Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины кризиса. Трудности американской политики в отношении Европы




Трудности американской политики в отношении Европы

 

Определяющим элементом глобальной системы является сосредоточение мощи, а не демократии, культуры, глобализиции или чего-либо иного.

Р. Кутан, 2002

 

Кризисы бывали и раньше. В 1956 г. Соединенные Штаты осудили ближневосточную авантюру Англии и Франции; в 1966 г. Франция бросила вызов Америке выходом из НАТО; в 1980-х Европа встала на дыбы, протестуя против размещения «Першингов»; в 1993 г. Вашингтон резко критиковал балканскую политику европейцев. Но то, что случилось в 2003 г., выходит за рамки «привычных» противоречий. Как пишет многолетний эксперт американо-европейских отношений – Кристофер Лейн, «война в Ираке породила очень особенный (межатлантический) раскол. Ущерб, принесенный связям Вашингтона с Европой администрацией Буша, – реальный, долговременный и непоправимый».

 

Привычным стало обращение к различиям в истории, культуре, ценностях, идеологии. Все они имеют место, наиболее яркий пример обсуждения этих различий в последнее время – книга Роберта Кэгена, противопоставляющая гоббсовскую Америку кантовской Европе. Речь идет не о противопоставлении многосторонности и односторонности, не о спорах о релевантности инспекций в Ираке (остановленных силовыми действиями Америки). Естественно, иракская тема катализировала спор, но подлинной причиной кризиса стал вопрос об американской гегемонии.

Речь идет о судьбе американского контроля над Европой. Если бы задачей Соединенных Штатов в Западной Европе была защита этой части света от некой внешней силы, то Вашингтону пришлось бы уйти из Европы после 1991 г. – миссия выполнена. Североатлантический союз был бы распущен за ненадобностью. Но американцы при обеих администрациях, республиканской и демократической, никак не приступили к собиранию чемоданов.

Напротив, они в два приема необыкновенно расширили котролируемый ими блок.

Вопреки старой максиме лорда Исмея о сути НАТО («Контроль над Германией, исключение России и вовлечение Америки»), официальный Вашингтон с начала до конца руководствуется в своей европейской политике совсем иной стратегией: военный контроль над Европой, Америка во главе европейских процессов, европейцы лишаются стимула для политического единения. Даже если бы «холодной войны» не было и в помине, данная стратегия требует американской гегемонии в Западной Европе. Потому-то НАТОи пережила развал Советского Союза – с ним и без него Вашингтон полон желания и руководствуется намерениями осуществлять контроль над Европой.

Администрация Дж. Буша-младшего ни в коей мере не считала себя обязанной уйти из Европы после того, как официальная миссия – сдерживать коммунизм – была выполнена. Говоря об официальной позиции администрации, ее тогдашние сотрудники Филип Желиков и Кондолиза Райс посчитали необходимым объяснить широкой публике суть позиции Соединенных Штатов: «Администрация твердо верит, что даже в случае немедленного исчезновения военной угрозы со стороны Советского Союза Соединенные Штаты обязаны будут сохранять значительное военное присутствие в Европе на протяжении всего обозримого будущего… Присутствие американских вооруженных сил должно обеспечить Соединенным Штатам центральное место как участника европейской политики… Администрация Буша полна решимости поддерживать основные элементы системы НАТО для обеспечения системы безопасности Европы даже в случае окончания „холодной войны“. Администрация Б. Клинтона ни на йоту не отошла с этой позиции. Государственный секретарь М. Олбрайт выразилась вполне определенно: „Если бы НАТО не существовала сегодня, мы должны были бы ее создать“. Понятнее стала стратегия Соедненных Штатов в Европе после окончания Второй мировой войны – отнюдь не сдерживание потенциального агрессора, а контроль над важнейшим мировым регионом, в результате чего был создан „американский военный протекторат“.

Дата видится определенной. Отмечая сороковую годовщину франко-германского договора, президент Ширак и канцлер Шредер выступили с совместной декларацией о том, что обе их страны будут сотрудничать в деле противостояния политике президента Дж. Буша-мл., направленной на решение противоречий с Ираком силой оружия. Провозглашено 22 января 2003 г. и немедленно получило отповедь на брифинге министра обороны США Д. Рамсфедда, презрительно осудившего «Старую Европу».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.