Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни




Развитие темперамента в дошкольном возрасте

Возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Литература

1. Ахромеева Л. Эгоистичность и причины ее возникнове-ния//Дошкольное воспитание. - 1986. - № 2. - С. 42-43.

2. Гаспарова Е. Упрямство и капризы/Дошкольное воспита­ние. - 1989. -№ 1. - С. 76-83.

3. Горбачева В. А. Формирование поведения детей в детском саду. - М., 1957.

4. Люблинская А. А. О моральных представлениях и моральных привычках//Дошкольное воспитание. - 1966. - № 5. - С. 11-15.

5. Пономаренко Т. О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей/Дошкольное воспитание. - 1992. - № 3-4. -С. 10-14.

6. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспи­тания детей дошкольного возраста/Под ред. Т.С.Комаровой. -М., 1983.

7. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.

8. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического разви­тия детей. - М. 1984.

9. Якобсон С.Г. Что, по мнению детей, «хорошо», а что -«пло­хо" //Дошкольное воспитание. - 1988. - № 1. - С. 46-49.

ГЛАВА 19

Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психо­логических свойств, характеризующих человека со стороны его динамичес­ких способностей. Различия в темпераменте - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности. Общая актив­ность личности складывается в интенсивности и объеме взаимодействия со средой; моторная - в темпе реакций, быстроте, ритме и общем количе­стве движений; речевая - в темпе речи и силе голоса; эмоциональность - в особенностях возникновения, протекания и разрешения эмоциональных состояний, а также в преобладающем знаке эмоций.

Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нерв­ной системы. К ним относятся сила, уравновешенность и подвижность процес­сов возбуждения и торможения.

Различают четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик.

Сразу после рождения дети отличаются по степени реактив­ности на стимул при удовлетворении биологических потребнос­тей. У новорожденных в ответ на раздражитель наблюдается вздрагивание телом или только подрагивание век. При смене пеленок одни младенцы кричат, другие успокаиваются, одни интенсивно сосут, а другие вяло. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в даль­нейшие периоды детства.

В раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательнос­ти, которая обусловлена следующими причинами. Во-первых, общими закономерностями созревания нервной системы и раз­вития психики. Во-вторых, созреванием эндокринного аппара­та. В-третьих, специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента. Но уже в раннем детстве можно выделить типические свойства. Общие же особенности темпе­рамента проявляются очень рано и сохраняются без значитель­ных изменений до семи лет. Так, нервная система у детей близ­ка к слабому типу. Эта слабость проявляется в ее быстром исто­щении, пониженной работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, что приводит к неадекватному по­ведению. О таком поведении говорят тогда, когда сила реак­ций ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого малыш плачет, выкри­кивает обидные слова. Повышенная возбудимость является при­чиной того, что дети под влиянием эмоционально насыщен­ной ситуации на празднике, в театре кричат, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения. Эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения. Ис­кусство педагога состоит в том, чтобы защитить нервную сис­тему ребенка от перенапряжения, определив для него допусти­мую силу стимула.

Сниженная работоспособность ведет к быстрому утомле­нию. Причем оно наступает скорее, если деятельность интерес­на, предполагает частую смену раздражителей, обилие новой информации, чересчур трудна или заведомо невыполнима, а также протекает в слишком многочисленной группе. Переутом­ление наступает при чересчур сильной и длительной концентрации внимания малыша на каком-либо одном виде деятель­ности: рисовании, рассматривании картинок. Внешне переутом­ление проявляется следующим образом: ребенок теряет интерес к работе, становится вялым, безынициативным, невниматель­ным. Его взгляд рассеян, а движения некоординированны. Взрослый, вовремя заметив признаки переутомления, дает воз­можность малышу отдохнуть или чередует разные виды деятель­ности, лучше умственную с практической. Он включается в деятельность ребенка и помогает ему быстрее ее завершить, а по­том предлагает задание, требующее двигательной активности. Выносливость нервной системы, а вслед за ней и работоспособ­ность возрастает в дошкольном детстве, достигая максималь­ной величины к 7-8 годам, а позже почти не меняется.

В первые семь лет жизни для детей характерна слабость воз­буждения и торможения, что проявляется в малой выносливос­ти, быстром утомлении, быстром возникновении охранитель­ного торможения, которое затормаживает действия под влия­нием раздражителя. Ребенок на физкультурном празднике на­рушает правила, вдруг перестает слышать указания взрослого, участвовать в общей деятельности. Такое поведение - сигнал воспитателю о том, что нервная система малыша перегружена и ему требуется отдых. Слабость торможения наиболее ярко наблюдается в двух вариантах. Первый - нарушение запретов. Малыш выхватывает игрушку у товарища, залезает в лужу, съе­дает чужую конфету, хотя знает, что этого нельзя делать. После совершения проступка дошкольник обычно осуждает его. По­добная импульсивность поведения особенно выражена в ран­нем и младшем дошкольном возрасте. По мере взросления воз­никают сдерживающие психологические механизмы, связанные с выполнением норм и правил поведения. Так, формируемые черты характера - дисциплинированность, организованность, ответственность - начинают влиять на свойства темперамента, и ребенок сдерживает импульсивное желание.

Второй вариант, обусловленный слабостью торможения, -это преждевременные реакции, когда при проведении эстафет, подвижных игр малыш начинает действие, не дождавшись сиг­нала.

На протяжении дошкольного возраста процессы возбужде­ния и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэ­тому ребенок напоминает холерика. Неуравновешенность вы­ражается в неустойчивости реакций, их изменчивости. У малы­ша снижен контроль за своими действиями, часто меняется на­строение, он импульсивен. Стереотипы поведения у малыша неустойчивы и легко разрушаются, особенно в раннем дет­стве. Изменение привычной обстановки приводит к ухудше­нию самочувствия, а заболевания - к разрушению сформи­рованных культурно-гигиенических навыков. Ведь послед­ние требуют постоянного подкрепления, чтобы стать устой­чивыми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.