Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника безопасности при проведении за­нятий в кабинете вычислительной техники




О о


о

 




 


о о


окно

 


РМУ

 


о о


РМУ


о

 

 

 


огнетушители

(3) (3)




меньшее влияние вредных факторов, обусловленных ра­ботой электроннолучевых мониторов соседних компьюте­ров. Недостатком схемы является то, что учащиеся, сидя­щие за мониторами у оконной стены, обращены лицом к окнам, а на поверхности экранов мониторов у противопо­ложной стены образуются блики от окон. Поэтому, при расположении компьютеров по периметру стен кабинета, работа должна осуществляться при постоянно зашторен­ных окнах и искусственном освещении. Кроме того, учите­лю не видно изображение на экранах мониторов компью­теров, находящихся у боковых стен и ему приходится или контролировать работу учеников по локальной сети, или всё время курсировать по классу.

Стол учителя и РМП должны располагаться на по­диуме. Рядом можно разместить подставку для кодоскопа.

Ориентация окон кабинета должна быть преиму­щественно на север или северо-восток. Не допускается та­кое расположение рабочих мест, когда основной световой поток от окон был направлен спереди или сзади учащихся.

В кабинете информатики обязательным должно быть заземление, подсоединенное к общему заземляющему контуру всего здания. Электрические силовые кабели, ли­нии связи локальной сети должны быть смонтированы в металлических рукавах или пластмассовых трубках. Столы с компьютерами должны оборудоваться в соответствии с требованиями безопасности и неподвижно крепиться к полу. Все компьютеры должны быть заземлены через ро­зетку электропитания.

Электропитание компьютеров должно осуществлять­ся от специального электрощита или комплекта электро­оборудования для КУВТ, оборудованного устройством за­щитного отключения. Устройство защитного отключения должно обеспечивать отключение питающего напряжения от РМУ и РМП при возникновении токов утечки на землю свыше 10 мА, а также при перегрузках и коротких замыка­ниях. Щит электропитания должен также иметь аварийное ручное отключение. Во время проведения занятий учитель лично производит подключение электропитания к РМУ и его отключение.

Демонстрационный цветной телевизор или монитор должны иметь экран с диагональю не менее 61 см. Теле­визор и электронный проектор монтируются на кронштей­нах на высоте 2 метра от пола. При этом расстояние между телевизором и первым двухместным ученическим столом (для теоретических занятий) должно быть не менее 3 мет­ров. Для демонстрации изображений с помощью кодоско-па и электронного проектора может использоваться белая классная доска, однако желательно для этих целей иметь отдельный экран.

В последнее время в школы стали поступать класс­ные доски нового поколения - электронные интерактив­ные доски. Всё написанное на них специальным маркером заносится в память компьютера. На неё также выводится изображение из памяти компьютера. Элементами изо­бражения на доске можно управлять простым касанием к ним.

Монтаж кабинета, силовых щитов, электрических ро­зеток, проводку силовых кабелей, заземления, пожарно-охранной сигнализации в соответствии с правилами и нормами должны осуществлять специализированные ор­ганизации, имеющие лицензии на данные виды работ. Ввод кабинета информатики в эксплуатацию производится после разрешения центров санэпиднадзора.

В качестве средств пожаротушения разрешается применять порошковые и углекислотные огнетушители, которые позволяют ликвидировать возгорание аппаратных средств, находящихся под электрическим напряжением. С точки зрения минимизации повреждений оборудования предпочтение следует отдавать использованию углеки-слотных огнетушителей. В кабинете должно быть не менее двух огнетушителей.

Кабинет должен быть организован как психологиче­ски, гигиенически и эргономически комфортная среда, способствующая оптимальной организации учебного про­цесса, умственному развитию и воспитанию учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по информатике при полном обеспечении требований к ох­ране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

Для руководства работой КВТ приказом директора школы назначается заведующий кабинетом из числа учи­телей информатики. Заведующий является организатором работы кабинета и его оборудования, работы учителей и учащихся. Он обеспечивает использование кабинета в со­ответствии с учебным планом школы, разрабатывает пер­спективный план оснащения кабинета, принимает меры по его дооборудованию и пополнению учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения. Он так­же несет ответственность за сохранность оборудования и средств вычислительной техники, за ведение инвентари­зационного журнала, за содержание оборудования в по­стоянной готовности к применению, своевременную и тщательную профилактику вычислительной техники, реги­страцию отказов и организацию ремонта, за поддержание в кабинете санитарно-гигиенических требований и требо­ваний техники безопасности. Заведующий кабинетом при­нимает участие в планировании загрузки КВТ учебными, кружковыми, факультативными и другими занятиями с учащимися. Все виды занятий в КВТ проводятся при обяза­тельном присутствии преподавателя.

Важным направлением работы КВТ является учебно-методический семинар по вопросам преподавания ин­форматики и использования вычислительной техники и кабинета преподавателями других дисциплин, для распро­странения опыта применения информационных техноло­гий в учебном процессе школы. В тех случаях, когда учите­ля-предметники не овладели в полной мере компьютер­ной техникой, предполагается финансирование совмест­ной работы двух учителей (информатики и предметника) при проведении занятий по учебным предметам с исполь­зованием информационных технологий.

В помощь работе заведующему КВТ назначается ла­борант или техник. Типовое штатное расписание школы (приложение к приказу № 373 Минообразования РФ от 2 сентября 1996 г.) предусматривает при наличии оборудо­ванного кабинета информатики следующие должности: в кабинетах, имеющих 20 комплектов работающих компью­теров - 1 ставка лаборанта, 21-30 комплектов - 1 ставка техника, свыше 30 комплектов - 1 ставка специалиста (ин­женера) и 1 ставка лаборанта.

Лаборант (техник) находится в непосредственном подчинении заведующего кабинетом и отчитывается пе­ред ним за сохранность, правильное хранение и использо­вание учебного оборудования. Лаборант обязан знать всю систему программных и аппаратных средств КУВТ, правила ухода за ним, условия хранения техники и наглядных по­собий. В соответствии с перспективным планом развития КВТ лаборант участвует в приобретении необходимого оборудования, ведет учётность и инвентаризационные ве­домости. По плану учителя и под его руководством лабо­рант готовит оснащение и оборудование к уроку. Он обес­печивает соблюдение учащимися правил техники безо­пасности, постоянную готовность противопожарных средств и средств первой помощи, регистрирует отказы техники, проводит мелкий ремонт вышедшего из строя оборудования.

Работа школьников с вычислительной техникой в компьютерном классе связана с воздействием вредных факторов и наличием опасностей, поэтому строгое соблю­дение правил техники безопасности и санитарных норм имеет важное значение, тем более что речь идет о здоро­вье детей. Это необходимо также для сохранения здоро­вья самого учителя и тех, кто является участниками обра­зовательного процесса с использованием компьютеров. Поэтому от учителя информатики требуется хорошее зна­ние и всемерное соблюдение требований государствен­ных нормативных актов при проведении учащимися рабо­ты на компьютерах. Нормативным актом являются «Сани­тарно-эпидемиологические правила и нормативы. Гигие­нические требования к персональным ЭВМ и организации работы - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», которые введены в действие с 30 июня 2003 года. Согласно этим правилам для учителей общеобразовательных школ установлена длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики не более 4 часов в день, а для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах ВТ, про­должительность работы не должна превышать 6 часов в день.

Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за компьютерами зависит от их возраста, но не должно превышать:


  • для учащихся 1 класса (возраст 6 лет) - 10 минут;

  • для учащихся 2-5 классов - 15 минут;

  • для учащихся 6-7 классов - 20 минут;

  • для учащихся 8-9 классов - 25 минут;

  • для учащихся 10-11 классов на первом часе занятий - 30 минут, на втором - 20 минут.


После проведения работы на компьютере для уча­щихся должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока информатики на переменах -физические упражнения для профилактики общего утом­ления.

Число уроков для учащихся 10-11 классов с исполь­зованием компьютеров должно быть не более двух в не­делю, а для остальных классов - не более одного.

Занятия в кружках с использованием компьютеров должны начинаться не ранее, чем через 1 час после окон­чания учебных занятий. Не разрешается отводить всё вре­мя занятия кружка для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Такие игры разрешается проводить в конце занятия с ограничением длительности до 10 минут для учащихся 2-5 классов и до 15 минут - для учащихся старших классов.

Правилами установлены нормы на размещение пер­сональных компьютеров в кабинете ВТ и параметры ис­пользуемой мебели - рабочих столов и стульев. Расстоя­ние между рабочими столами с видеомониторами (в на­правлении тыла поверхности одного видеомонитора и эк­рана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видео­мониторов - не менее 1,2 м. Рабочий стол и стул должны по высоте соответствовать росту учащихся в обуви и иметь конструкцию установленной формы. Стол должен иметь две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 - 760 мм и вторая - для клавиатуры с плав­ной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 10 гра­дусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем по­ложении. Ширина поверхности стола для монитора долж­на быть не менее 600 мм и глубина - не менее 550 мм. Ширина поверхности стола для клавиатуры должна быть не менее 600 мм и глубина - не менее 600 мм. Под столом над полом должно быть пространство для ног размером не менее 400-700 мм в зависимости от роста учащихся в обуви.

Расстояние от глаз учащихся до экрана монитора должно составлять 60-70 см. Учащиеся, имеющие близо­рукость или дальнозоркость средней степени (более 3 ди­оптрий), должны работать за мониторами в корректирую­щих очках.

Размеры кабинета ВТ должны выбираться из расчета того, что площадь на одно рабочее место учащегося с ком­пьютером на базе электроннолучевой трубки должна со­ставлять не менее 6 кв. метров, а при использовании пло­ских жидкокристаллических и плазменных мониторов - не менее 4,5 кв. метра. Объём помещения на одно рабочее место должен быть не менее 24 куб. метров при высоте не менее 4 метров. Если высота помещения меньше, то ре­комендуется увеличивать площадь, приходящуюся на од­но рабочее место учащегося.

Освещённость на поверхности рабочего стола в зоне размещения тетрадей и учебников должна быть 300-500 люкс. Освещённость поверхности экрана не должна быть более 300 люкс при отсутствии бликов. Освещённость классной доски должна составлять 500 люкс. Окна в каби­нете должны иметь систему зашторивания.

Температурные и влажностные режимы должны со­ответствовать приведенным в таблице 4.1 значениям. Для поддержания нужных значений параметров воздуха в ка­бинете должна быть оборудована приточно-вытяжная вен­тиляция или система кондиционирования с помощью бы­товых кондиционеров. При их отсутствии необходимо ор­ганизовывать эффективное сквозное проветривание на каждой перемене и в любую погоду.

Таблица 4.1

Оптимальные и допустимые значения температуры и влажности в кабинете информатики

 

Оптимальные значения Допустимые значения
температура, °С относительная влажность, % температура, °С относительная влажность, %
19 62 18 39
20 58 22 31
21 55 - -


Завкабинетом несёт ответственность за своевремен­ное проведение вводного и периодического инструктажа по ТБ, которые проводятся, как правило, учителями, веду­щими занятия.

При проведении вводного инструктажа учитель зна­комит учащихся с правилами распорядка в кабинете, пра­вилами техники безопасности, гигиены работы на компью­тере, с опасностями, которые могут возникнуть в процессе работы, а также с мерами предосторожности. Обычно вводный инструктаж проводится в форме лекции или бе­седы. Учащиеся должны сдать зачет по технике безопасно­сти и правилам работы в кабинете.

Периодический инструктаж по ТБ проводится учите­лем непосредственно перед работой на компьютере и имеет целью ознакомить учащихся с требованиями пра­вильной организации и содержания рабочего места, с на­значением используемых аппаратных средств и безопас­ными приемами работы с ними, с обязанностями рабо­тающего на своём рабочем месте, а также опасными си­туациями и правилами поведения при их возникновении. Периодический инструктаж должен содержать краткие, четкие и конкретные указания, а в необходимых случаях сопровождаться показом правильных действий и безопас­ных приемов работы на компьютере и с аппаратными средствами.


Сведения по проведению инструктажа учащихся по ТБ и сдаче ими зачета заносятся учителем в специальный журнал, образец которого приведен в таблице 4.2. Сведе­ния о проведении инструктажа по ТБ учителю также сле­дует записать в классный журнал как тему учебного заня­тия.

1 2 3 4 5 6 7
             

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.