Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Годы. Романтическая эпоха. Надежды и разочарования




Ельцин Б.Н - первый президент России

Создание Российских Вооруженных сил

7 мая 1992 года Президентом РФ было подписано распоряжение об организационных мерах по созданию Министерства обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации. Российские Вооруженные Силы имеют трехвидовую структуру, которая в большей степени соответствует сегодняшним требованиям и позволяет повысить эффективность боевого применения, серьезно упростить взаимодействие различных видов Вооруженных Сил и удешевить систему управления войсками. В настоящее время Вооруженные Силы структурно включают в себя три вида: сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской Флот; Три рода войск: Ракетные войска стратегического назначения; Космические войска, Воздушно-десантные войска, а также войска, не входящие в виды Вооруженных Сил, Тыл Вооруженных Сил, Служба расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации.

Вопреки расхожему мнению о стремлении российского руководства как можно быстрее приватизировать советскую военную машину, Россия до последнего отстаивала принцип сохранения единых Вооруженных сил СНГ. Только после того, как Украина, Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Молдова, Таджикистан и некоторые другие независимые государства объявили о намерении создать национальные армии, когда встал вопрос о необходимости пролонгации ряда международных договоров и возникла определенная двусмысленность в положении и статусе МО бывшего СССР (впоследствии — ОВС СНГ), руководством России в начале1992 года было принято решение о создании в короткие сроки российской армии.

На начальном этапе формирования российской системы военного управления рассматривались два варианта построения военного ведомства — гражданский, предусматривающий демилитаризацию МО, превращение его, прежде всего в политико-экономический, координирующий орган под руководством гражданского министра обороны (с передачей всех функций по управлению войсками Генеральному штабу), и традиционно-военный, копирующий громоздкую систему управления ВС СССР.

Борьба между сторонниками двух концепций военного строительства обострилась в апреле 1992 года, после образования Государственной комиссии по созданию МО РФ, армии и флота РФ под председательством генерал-полковника Д.А.Волкогонова, вокруг которого сгруппировались «традиционалисты». Одновременно работа по реализации решений о создании российского МО, армии и флота РФ велась и в Государственно-правовом управлении (ГПУ) Президента РФ. В апреле 1992 года основные положения «гражданской» концепции были раскрыты заместителем руководителя ГПУ, начальником отдела правоохранительных органов, вопросов безопасности и обороны А. А. Котенковым.

Суть разработанной в ГПУ концепции заключалась в создании «министерства реформы» — МО должно было утратить функции военного управления и стать политико-административным органом, главная задача которого должна была заключаться в разработке военной политики государства и проведении ее в жизнь. На МО возлагалось проведение кадровой политики, а, кроме того, оно должно было заниматься вопросами социального обеспечения и социальной защиты военнослужащих.

Все оперативное управление войсками, боевая подготовка и поддержание боевой готовности должно было сосредоточиться в Генеральном штабе. Таким образом, предлагалось разделить функции МО и ГШ. В плане строительства и развития ВС авторами концепции предлагалось сохранить Стратегические ядерные силы как фактор обеспечения безопасности страны при условии их разумного сокращения до минимума, который обеспечил бы нанесение агрессору неприемлемого ущерба. Силы общего назначения (СОН), прежде всего — Сухопутные войска (СВ), должны были бы состоять из небольших по численности мобильных частей, базирующихся в трех основных районах России, составляя три военных округа: Западный, Сибирский и Восточный. Особая роль отводилась организованному кадровому резерву по образу Национальной гвардии США. На переходный период в условиях хронической нехватки призывников предлагалось создать офицерские полки, снижая должностные категории, но оставив прежним денежное содержание.

Практическая реализация такой концепции военного строительства неизбежно привела бы к утрате военными контроля над оборонным ведомством и резкому сокращению числа генеральских должностей. Отсюда и мощный прессинг, оказываемый военными на состав Госкомиссии. Им удалось убедить руководство страны в том, что Россия не готова к кардинальному реформированию системы военного управления. В результате была принята «военная» Концепция формирования ВСРФ, подготовленная Государственной комиссией под руководством Д.А.Волкогонова, практическая реализация которой и началась летом1992года. Она не предусматривала радикальной ломки военной организации государства. Концепция предусматривала решение четырех задач: создание российских ВС; обеспечение вывода всех российских войск на национальную территорию; значительное сокращение армии и флота; и наконец, реформирование ВС РФ.

Исходя из политической ситуации в стране, ее экономического состояния, а также необходимости поддержания непрерывного управления войсками и их боеготовности на должном уровне, был разработан план поэтапного решения вышеперечисленных задач.

На первом этапе (в течение 1992 года) намечалось провести тщательную и объективную инвентаризацию имеющихся вооружений и военной техники; определить на межгосударственном уровне статус российских войск, находящихся за пределами России, продолжить вывод войск и их обустройство на ее территории; продолжить сокращения численности личного состава, вооружений и военной техники; разработать основы правовой базы строительства и функционирования ВС; завершить формирования МО РФ и системы органов высшего военного управления в целом.

В ходе второго этапа (1993–1994 годы) намечалось: сформировать основные принципы построения новой организационно-штатной структуры ВС РФ. При этом до 1995 года предполагалось в своей основе сохранить существующую видовую структуру и систему управления; создать мобильные силы — новое оперативно-стратегическое объединение в составе воздушно-десантных войск, морской пехоты, легких соединений Сухопутных войск, частей военно-транспортной авиации, вертолетов, других необходимых сил и средств переброски, поддержки и усиления, способных к оперативному совершению маневра и решению ограниченных задач в любом регионе России. По тогдашним оценкам экспертов МО РФ, завершение создания мобильных сил стало бы возможно лишь после 1995 года.

Тогда же должны были создаваться группировки войск, отвечающих современным требованиям, договорным обязательствам России и способных в полном объеме выполнять поставленные задачи. Первоочередное внимание предполагалось уделить группировкам стратегических ядерных сил (СЯС), а в них РВСН как самому надежному фактору сдерживания. Вновь созданные группировки СОН должны были быть способны отразить агрессию в локальных и региональных войнах и военных конфликтах. В случае развязывания против России обычной крупномасштабной войны главная задача этих группировок заключалась бы в обеспечении стратегического развертывания ВС.

Предполагалось значительное сокращение общего числа объединений и соединений и доведение их укомплектованности до полного состава (при полной ликвидации частей неполного состава) и, как следствие этого, повышение уровня и эффективности боевой подготовки войск. Должен был произойти переход от армейской и дивизионной структуры Сухопутных войск к корпусной и бригадной. Коренному пересмотру предполагалось подвергнуть военно-техническую политику, систему заказов и закупок вооружения и военной техники.

Должен был произойти переход к смешанной системе комплектования ВСРФ: на основе призыва по воинской обязанности и добровольного поступления на военную службу. Численность Вооруженных сил в этот период должна была сократиться на 700 тысяч человек и составить на 1 января 1995 года 2,1миллиона человек.

На третьем этапе (1995–1999 годы) намечалось завершить процесс вывода войск из-за рубежа и начать реорганизацию видов ВС и родов войск (сил); перейти к безокружной системе, создав территориальные командования; завершить создание группировок ВС и военной инфраструктуры мирного времени; довести численность ВС до 1,5 миллиона человек.

Концепция носила схематический характер, определяя лишь в самых общих чертах этапы проведения военной реформы и основные направления реформирования ВС, не был разработан политический и финансовый механизм проведения реформы. Фактически, руководство военным реформированием было возложено на МО РФ, унаследовавшее от бывшего МО СССР жесткую военно-бюрократическую структуру, в силу чего военное ведомство было неспособно к реальной реформаторской работе.

В этой ситуации руководство МО РФ и, прежде всего, министр Павел Грачев, пользуясь отсутствием реального контроля со стороны президента, пошло по пути дезинформации высшего государственного руководства и общественности страны о реальной боеготовности ВС, хода и качества их реформирования. Бодрые рапорты главы военного ведомства создавали у Бориса Ельцина иллюзию успешного хода реформирования ВС, высокого уровня их управляемости и боеготовности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.