Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие сюжеты в мифологии




ПЕРВОБЫТНАЯ МИФОЛОГИЯ

 

1. Основные мифологические сюжеты

2. Типичные образы богов в древней мифологии

 

Комплекс верований и представлений первобытного человека постепенно сложился в первобытную мифологию. Слово «миф» в переводе с греческого означает сказание, предание о богах. Мифопоэтическое творчество всегда было тесно связано с религиозными представлениями людей.

Ученые заметили, что в религиях и мифах разных народов мира встречаются общие образы и мотивы. В глубокой древности разные народы сходно объясняли устройство мироздания. В XIX-XX вв. большое внимание таким «совпадениям» уделяли крупнейшие исследователи и ученые: Джеймс Фрейзер, Эдуард Тейлор, Карл Густав Юнг, Павел Флоренский и др. В XX веке сформировалось целое научное направление – сравнительная мифология. Общие для всего человечества мифы и верования служат материалом и для художественных опытов. На таких сходных мотивах в немалой степени построены «вторичные миры» в произведениях литературных мифотворцев XX в.: Джона Рональда Рея Толкиена, Урсулы ле Гуин и др.

 

Центральную группу в мифологических системах составляют космогонические мифы – предания о происхождении земли и неба, солнца и луны, растений и животных, наконец, человека. В этих мифах повествуется о том, как, из чего и когда был создан этот мир. Как правило, существует определенный порядок творения: хаос – небо и земля – солнце, месяц и звезды – время (день и ночь) – растения – животные – человек – дом и утварь. В целом, эти мифы передают переход от хаоса к упорядоченному космосу. Обычно космогонические мифы включают теогоническую часть, связанную с сотворением богов, и антропогоническую часть, посвященную сотворению человека. К космогоническим мифам примыкают эсхатологические сюжеты, связанные с представлением о конце света. Они встречаются у ацтеков и индейцев майя, в христианской традиции, у скандинавов. С этими мифами тесно связаны представления о загробном мире, смерти, судьбе.

В целом, в мифологических системах можно привести несколько общих схем, встречающихся у различных народов.

Мировой океан. У многих народов мира бытуют представления о том, что весь мир был сотворен из вод Мирового океана. В мифах Океан изображен и как первозданные воды, заполняющие первобытный Хаос, и как вполне реальные моря, окружающие землю.

Месопотамские мифы описывают Океан извечным и безграничным. В его недрах обитали первые существа, давшие начало миру. Согласно мифам ариев, мир возник из вод изначального и безграничного Океана-Хаоса под воздействием «воспламенившегося жара». Бог Мирового океана Варуна считался старейшим из богов. Похожие представления имеются в древнегреческом эпосе, «Илиаде» Гомера. Здесь древний Океан – родоначальник всех богов, «от коего все родилось».

Появление Земли. Миф о «воспламенении», иссушении Океана, о возникновении мира в результате борьбы сил воды и огня также нередко встречается у многих народов мира. В индуистской традиции Океан иссыхает во время его пахтанья (т. е. взбалтывания) богами. В мифах некоторых народов Сибири (тунгусов, бурят, кетов) верховный небесный бог иссушает Океан огнем и таким образом создает Землю. А полинезийцы верили, что их острова поднял со дна морского полубог Мауи с помощью магического рыболовного крючка.

Мировое яйцо. Миф о Мировом яйце сохранился в наиболее цельном виде у финно-угорских народов. В эпосе «Калевала» утка снесла яйцо на единственный выступ посреди Мирового океана – холм (колено божественного героя Вяйнемёйнена). Упав, яйцо разбилось, но:

Не погибли яйца в тине, И куски во влаге моря, Но чудесно изменились, И подверглись превращенью: Из яйца, из нижней части, Вышла мать-земля сырая; Из яйца, из верхней части, Встал высокий свод небесный, Из желтка, из верхней части, Солнце светлое явилось; Из белка, из верхней части. Ясный месяц появился; Из яйца, из пёстрой части, Звёзды сделались на небе; Из яйца, из тёмной части, Тучи в воздухе явились.

Китайские мифы сообщают, что мироздание первоначально являло собой нечто, подобное содержимому куриного яйца. Затем родился первопредок Паньгу. От него и произошел нынешний мир.

Первосущество. Очень часто первосущество рассматривается как бог-творец, производящий весь мир из собственного тела. Таков, например, египетский бог Птах, который из частей своего тела создал всех богов, олицетворявшхе отдельные элементы мироздания. Похожие представления бытовали и в Индии, где творцом почитали Брахму.

В скандинавских мифах первосущество – великан Имир, родившийся в начале времен, был убит богом Одином и его братьями. Они «сделали из него землю, а из крови его – море и все воды. Сама земля была сделана из плоти его, горы же – из костей, валуны и камни – из передних и коренных его зубов и осколков костей... Из крови, которая вытекла из ран его, сделали они океан и заключили в него землю... Взяли они и череп его и сделали небосвод». Так описывает этот процесс Младшая Эдда.

Бытовал и такой миф о Паньгу. Вначале мир напоминал огромное куриное яйцо, в котором царил хаос. В этом яйце зародился первый предок людей Паньгу с телом змеи и головой дракона. Многие годы пролежав в яйце, он из ребенка превратился во взрослого человека и обнаружил вокруг себя беспросветную тьму хаоса. Паньгу нанес сильный удар изнутри по скорлупе, яйцо треснуло и раскрылось. Все легкое и прозрачное в нем устремилось кверху и образовало небо, а все тяжелое и мутное осталось внизу и превратилось в землю. Чтобы небо и земля не соединились, Паньгу уперся головой в небо, а ногами в землю. Так он простоял миллионы лет, и за это время небо поднималось все выше и выше, а земля опускалась все ниже и ниже. Сам же Паньгу по мере удаления неба от земли вытягивался и вытягивался, пока не превратился наконец в гиганта. Когда небо достигло высочайшего предела и земля утвердилась прочно на своей основе, Паньгу опустился на колени, ожидая наступления смерти. После кончины Паньгу его голова превратилась в горы; кровь – в реки; борода – в созвездия; его тело стало землей, а дыхание – ветром и тучами; его голос стал громом; его руки и ноги стали четырьмя странами света; его зубы, кости и мозг – металлом и скалами; его кожа и волосы – травой и деревьями; его мышцы – волнистой поверхностью земли; капли пота – дождем; насекомые, которые ползали по его телу, стали человеческими существами.

Устройство мира. Основная функция данных сюжетов – разграничение мира мертвых и мира живых. В самых ранних религиях устройство мира было довольно простым: духи природы и души предков незримо присутствовали рядом с людьми. Лишь наиболее могущественные из духов – высшие существа-покровители – помещаются на небе, реже под землёй. Подобные верования встречаются и в развитых религиях греков (Олимп), кельтов и других народов. Со временем складываются представления об «ином» мире, где обитают умершие предки, духи-покровители или боги. Этот мир мог находиться под землей, на небе или «на краю земли».

К концу первобытности устройство мироздания усложнилась, и включало уже три уровня. Верхний мир – Небеса – служил обителью богов. Средний мир – Земля – здесь жили люди. Нижний – Подземный мир населяли божества смерти и различные чудовища.

В мифах Древней Греции Средний мир является не только обителью людей. Например, Элизиум – мир умерших героев – находится на западе, за морем. О волшебных западных островах, на которых живут боги и духи, говорится и в кельтских сказаниях.

Средний мир служил связующим звеном между Верхним и Нижним. Нередко вышеназванные миры подразделялись на ярусы. Так греки в нижнем мире выделяли Аид, где живут мертвые предки, и Тартар, где заточены противники богов – титаны. В поверьях некоторых народов верхний мир также неоднороден. Например, у славян он состоит из семи небес. Постепенно представления о Верхнем и Нижнем мирах сформировали идею ада и рая.

Связующим звеном Вселенной, центром мироздания во многих мифах выступает середина Среднего мира, «пуп земли». Например, у древних греков «пупом земли» именовался священный камень в Дельфах. Иногда же «пуп земли» помещается в каком-либо не существующем месте. Так, в славянских верованиях священный центр мира покоится на острове Буяне.

В некоторых мифах царство мертвых связано было с одной из сторон света, чаще всего – север (у северных народов). У славян

Мировое Древо. Оно пронзает все три мира и служит своеобразной осью Вселенной. Древо (дуб или дикая яблоня, ясень Иггдрасиль – сканд.) растёт «от земли до неба», в корнях у него живёт подземное чудовище, Змей, на ветвях висят месяц, Солнце и звёзды.

Образ священного Мирового Древа можно найти в устном и изобразительном творчестве самых разных народов. Он знаком американским индейцам и народам Сибири, жителям Месопотамии и Балкан, Индии и Тибета.

В то же время в ряде религий мира Вселенную связывает воедино не Древо, а Гора. Вообще, образ священной горы как места пребывания небесных божественных сил известен очень широко (Олимп, Синай).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 8216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.