Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности предметной области




 

Современная психодиагностика предоставляет практикующим психологам ши­рокий спектр методик, тестов и опросников для диагностирования и прогноза личностных особенностей человека и позволяет получать развернутое психоло­гическое заключение («портрет» испытуемого). Такие заключения могут ис­пользоваться специалистами, желающими оценить свои способности и, возмож­но, изменить род своей деятельности в соответствии с рекомендациями; пре­подавателями, занятыми обучением и переобучением специалистов - с целью выбора адекватных методов и средств обучения; руководителями организаций, подбирающими работоспособные коллективы и/или анализирующими деятель­ность малых коллективов; сотрудниками органов управления трудовыми ресур­сами и бирж труда и т. д. Можно использовать результаты и для стимулирова­ния личностного роста испытуемых, а также для профилактики психологи­ческих срывов и повышения адаптивных свойств человека в условиях стресса.

Таким образом, сама предметная область психодиагностики и профориентации является значимой и представляет интерес для создания соответствующих сис­тем автоматизации. Важно и то, что тиражировать в компьютерных системах имеет смысл лишь опыт ведущих специалистов в этой области, которые, как пра­вило, заняты и не могут обеспечить все потребности общества в соответствую­щих консультациях.

Современное состояние автоматизации психодиагностики и профконсультирования характеризуется наличием достаточно большого числа отдельных про­грамм, автоматизирующих стадию предъявления тестов и дешифрацию результатов по ключу. На выходе такие системы, как правило, выдают числовой вектор результатов либо шаблонные заготовки интерпретации этих векторов, не отра­жающие индивидуальных особенностей испытуемых. Такое положение связано с объективной сложностью индивидуальных психологических заключений, по­лучение которых требует привлечения профессиональных экспертов, способных и готовых поделиться своим опытом и мастерством.

Следует отметить, что психодиагностика является классической предметной об­ластью для разработки систем, основанных на знаниях. И именно здесь методоло­гия и технология создания экспертных систем могут принести значительный эф­фект.

Оставшаяся часть главы построена следующим образом: сначала кратко обсужда­ется сама проблематика психодиагностики и профконсультирования, затем ста­вится задача разработки интеллектуальной системы «Ориентир» и перечисляют­ся основные требования к этой системе. В заключение рассматриваются вопросы разработки и реализации одной из ЭС, входящих в состав системы «Ориентир».

 

7.2.2. Батарея психодиагностических ЭС «Ориентир»

 

Представления человека о себе и система его ценностей могут быть выявлены с помощью различных психологических методов, однако возможность влиять на их формирование в ситуации консультации очень ограничена. Обычно особен­ности психики исследуются в трех направлениях - анализ перцептивных осо­бенностей, исследование интеллекта и личностных особенностей. Факторов, вли­яющих на построение рекомендаций, так много, что для того, чтобы прийти к какому-либо заключению (например, о выборе профессии), необходимо провес­ти полное психологическое обследование с целью получения психологического портрета испытуемого, обеспечить сопоставление его психологи­ческих черт и требований, которые предъявляет желаемая сфера деятельности, и сообщить ему полученные результаты. При этом под результатами имеется в виду не однозначная короткая информация о том, подходит ли избранная профессия человеку. Испытуемому необходимо сообщить его психологический портрет, какие перспективы открывают перед ним его психологические черты в плане выбора деятельности, и о том, как они сочетаются с его планами на будущее. Для этого, очевидно, нужно использовать не один тест, а сбалансированную систему тестов.

Содержательные классификации тестов - это, в первую очередь, классифика­ции по психическим функциям, и, практически, они совпадают с классификаци­ей способностей по тому же основанию. С этой точки зрения тесты делятся на сенсомоторные; перцептивные; тесты на особенности внимания; мнестические (особенности памяти); тесты на интеллектуальный уровень и интеллектуальные особенности; личностные тесты. Каждый из этих классов тестов может быть, в свою очередь, разделен на подклассы в зависимости от конкретной особенности им измеряемой [Анастази, 1982].

По стимульному материалу тесты делятся на вербальные и невербальные. По сути, компьютеризация никак не связана с этой характеристикой методики. Но зрительное изображение, сложное по форме и/или цвету, может привести к трудностям, как на этапе компьютеризации методики, так и при тиражировании ее на разные типы ЭВМ и, в частности, дисплеев.

Личностные тесты направлены на выявление присущих человеку личностных черт, осознаваемых и бессознательных особенностей и проблем. Многие из них (например, прожективные) относятся к объективным нестандартизованным тес­там. Но с точки зрения компьютерного тестирования способностей гораздо боль­ший интерес представляют личностные опросники, особенно опросники, охваты­вающие широкий круг личностных черт и особенностей личности. К наиболее широко используемым личностным опросникам (в том числе и в нашей стране) относятся Миннесотский мультифазный личностный опросник (MMPI), 16-фак-торный тест Кеттелла, опросник УСК (уровень субъективного контроля), опрос­ник Айзенка и некоторые другие.

Количество тестов, используемых в конкретной работе для психодиагностики, может быть различным. Возможно, для диагностики одной, узконаправленной способности в некоторых случаях можно ограничиться и одним тестом. Однако почти всегда широта и значимость диагностической задачи заставляют использо­вать тест, позволяющий определить сразу несколько показателей, или батарею (многофакторных) тестов.

Учитывая вышесказанное, в рамках проекта «Ориентир», выполнявшегося сов­местно специалистами из ВЦ РАН (Москва) и СПбГТУ (Санкт-Петербург) в се­редине 90-х годов и связанного с созданием программных средств, обеспечиваю­щих функционирование соответствующей интеллектуальной интерактивной среды, была разработана и реализована батарея ЭС, работающих на получение следующих общих результатов:

 

1. Психологическая диагностика основных свойств личности, мотивации, интел­лекта, темперамента с получением психологического заключения в виде тек­ста на естественном языке.

2. Прогнозирование профессиональной успешности в различных видах деятель­ности с учетом возраста, пола и психологических особенностей испытуемых.

3. Выдача рекомендаций по созданию научных, творческих, учебных и производ­ственных малых коллективов на основе диагностики ролевой и психологичес­кой совместимости отдельных членов коллектива.

4. Профессиональный подбор и отбор специалистов для переподготовки в рам­ках специального заказа.

5. Изучение психологических особенностей испытуемых с целью выбора наибо­лее подходящих методов обучения, средств адаптации, индивидуального под­хода, способствующих профессиональному и личностному росту.

 

Отличительные особенности проекта были связаны с тем, что здесь в рамках еди­ной интеллектуальной системы объединялись результаты, получаемые от отдель­ных диагностических ЭС различной модальности. Реализация проекта осуществ­лялась в среде Windows с использованием методов объектно-ориентированного проектирования и программирования, а базисом послужила технология разра­ботки систем, основанных на знаниях.

Разработка батареи экспертных систем «Ориентир» предполагала, что здесь чет­ко различается несколько задач. В рамках первой из них система должна обеспе­чить создание, коррекцию и сопровождение базы испытуемых, включая защиту от несанкционированного доступа к данным и знаниям. Вторая задача - управле­ние вызовом и функционированием отдельных локальных ЭС, составляющих исполнительные блоки общей батареи. Последняя задача связывалась с функцио­нированием экспертной системы «Профи», которая работает с базами знаний локальных ЭС. Учитывая вышесказанное, Н-диаграмма БЭС «Ориентир» может быть описана схемой, представленной на рис. 7.2.

 

 

Рис. 7.2. Н-диаграмма БЭС «Ориентир»

 

Здесь базовыми, обслуживающими все локальные ЭС, «задействованные» в об­щей системе, являются опции База и Тесты. Первая из них обеспечивает форми­рование и сопровождение баз данных и знаний испытуемых, а вторая - вызов локальных экспертных систем. Экранная форма основного цикла работы БЭС «Ориентир» представлена на рис. 7.3.

 

 

Рис.7.3. Экранная форма основного цикла работы БЭС «Ориентир»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.