Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути становления гармонии между человеком и профессией




Взаимосвязи компонентов в целостной структуре способности к деятельности могут быть как положительными, так и отрицательными. Возможность противоречий между свойствами индивида и отношениями личности в характеристике способностей отметил В.С. Мерлин. Он показал, что уровень способностей зависит от характера связей между тем и другим. Если свойства индивидуума противоречат отношениям личности, то уровень способностей снижается. Наоборот, когда эти противоречия преодолеваются и достигается соответствие между свойствами индивидуума, необходимыми для данной деятельности, и положительным отношением к ней, уровень способностей максимально повышается. При этом В.С. Мерлин подчеркивает, что уровень способностей определяется не просто наличием или отсутствием таких противоречий. Наличие противоречий между возможностями человека и его интересами и отношениями личности — необходимое условие развития способностей. Поэтому полное отсутствие таких противоречий обусловливает статичность способностей. Уровень способностей определяется степенью разрешимости таких противоречий [67, с. 41].

Для иллюстрации противоречия, вытекающего из отсутствия интереса к деятельности при наличии необходимых индивидуальных свойств, в психологической литературе обычно ссылаются на известных ученых, способности которых проявились лишь после того, как отрицательное отношение к учению вообще или к определенной области знаний сменилось у них интересом к последним. Но, вероятно, значительно чаще в жизни встречается другое противоречие: между положительным отношением к той или иной профессии и наряду с этим какими-то изъянами в структуре профессионально значимых свойств.

Преодоление этого противоречия может осуществляться различными путями.Во-первых, при высоком уровне мотивации недостаточно выраженное профессионально значимое свойство может быть развито настолько, насколько это необходимо для успешного выполнения деятельности. Можно вспомнить Демосфена, развившего свои ораторские способности, или генералиссимуса Суворова, преодолевшего природную хрупкость своего организма.

Менее яркие, но достойные не меньшего уважения примеры мы встречаем на каждом шагу. Вероятно, в той или иной степени такое преодоление имело место в любой трудовой биографии.

Второй путь становления гармонии между человеком и его, профессией — компенсация недостаточно выраженного свойства или комплекса свойств другим свойством (комплексом). Одни и те же профессиональные задачи могут выполняться с помощью различных сочетаний свойств. Этого не понимали психотехники и попадали впросак. Можно привести пример, когда они отнесли к потенциальным аварийщикам машиниста шахтной клети, много лет проработавшего без единой аварии. Да, при тестировании этот машинист мог плохо выполнить какое-то важное задание, однако высокий уровень развития других функций компенсировал обнаруженный недостаток. Ибо в любой профессиональной деятельности участвует целостная человеческая личность, а не какая бы то ни было отдельная психическая функция.

Совокупность приемов и способов деятельности, обусловленная определенными свойствами личности и сложившаяся как средство приспособления к объективным требованиям, получила в психологии название индивидуального стиля деятельности [47, с. 48].

Наряду с компенсацией одних свойств другими возможна компенсация недостаточно выраженных функций с помощью умений и навыков. Не случайно Б.М. Теплов в приведенном выше определении способностей подчеркивает их несводимость к умениям и навыкам. В реальных условиях бывает трудно установить, что лежит в основе успешности — способности или сформированные профессиональные умения. Поэтому потребовалось сформулировать критерии, по которым определяют, что успех деятельности зависит не только от знаний, умений и навыков, но и от способностей. Широким признанием в качестве такого критерия пользуется перенос высоких результатов на новые задачи, сходные с разрешавшимися ранее не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека [67, с. 9].

В.С. Мерлин отмечает также, что умения и навыки «могут быть очень существенным условием успеха деятельности, но они совершенно недостаточны для того, чтобы определить творческий ее характер, выражающийся в продуктивных индивидуальных приемах и способах выполнения» [67, с. 13].

Навыки могут маскировать отсутствие того или иного свойства в структуре способностей или заменять его. Однако успешность приобретения знаний, умений и навыков сама в свою очередь зависит от способностей. Поэтому одним из важных признаков способностей психологи считают обучаемость [65].

Внутри любой профессии могут быть рабочие посты и задания, где для работы необходимы различные свойства психики. Например, в одну и ту же научную библиотеку могут быть направлены выпускницы одного института, но часть из них должна будет работать на выдаче, с читателями, где особенно высокие требования предъявляются к особенностям общения специалиста, а другая попадет в отдел подготовки и будет работать не с людьми, а с заявками, каталогами, другой документацией. Поэтому среди способов наилучшего использования потенциальных возможностей работника следует назвать подбор рабочих постов и заданий, соответствующих структуре его способностей.

Исследование В.Н. Келасьева показало, что продавец-интраверт в начале своей профессиональной деятельности испытывает во время общения с покупателями чувство робости, скованности. Часто этот процесс носит затяжной, длительный характер. Вероятно, с этим связана и более низкая удовлетворенность своим трудом, отличающая интравертов, успешно овладевших профессией продавца и имеющих уже достаточный опыт работы. Экстраверт же, овладевая профессией продавца, почти свободен от симптомов тревоги, связанной с общением. Но экстраверт хуже, чем интраверт, переносит неизбежно встречающиеся в профессии продавца периоды однообразия. Отсюда вытекает рекомендация о таком распределении продавцов по рабочим местам, в результате которого интраверты работали бы в более однообразных условиях, а экстраверты принимали бы на себя основную «нагрузку» общения [44, 45].

Рассмотренные способы устранения противоречий между возможностями человека и его интересом к профессии могут использоваться одновременно или порознь, притом с различной степенью осознания. В процессе профессиональной подготовки и на первых порах профессиональной адаптации от педагогов и психологов во многом зависит, найдет ли будущий профессионал пути приспособления своих возможностей к требованиям профессии и как скоро это произойдет.

Однако не во всех случаях указанное противоречие может быть разрешено до конца, иногда оно и вовсе неразрешимо. Если в силу недостаточного развития какого-либо свойства индивидуума человек не в состоянии добиться в данной деятельности таких результатов, которые бы его удовлетворяли, то он снижает уровень своих притязаний до тех пор, покуда достигнутые им результаты не приходят в большее соответствие с его возможностями. В других случаях прежнее положительное отношение к деятельности может смениться отрицательным. Иногда противоречие разрешается тем, что вместо неудовлетворяемого положительного отношения к данной деятельности формируется положительное отношение к иной деятельности, более соответствующей возможностям человека. Это осуществимо только тогда, когда человек осознает, что причина его неудач не во внешних обстоятельствах и препятствиях, а в нем самом, в недостатке необходимых способностей [67, с. 24]. Большая роль в бесконфликтной переориентации, в создании правильной мотивации принадлежит профконсультанту.

Сочетание способностей, присущих конкретному человеку, образует творческий уровень личности, потенциалы ее развития, создавая наряду с другими свойствами неповторимое своеобразие личности — индивидуальность [6]. Гармония между человеком как субъектом труда и его работой (профессиональной средой) является одним из важнейших условий реализации потенциалов личности, расцвета индивидуальности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.