста

 

Интерпретация выявленных отношений (связей) между понятиями требует дополни­тельных усилий от коллектива разработчиков ЭС. Так, например, означивание дуг на рис. 5.2. потребовало дополнительного эксперимента, участникам которого была пред­ложена пара понятий и поставлена задача дать словесное описание связи между поня­тиями пары. Результаты представлены в табл. 5.1. Таким образом, ассоциативная сеть на рис. 5.2 может быть превращена в семантическую.

 

 

Таблица 5.1. Описание связи между понятиями

Связанные пары понятий Отношение между связанной парой понятий
Подпрограмма — программа Есть часть
Символьные данные — выход Есть тип
Параметр — программа Используется
Программа — выход Производит
Сортировка — поиск Включает в себя
Численные данные — параметр Может быть
Функция — оператор Есть
Функция — программа Есть часть
Отладка — программа Подвергается
Выход — численные данные Состоит из
Массив — символьные данные Может состоять из
Функция — подпрограмма Есть
Присваивание значений — параметр Используется для
Массив — глобальная перемена Может быть
Массив — численные данные Может состоять из
Повторение — сортировка Есть часть
Программа — алгоритм Есть выполнение
Сортировка — алгоритм Есть
Сортировка — численные данные Делается на
Присваивание — оператор Есть

 

 

Все упомянутые выше методы (включая кластерный анализ) можно отнести к методам психологического шкалирования. Их основу составляют алгоритмы преобразования сложных структур данных в более понятную форму, которая предполагается психологически содержательной.

Результирующее представле­ние зависит от метода:

• кластерный анализ порождает древовидную структуру [Дюран, Оделл, 1977];

• многомерное шкалирование и факторный анализ - пространственную [Окунь, 1974; Терехина, 1986];

• алгоритм MDS - сетевую [Кук, Макдональд, 1986];

• репертуарные решетки (см. параграф 5.2 и работу [Франселла, Баннистер, 1987]) порождают конструкты или метаизмерения [Kintsch, 1974].

 

Формальная методология психосемантического шкалирования позволяет час­тично автоматизировать процесс структурирования знаний и получать «когни­тивный разрез» его представлений о предметной области. Методология шкалиро­вания позволяет выявлять структуры знания косвенным путем при получении ответов от экспертов на довольно простые вопросы (например, «насколько близ­ки понятия X1 и Х2» вместо «скажите, какова связь между X1 и Х2 как они влияют друг на друга»).

Почти все эксперименты позволили выявить одну закономерность. Размерность семантического пространства с повышением уровня профессионализма умень­шается. Этот вывод согласуется с известными положениями когнитивной психо­логии о том, что процесс познания сопровождается обобщением.

Построение семантического пространства обычно включает три последователь­ных шага [Петренко, 1983].

1. Выбор и применение соответствующего метода оценки семантического сход­ства. Этот шаг включает в себя эксперимент с испытуемыми, которым предла­гается оценить общность предъявляемых стимульных признаков на некото­рой шкале.

2. Построение структуры семантического пространства на основе математичес­кого анализа полученной матрицы сходства. При этом происходит уменьше­ние числа исследуемых понятий за счет обобщения и получения генерализо­ванных осей.

3. Идентификацию, интерпретацию выделенных факторных структур, кластеров или групп объектов, осей и т. д. На этом шаге необходимо найти смысловые эквиваленты, языковые «ярлыки» для выделенных структур. Здесь большое значение приобретает лингвистическое чутье и профессионализм специалис­та, проводящего исследование, и экспертов-испытуемых. Часто к интерпрета­ции привлекают группу экспертов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.