Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравственное развитие в младенчестве




Нравственное развитие в дошкольном возрасте

Взаимоотношения между людьми регулируются с помощью нравствен­ных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы по­ведения личности в разнообразных ситуациях. Общественное мнение выража­ет отношение общества к соблюдению или нарушению норм. Нравственная зрелость личности предполагает, что человек сам контролирует свое поведе­ние и самостоятельно строит его в соответствии с ней.

С момента рождения взрослые организуют жизнь ребенка по социальным правилам. Его кормят, укладывают спать, ку­пают в определенное время, приучая к режиму дня. Ухаживая за малышом, родители пользуются предметами, которые име­ют строго фиксированные функции и правила применения: для пеленания - пеленки, для кормления - бутылочка с соской или ложка, для купания - ванночка, полотенце, мыло. После 4 мес. развитие хватания приводит к тому, что резко возрастает ак­тивность малыша в отношении предметов. Он начинает мани­пулировать с ними. И снова родители направляют манипули­рование в определенное русло, в соответствии с правилами, ко­торым ребенок подчиняется лишь в ситуации непосредственно­го контакта со взрослыми. Выполнение действий по правилам придает жизни малыша известную организованность.

Напомним, что в первом полугодии жизни у ребенка фор­мируется потребность в общении со взрослым, стремление вой­ти с ним в контакт, привлечь к себе его внимание. В ответ на любовь и заботу взрослого у младенца складываются положи­тельное самоощущение, жизнерадостность, доброжелательность, любознательность. Указанные особенности выступают как предпосылки нравственного развития.

На всем протяжении первого года жизни взрослый выра­жает свое отношение к поведению ребенка, используя для этого экспрессивно-мимические средства: мимику, пантомимику, интонации речи. Одни действия малыша взрослый поощряет, дру­гие порицает и, таким образом, выражает свои требования к ребенку. Младенец еще не понимает смысл этих требований, но хорошо чувствует интонацию голоса, улавливает эмоциональ­ное отношение. Например, ребенок хорошо поел, а взрослый одобрительно кивает ему, улыбается, поглаживает, говорит лас­ково: «Молодец».

Важной вехой в развитии младенца выступает включение взрослым в общение слов, означающих требования - «можно» и «нельзя». Малыш еще не понимает значения этих слов. Взрос­лый подкрепляет высказывания выражением соответствующих эмоций, говорит «Можно» - с радостной улыбкой и «Нельзя» -хмурясь. Младенец очень чувствителен к отношению взросло­го. Он хочет чувствовать, что его любят, относятся к нему вни­мательно и доброжелательно. Поэтому слово «нельзя» в соче­тании с соответствующей мимикой и интонацией голоса вызы­вает у него отказ от какого-либо действия или предмета. Так взрослый, общаясь с ребенком, выделяет из его спонтанных ре­акций социально одобряемые образцы поведения и фиксирует их в сознании младенца.

Развитие ориентировки на речь взрослого приводит в кон­це первого года жизни к установлению связей между словом и действием, способом поведения. Такие связи способствуют ос­воению ребенком социальных форм поведения. «Скажи тете «до свидания», - говорит мама малышу, и он машет рукой. - «Ска­жи спасибо», - и он наклоняет голову.

Особенности нравственного развития в младенческом воз­расте:

- предпосылками нравственного развития ребенка являются стремление к установлению контактов со взрослыми и к совмест­ным действиям, доброжелательность, потребность во внимании;

- выделение положительных способов поведения у малыша происходит при положительном подкреплении этого поведения взрослым;

- вводятся слова «можно» и «нельзя», выполняющие тормо­зящую и побуждающую функции;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.