Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды логопедической помощи детям




 

Для детей с тяжелыми нарушениями речи существуют школы и школы-интернаты, в которые принимают детей 7–12 лет с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) имеют два отделения.

В первое отделение принимаются дети с общим недоразвитием речи тяжелой степени. В первую очередь зачисляются дети с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, а также имеющие общее недоразвитие речи в более легкой форме, но сопровождающееся заиканием.

Во второе отделение принимаются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии других компонентов речи.

С каждым годом в нашей стране увеличивается сеть дошкольных учреждений для детей с речевыми нарушениями. Разрешается также (при наличии достаточного контингента) открывать дошкольные группы для детей с нарушениями речи при детских садах, яслях-садах, дошкольных детских домах общего типа, в школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время увеличивается количество логопедических пунктов при массовых общеобразовательных школах, что позволяет на ранней стадии выявлять и исправлять легкие степени различной речевой патологии и охватить логопедическим обследованием значительно больший контингент детей. За последние 20 лет число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями общеобразовательной школьной программы, возросло в 2–2,5 раза, достигнув более 30% от общего контингента обучающихся.

Ребенок с расстройствами речи испытывает трудности, а иногда и невозможность овладения учебными умениями и навыками, особенно чтением и письмом, а в целом образовательными стандартами, затрудняется при общении с окружающими, отличается отсутствием или снижением положительной мотивации, направленной на учебную деятельность, что в свою очередь, является наиболее частой причиной школьной дезадаптации и ведет к нарушению поведения.

В связи с этим успешное функционирование общеобразовательной школы становится невозможным без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики, научно-обоснованных организационных и методических формах работы, включающих психолого-логопедическое сопровождение и поддержку ребёнка с нарушениями речи. Для повышения эффективности совместной психолого-логопедической деятельности по сопровождению ребенка с нарушениями речи специалистами высшей категории – логопедом Шефер И.В. и психологом Салиховой Ф.Г., работающими с категорией детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы № 84 г. Челябинска – разработан алгоритм, включающий несколько этапов [73]:

Этап I. Диагностика (проводится индивидуально), включает: а) Психологическое обследование наиболее часто используются тесты на измерение интеллекта (Д. Векслер, прогрессивные матрицы Дж. Равена), а также осуществляется экспресс‑диагностика интеллектуальных способностей с помощью методики МЭДИС, состоящей из 4 субтестов, позволяющих оценить: 1 – речевой запас, осведомленность; 2 – количественно-качественное отношение; 3 – логическое мышление; 4 – математические способности. Для изучения эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей и определения типа детско‑родительских взаимоотношений применяются рисуночные тесты, шкала личностной тревожности А.М. Прихожан и «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» Н.Т. Лускановой [7, 16, 42].

б) Логопедическая диагностика, для осуществления которой используются методики Т.А. Фатековой, Р.И. Лалаевой, Г.А. Волковой, с последующим составлением индивидуального речевого профиля ребенка с нарушениями речи, чтения и письма. Кроме того, проводится совместная психолого-логопедическая диагностика состояния моторики по методике Волковой Г.А., тесты Керна-Иерасика, обследование пространственно-временного восприятия [61, 62, 73];

Этап II. Психолого-логопедический консилиум. На данном этапе проводится совместное изучение и обсуждение результатов диагностики, индивидуальных особенностей каждого ребенка с нарушениями речи.

Этап III. Разработка индивидуального коррекционного образовательного маршрута (ИКОМа), при этом основная цель мероприятий психолога и логопеда – дифференцированный подход к решению задач каждым специалистом и, в то же время, их взаимопроникновение и взаимодополнение, устранение возможности дублирования.

Этап IV. Консультирование. Проводится совместно всеми участниками образовательно-воспитательного процесса (учителя, администрация, медицинские специалисты, воспитатели, ребенок, члены семьи,), по итогам диагностики и психолого-логопедического консилиума с целью расширения информационного пространства и вооружения необходимыми знаниями, включая стратегию, тактику, инструментарий для более эффективной коррекции и развития. Формы проведения могут быть индивидуальными; малыми подгруппами для родителей, чьи дети имеют сходные дефекты; групповыми (лектории, консультации, тренинги).

Этап V. Коррекционно–развивающие занятия. Проводятся каждым специалистом отдельно. Формы проведения – групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Этап VI. Промежуточная диагностика, мониторинг, психолого-логопедический консилиум, корректировка ИКОМа. Все мероприятия проводятся с учетом результатов коррекции, каждым специалистом индивидуально.

Этап VII. Итоговая диагностика и мониторинг. Осуществляется каждым специалистом в конце учебного года с целью совместного подведения итогов коррекционно‑развивающей работы, включая консультирование педагогов и родителей для принятия решения о дальнейшем продолжении коррекционно-развивающей работы психолога и логопеда.

Многолетний опыт специалистов по психолого-логопедическому сопровождению и поддержке ребенка с нарушениями речи, в условиях начального звена общеобразовательной школы, показал, что только комплексный подход в совместной деятельности логопеда и психолога позволяет наиболее эффективно устранять нарушения речи, а, значит, готовить ребенка к успешному обучению и оптимальной адаптации в социуме.

Логопедическая помощь детям по коррекции речевых нарушений может оказываться также через сеть логопедических кабинетов при детских поликлиниках и психоневрологических диспансерах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время специальная педагогика понимается как особая отрасль педагогики – коррекционная – это педагогическая наука, которая изучает особенности психофизического развития детей с различными аномалиями. Помимо основных общепедагогических понятий – «образование», «обучение», «воспитание» – коррекционная педагогика использует специальные термины, такие как «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация», которые являются ключевыми как в дефектологии, так и в специальной психологии [3, 16, 17, 20, 50, 65].

Кроме того, коррекционная педагогика занимается вопросами оздоровления и предупреждения вторичных дефектов развития у детей. В этом смысле коррекционная педагогика является лечебной педагогикой.

Лечебная педагогика(помогающая) – это отрасль педагогики, которая разрабатывает средства и методы исправления физических и психических дефектов, она охватывает почти весь круг проблем, разрабатываемых в специальной педагогике и психологии [20, 58, 61].

В монографии «Педагогическая коррекция», которая хорошо известна широкому кругу специалистов, врач-психиатр, В.П. Кащенко, указывает на то, что лечебно-педагогическое воздействие на детей с недостатками характера возможно тогда, когда, с одной стороны, медицина тесно сливается с педагогикой, а с другой, – когда психоневрологические отклонения у детей устраняются при помощи педагогических методов и приемов. Действительно, успех здесь возможен при взаимном и глубоком проникновении одной области в другую, при дружном содействии врача и педагога. Одно лечение же так, как и одно воспитание, будет безрезультатным. Подобного рода взаимное проникновение деятельности педагога и врача обеспечивает особенно большие достижения, если они оба имеют специальную подготовку: врач – в педагогических дисциплинах и лечебной педагогике, педагог же – в психоневрологии детского возраста и также в лечебной педагогике. В хорошо организованных медико-педагогических учреждениях этот синтез медицины и педагогики именно так осуществляется на деле [26].

Многие психологи, педагоги, общественные деятели, утверждают, что воспитание ребенка, намеренное или ненамеренное, начинается с его рождения. Младенец уже с первых своих дней восприимчив ко всяким привычкам, как хорошим, так и плохим. По мнению большинства ученых, характер ребенка образуется между двумя и четырьмя годами, в это время родителям еще легко утвердить свое влияние и создать необходимые условия для коррекционно-развивающего воздействия.

В процессе реализации коррекционного направления специальной психологии необходимо помнить слова Л.С. Выготского [11] о том, что: «...никакие новации, никакая инициатива и творчество, никакая интенсификация учительского труда не должны идти впереди здоровья учащегося».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.