Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Не казнити, а чинити наказание а в ней 26 статей




1. Будет которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убий­ство, и их за отеческое или за матерне убийство казнити смертию же безо всякия пощады.

2. А будет которой сын или дочь отцу своему или матери смертное убийство учинят с ыными с кем, а сыщется про то допряма, и по сыску тех, которые с ними такое дело учинят, казнити смертию же безо всякия пощады.

3. А будет отец или мати сына или дочь убиет до смерти, и их за то посадить в тюрму на год, а отсидев в тюрме год, приходити им к церкви божий, и у церкви бо­жий объявляти тот свой грех всем людем вслух. А смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити.

4. А будет кто сын или дочь, не помня закона християнского, учнет отцу или матери грубыя речи говорить, или отца и матерь з дерзости рукою зашибет, и в том на них отец и мати учнут бити челом, и таких забывателей закона християнского за отца и матерь бити кнутом.

5. А будет которой сын или дочь у отца или у матери животы пограбят насиль-ством, или не почитаючи отца и матерь, и избываючи их, учнут на них извещать ка-кия злыя дела, или которой сын или дочь отца и мать при старости не учнет почи-тати и кормить и ссужать их ничем не учнут, и в том на них отец или мати учнут го­сударю бити челом, и таким детем за такия их дела чинить жестокое наказание, бить кнутом же нещадно, и приказать им быти у отца и у матери во всяком послу­шании безо всякого прекословия, а извету их не верить.

6. А будет которой сын или дочь учнут бити челом о суде на отца или на ма­терь и им на отца и на матерь ни в чем суда не давати, да их же за такое челобитье бить кнутом, и отдать их отцу и матери.

7. А будет кто убиет до смерти брата, или сестру сам, или по его велению, кто иной их убиет, а сыщется про то допряма, и их за то самих всех казнити смертию же.

8. А будет чей нибудь человек помыслит смертное убийство на того, кому он служит или против его вымет какое оружье, хотя его убити, и ему за такое его дело отсечь рука.

9. А будет чей человек того, кому он служит, убьет до смерти и его самого каз­нити смертию же безо всякия же пощады.

10. А будет кто не бояся бога, и не опасаяся государьския опалы и казни, учи­нит над кем нибудь мучителское наругательство, отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы обрежет, или глаз выколет, а сыщется про то допряма, и за такое его наругательство самому ему то же учинити, да на нем же взяти из вотчин его и из животов тому, над кем он такое наругательство учинит, будет отсечет руку, и за руку пятдесят рублев, а будет отсечет ногу, и за ногу пятдесят же рублев, а за нос, и за ухо, и за губы, и за глас, по тому же за всякую рану, по пятидесят рублев.

11. А будет такой же поругатель кого нибудь зазвав, или силою заволокши к себе на двор, учнет бити ослопом, или кнутом, или батоги, и с суда сыщется про то допряма, и такому поругателю за такое его дело учинити жестокое наказание, ве­леть его бить кнутом по торгом, и вкинуть в тюрму на месяц, да на нем же доправи-ти тому, над кем он такое дело учинит, бесчестье и увечье вдвое.

12. А будет такое наругательство над кем учинит чей нибудь человек, и того человека пытать, по чьему научению он такое наругательство учинил. Да будет тот человек с пытки скажет, что он такое наругательство учинил по научению того, кому он служит, или по чьему нибудь научению, и тем людем, кто на такое дело кого научит, и тому, кто такое дело зделает, потому же учинити жестокое наказа­ние, бити их кнутом по торгом и вкинуть их в тюрму всех на месяц, да на тех же лю-дех, кто на такое дело людей своих научит, правити тем людем, над кем такое нару­гательство люди их учинят, бесчестие вдвое. А будет чей нибуди человек такое на­ругательство над кем учинит собою, а ни по чьему научению, и таких людей пытав, казнити смертию.

13. А которые воры чинят в людех смуту, и затевают на многих людей своим воровским умышлением затейные дела, и таких воров за такое их воровство казни­ти смертию.

14. А будет жена учинит мужу своему смертное убийство, или окормит его от­равою, а сыщется про то допряма, и ея за то казнити, живу окопати в землю, и каз­нити ея такою казнею безо всякия пощады, хотя будет убитого дети, или иныя кто ближния роду его, того не похотят, что ея казнити, и ей отнюд не дати милости и Держати ея в земле до тех мест, покамест она умрет.

15. А которая жонка приговорена будет к смертной казни, а в те поры она бу­дет беременна, и тоя жонки, покаместа она родит, смертию не казнити, а казнити ея в те поры, как она родит, а до тех мест держати ея в тюрме, или за крепкими приставы, чтобы она не ушла.

16. А будет кто умысля воровски придет в чей дом и похочет того дому над госпожою какое дурно учинити, или ея ис того дому похочет куды увести, а люди ее от такова вора не оборонят, и учнут помочь чинити тем людем, кто по нее прие­дет, а после того про такое их дело сыщется, и тех воров, кто таким умыслом в чю-жой дом приедет, и который люди им на такое воровство учинят помочь, всех каз­нити смертию.

17. А будет кто с похвалы, или с пьянства, или умыслом наскачет на лошади на чью жену, и лошадью ея стопчет и повалит, и тем ея обесчестит, или ея тем боем изувечит, и беременная будет жена от того его бою дитя родит мертво, а сама будет жива, а с суда сыщется про то допряма, и тому, кто так учинит, за такое его дело учинити жестокое наказание, велеть его бити кнутом нещадно, да на нем же допра-вити той жене бесчестие и увечье вдвое, да его же вкинута в тюрму на три месеца. А будет от того его бою та жена и сама умрет, и его за такое его дело самого казни­ти смертию.

18. А будет такое убийство учинится от кого без умышления, потому что ло­шадь от чего испужався, и узду изорвав рознесет, и удержати ея будет не мощно, и того в убийство не ставити, и наказания за такое дело никому не чинити, для того, что такое дело учинится бес хитрости.

19. А будет кто над кем учинит смертное убийство по чьему научению, а сы­щется про то допряма, и того, кто на смертное убийство научал, и кто убил, обеих казнити смертию же.

20. А будет кто, стреляючи ис пищали, или из лука по зверю, или по птице, или по примете, и стрела или пулька вспловет, и убьет кого за горою, или за городь­бою, или кто каким нибудь обычаем кого убьет до смерти деревом, или каменем, или чем нибудь не нарочным же делом, а недружбы и никакия вражды напередь того у того, кто убьет, с тем кого убьет, не бывало, и сыщется про то допряма, что такое убийство учинилося ненарочно, без умышления, и за такое убийство никого смертию не казнити, и в тюрму не сажати потому, что такое дело учинится греш­ным делом без умышления.

21. А будет чей человек убьет кого нибудь до смерти, или ранит, обороняя того, кому он служит, и тому человеку того в вину не ставить, а спрашивать того убийства на том, кому он служит.

22. А будет он над кем смертное убийство учинит своим умышлением, без ве­дома того, кому он служит, и тот кому он служит, очищая себя, изымав его приве­дет в приказ, и про такое убийство сам известит, и тому, чей тот человек, того убий­ственного дела в вину не ставить, а человека его, которой такое смертное убийство учинит, казнити смертию.

23. А будет кто кого отравит зельем, и от тоя отравы тот, кого отравят, умрет, и того, кто такое злое дело учинит, пытати накрепко, напередь того он над кем та­кова дела не делывал ли, и пытав его, казнити смертию.

24. А будет кого бусурман какими нибудь мерами насильством или обманом русскаго человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма, и того бусурмана по сыску казнить, зжечь огнем безо всякого милосердия. А кого он русскаго человека обусурманит, и того русскаго человека отослать к патриарху, или к иной власти, и велети ему учи­нити указ по правилом святых апостол и святых отец.

25. А будет кто мужескаго полу, или женского, забыв страх божий и християн-ский закон, учнут делати свады жонками и девками на блудное дело, а сыщетца про то допряма, и им за такое беззаконное и скверное дело учинити жестокое на­казание, бити кнутом.

26. А будет которая жена учнет жити блудно и скверно, и в блуде приживет с кем детей, и тех детей сама, или иной кто по ея велению погубит, а сыщетца про то допряма, и таких беззаконных жен, и кто по ея велению детей ея погубит, казнити смертию безо всякия пощады, чтобы на то смотря, иные такова беззаконного и скверного дела не делали, и от блуда унялися.

Глава XXV. УКАЗ О КОРЧМАХ А В НЕМ 21 СТАТЬЯ

1. У кого корчму вымут впервые, или кто на продажу вино курит, и на тех впервые заповеди правити по пяти рублев, а на питухах по полуполтине на челове­ка. А у кого корчму вдругоряд вымут, и на тех людех заповеди править вдвое, по де­сяти рублев, а на питухех по полтине на человеке, да тех же людей, у кого корчму вымут вдругоряд, бити кнутом по торгом, а питухов бити батоги.

2. А будет у кого корчемное продажное питье и питухов вымут втретие, и на тех заповеди имати по дватцати рублев на человеке, а на питухех по рублю на чело­веке, да их же бити кнутом, да продавъцов же сажати в тюрму, до государева указу.

3. А которые люди будут в корчмах в приводех, а в роспросе скажут, что они у корчемников вино покупали, или у кого покупая, на дворех пили, а корчемники в винной продаже запрутся, и тех купъцов пытати, а с пыток купцы не зговорят, и против того пытати корчемников. Да будет корчемники с пыток учнут говорити, что они вино покупали мимо кабаков, и по тем их пыточным речам тех людей, на кого учнут с пыток говорити, сыскивая, по тому же, роспрашивати, и с купцы ста­вити, с очей на очи, и с очных ставок пытати, а с пытки будет в винной продаже продавцы повинятся, и тех корчемников после пытки бити кнутом по торгом, да на них же имати заповеди впервые по пяти рублев на человеке. А будет они в такой питейной продаже объявятся въдругоряд, и их по тому же бити кнутом по торгом, а заповеди имати с них денег по десяти рублев на человеке, и давати их на крепкия поруки з записми в том, чтобы им впередь таким воровством не промышляти. А бу­дет кто в таком воровстве объявится втретьие, и их за ту третьюю вину бити кнутом по торгом, и посадити в тюрму на полгода, а на тех людех, кто у них корчемное пи­тье учнет покупати, имати заповеди впервые по два рубли на человеке, да их же бити батоги нещадно. А будет кто в таком деле объявится вдругоряд, и на них запо­веди имати по четыре рубли на человеке, да их же бити кнутом на козле, и сажати в тюрму на две недели, а за третьюю такую вину заповеди имати по шти рублев на человеке, да их же бити кнутом по торгом, и сажати в тюрму, на месяц, и давати их на поруки з записми, что им впредь ни у кого корчемного питья не покупать и не пить. А которые люди от такова воровства не уймутся, и в таком воровстве объя­вятся вчетвертые, и им за такое их воровство учинити жестокое наказание, бив кнутом по торгом, съсылати в далные городы, где государь укажет, а животы их все и дворы и поместья и вотчины имати на государя. А которые люди у них корчем­ное питие купят вчетвертые, и тем по тому же чинити жестокое наказание, бити кнутом по торгом, и сажати в тюрму на год.

4. А которые люди учнут на кого говорити в винной продаже, а после с тех людей зговорят, и сыщется про то допряма, что они на тех людей в винной прода­же говорили поклепав напрасно, и тем людем, кто кого таким делом поклеплет на­прасно, за поклеп чинить наказание, бити кнутом по торгом, да на них же тем лю­дем, кого они поклеплют напрасно, правити бесчестье вдъвое.

5. А будет которые люди учнут на кого говорити в винной продаже, а прода­вец запрется, и учнут в том оба иматися за пытку, и в том пытать напередь купца, и будет купец с пытки не зговорит, и против того пытати продавца, и после пытки указ учинить, до чего доведется.

6. А будет с корчемным питьем приведут чиих людей, или крестьян, или двор­ников, а в роспросе те приводные люди скажут, что вино кому продали украдъчи у бояр своих, и тех приводных людей про винную продажу пытати, бояре их про то ведали ли? Да будет они учнут говори™ прежьние речи, что они вино продали, ук-радчи у бояр своих, а бояре их про то не ведали, и сыщется про то допряма, что про ту винную продажу бояре их не ведали, и таким винопродавцом чинити наказание, бита их кнутом по торгом, и отдавати их тем людем, чьи они люди и крестьяне, а тем людем, кому они будут отданы, над ними смотрети и беречи накрепко, чтобы те их люди и крестьяне впредь никому вина не продавали. А будет чьи люди и крестьяне, или дворники в таком деле объявятся в другие, небережением тех людей, у кого они живут, и за таких винопродавцов на тех лю-дех, у кого они живут, имати пени по десяти рублев на человеке, а тех винопродав­цов бита кнутом по торгом, и сажати в тюрму до государева указу.

7. А будет кого приведут с вином всяких чинов людей, а те приводные люди в роспросе скажут, что им то вино дали бояре, или окольничие, или столники и стряпчие, и дворяне московские, и дияки, и приказные люди, и дета боярские без­денежно, по дружбе, или за какую работу, да и те люди, про которых они в даче того вина скажут, учнут тоже говорити, что они им вино дали в почесть, по зна-комъству, или мастеровым и работным людем, сверх могорцу, в почесть, неболь­шое место, и тех людей свобожати.

8. А которым людем пития у себя безъявочно держати не велено, а они у себя питие держати учнут не явя, и то неявочное питие у них вымут, и на тех людей има­ти заповеди по пяти рублев на человеке, а питие имати на государя.

9. А которые приводные люди в роспросе на кого в винной продаже учнут го­ворити, а у пытки с них зговорят, а скажут, что они говорили на них по научению выимъщиков, и тех людей пытати, а с пытки будет учнут тоже говорити, что они тех людей клеплют напрасно, по научению выимщиков, и по тем их пыточным ре-чем, пытати выимщиков. Да будет выимщики с пытки в том повинятся, и тем выимщиком, сверх пытки, чинити наказание, бита их кнутом на козле, чтоб им впередь не повадно было так делать. А будет выимъщики с пытки в том не повинятся, и после выимъщиков пытать вдругоряд тех людей, которыя на них говорят. Да будет и те люди в том с пытки не повинятся и им указ учинить, до чего доведется.

10. А которых приводных людей на Москве в Новую четверть учнут присыла-ти из Стрелецкого приказу, а в Стрелецкой приказ тех людей приведут стрельцы, и которых людей в Новую же четверть приведут дети боярския без вина и без табаку, а в приводе дети боярские и стрелцы скажут, что они тех людей поймали пьяных, а пили те люди на приличных дворех, а иные пойманы у приличных дворов пьяни, а про иных приводных людей дети боярския скажут, что у них тех пьяных людей от­бивали торговыя всякие люди и лавошные сиделцы, а приводные люди против их речей учнут во всем запиратися, что их дети боярския и стрельцы клеплют напрас­но, а иные скажут, что они пили у кого у своих, или у друга в гостех, а не в корчем­ных местах, а те люди, у которых они скажут, пили в гостех, пришел в Новую чет­верть, тех приводных людей учнут очищати, и скажут, что они пили у них в гостех, а не в корчемных местах, и про тех приводных людей, про всех сыскивати, и по сыску указ чинити, смотря по делу, до чего доведется.

11. Да в прошлом во сто четыредесять втором году, по указу блаженныя памя­ти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всеа Русии на Москве и в городех о табаке заказ учинен крепкой под смертною казнью, чтобы нигде русские люди и иноземцы всякия табаку у себя не держали и не пили, и таба-136

ком не торговали. А кто русские люди и иноземцы табак учнут держати, или таба­ком учнут торговати и тех людей продавцов и купцов велено имати и присылати в Новую четверть, и за то тем людем чинити наказание болшое бес пощады, под смертною казнью, и дворы их и животы имая, продавати, а денги имати в государе­ву казну. А ныне государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всеа Русии указал и бояре приговорили, тем людем, у кого табак объявится, указ чинити про­тив того же, как о том указано в прошлом во сто четыредесять втором году.

12. А будет которые люди с табаком будут в приводе, а скажут, что они тот та­бак купили у литовъских приезжих людей на продажу, и тех людей пытати, прямо ли они тот табак у литовъских людей купили. Да будет те люди с пытки станут тоже говорити, что они тот табак купили у литовъских людей, а в приводе они бу­дут со многим табаком, и их в другие пытать, а з других пыток учьнут говорить теже речи, и им за табак чинити указ, как о том писано выше сего.

13. А которые люди будут в приводе с табаком же, а в роспросе скажут, что они тот табак купили у кого у русских людей, или у иноземъцов, которые иноземъ-цы государю служат, и тех людей, на кого они в продаже того табаку учнут говори­ти, сыскивая, роспрашивать, и с очей на очи их ставить, и будет дойдет до пытки, и тех по тому же пытати и указ чинити, до чего доведется.

14. А будет с табаком приведут отставленых стрелцов, или иноземъцов, или боярских людей и крестьян и дворников и всяких гулящих людей, а в роспросе те приводные люди скажут, что они тот табак нашли, или у кого у всяких людей табак вымут во дворех, а на иных в табаке учнет кто извещати, а те люди, на кого учнут извещати, скажут, что они табаком не торгуют, а у которых вынят во дворех, и те люди скажут, что тот табак не их, а чей, того не ведают, разве де кто по недружбе, или выимъщики подкинули, и тех людей в табачной находке по тому же пытать, а с пытки учнут говорить те же речи, что и в роспросе, и их свобожать беспенно. А за табачную находку бита кнутом на козле. А про неведомой табак спрашивать у пыт­ки, а у пытки толко учнут говорить те же речи, что и в роспросе, и тех людей пото­му же свобожать.

15. А которые торговые люди, и стрелцы, и иноземцы, и боярские и всяких чинов люди в приводе будут с табаком, и учнут в роспросе сказывать, что тем таба­ком подкинули их те люди, которые их с тем табаком привели, и их с теми людми, которые их привели, ставить с очей на очи и роспрашивать. И будет дойдет до пыт­ки, и их пытать, а с пытки они на себя ничего говорить не учнут, и против того пы­тать тех людей, которые привели. Да будет те люди, которые привели с пытки по-винятца, что тех приводных людей табаком они подкинули, и им за такое воровъ-ство, сверх пытки, чинить наказанье, бить кнутом на козле, чтоб им и иным таким впредь неповадно было так делать.

16. А которые стрелцы и гулящие и всякие люди с табаком будут в приводе двожды, или трожды, и тех людей пытать и не одинова, и бита кнутом на козле, или по торгом, а за многия приводы у таких людей пороти ноздри и носы резати, а после пыток и наказанья ссылати в далние городы, где государь укажет, чтоб на то смотря иным так неповадно было делать.

17. А которых корчемников и табатчиков поймают объезжие головы и дета боярские, или у кого во дворех вымут вино, или табак, и те люди, где вымут, объез­жим головам и детем боярским дадут откуп рублев пять, или десять, или дватцать, или тритцать, или больши того, чтоб их с корчемным и с неявленным питьем и с табаком в Новую четверть не водили, и те объезжие головы, и дета боярские, взяв у них откуп, приведут их в Новую четверть, и откупы объявят, и у них того откупу не имать.

18. А которые объезжие головы и дети боярские взяв откуп, корчемника или табачника отпустят, а в Новую четверть их не приведут, а про то будет в Новой четверти ведомо, и сыщется про то допряма, и тех голов и детей боярских пытать и на­казание чинить, бить кнутом, и в приказе им впредь не быть.

19. А которые всякие люди корчемников и табатчиков, и питухов у голов, и у детей боярских учнут отбивать, и тем отбойщиком, по роспросу и по сыску, чи­нить наказанье, бить кнутом на козле и по торгом, а иных бить батоги, чтоб на то смотря, иным не повадно было так делать.

20. А черных сотен и слобод тяглым людем, для корчемные выимки, выбира-ти по годом меж себя десяцких, и на тех десяцких в Новую четверть приносить вы­боры за своими руками в том, что тем их выборным десяцким во всех десятках того смотрити и беречи накрепко, чтоб корчемного продажного никакова питья, вина и пива, и меду, и табаку, и неявленого питья и всякого воровства ни у кого не было. А которым людем даны будет на вино, и на пиво, и на мед явки, и те бы люди, сверх явок, лишнего вина не покупали, и пива не варили, и меду не ставили. А бу­дет у кого в десятые объявитца какое продажное питье и табак и иное какое воров­ство, или, сверх явок, лишнее питье кто учнет держать, и им десяцким на тех лю­дей извещать в Новой четверти. А будет они на тех людей извещать не учнут, и на тех людех, у кого воровство объявитца и на десяцких имать на государя пени, по десяти рублев на человеке, а на до-сталных на осми человекех того же десятка, по пяти рублев на человеке. Да и того десяцким в своих десятках смотрити и беречь накрепко, которые дворяне и дети боярские у кого будут на дворех поставлены, а у них будет по явкам вино, и у тех дворян и детей боярских сверх явок лишнего бы вина не было, и безъявочно бы на дворы свои никого не пускали. А у кого объявит­ся продажное вино, и на тех людей потому же извещати в Новой четверти, а в Но­вой четверти тем людем государев указ чинити по разсмотрению.

21. Да и в городех корчемником и табатчиком чинити тот же указ, как писано выше сего.

Совершена сия книга повелением великаго государя царя и великаго князя Алексей Михайловича, всея Русии самодержца, в третьее лето богом хранимыя его державы, и при сыне его государево благоверном царевиче и великом князе Ди­митрии Алексеевиче, в первое лето рожения его лета 7157-го генваря в 29 день.

(Хрестоматия по истории государства

и права СССР. Дооктябрьский период.

М.: Юридическая литература, 1990.

С. 113-253.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.