Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Киров, 2011




Учебное пособие

Самоконтроль в физической культуре и спорте

 

УДК 613.1(075.8)

ББК 75.0я73

С17

 

Печатается по решению ЦМС Кировской государственной медицинской академии (Протокол № __ от «__» ___________ 2011 г.)

 

Самоконтроль в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / автор: Дуркин А.В. – Киров: ГБОУ ВПО «Кировская ГМА» Минздравсоцразвития РФ. – 2011. – 116 с.

 

Данное пособие раскрывает суть и методы контроля сомато-физиологического здоровья человека, а так же способы выявления и предотвращения физических нагрузок, находящихся вне зоны доступности тренирующегося. Содержит описание методик и оценочные критерии соматического и функционального статуса индивида. Даются интерпретации выявленных состояний и их взаимосвязь с методиками тренировок.

Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Физическая культура», а так же для действующих спортсменов и лиц, регулярно занимающихся физическими упражнениями в оздоровительных и реабилитационных целях.

 

 

Рецензент: член РИС, зав. кафедрой патофизиологии, д.м.н., профессор Спицин А.П.

 

© Дуркин А.В. – Киров, 2011.

© ГБОУ ВПО «Кировская ГМА» Минздравсоцразвития РФ – Киров, 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие  
Методические указания  
Глава 1. Понятие самоконтроля и способы его осуществления  
Глава 2. Показатели самоконтроля и правила его ведения  
  2.1. Субъективные показатели самоконтроля  
  2.2. Объективные показатели самоконтроля  
  2.3. Правила ведения самоконтроля  
Глава 3. Методы самоконтроля  
  3.1. Метод стандартов или половозрастных норм  
  3.2. Центильный метод  
  3.3. Метод индексов  
  3.4. Метод функциональных проб  
  3.5. Метод номограмм  
  3.6. Метод контрольных упражнений (метод тестов или тестирования)  
  3.7. Метод сравнения  
Глава 4. Оценка физического развития индивида как показателя уровня его здоровья  
  4.1. Оценка телосложения  
  4.2. Оценка развития опорно-двигательного аппарат  
  4.3. Оценка уровня развития и функционирования дыхательной системы  
  4.4. Оценка уровня развития и функционирования сердечно-сосудистой системы  
  4.5. Оценка функционального статуса индивида  
Глава 5. Влияние образа жизни на уровень здоровья индивида и оценка его качества  
Контрольные вопросы  
Тестовые задания  
Эталоны ответов тестовых заданий  
Рекомендуемая литература  
Приложения  

Предисловие

Суть физической культуры заключается в воздействии на функциональные возможности организма занимающегося посредством выполнения двигательных действий. Причем, согласно теории адаптации, это воздействие должно быть на уровне стрессового, тогда, и только тогда, в организме начнут развиваться приспособительные реакции, приводящие к увеличению функциональных возможностей. При увеличении же уровня функций систем организма, увеличиваются резервы здоровья индивида, а значит, и его качество.

Важно отметить, что стрессовый уровень систем организма сугубо индивидуален, и зависит от ряда факторов, присущих конкретному индивиду, таких как:


- пол;

- возраст;

- анатомические особенности;

- физиологические особенности;

- тип высшей нервной деятельности;

- степень тренированности;

- степень функционального состояния организма на момент выполнения упражнений;

- уровень здоровья в день тренировки.


Для того, чтобы добиться результатов в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности необходимо соблюдение триединого условия выполнения физических нагрузок:

1) планирование нагрузок в соответствии с индивидуальными возможностями занимающегося;

2) контролирование реакций организма на предъявленные нагрузки;

3) корректирование параметров нагрузки, если реакции организма не соответствуют запланированным.

Все это возможно только при наличии морфо-функционального мониторинга состояния организма занимающегося и регулярном сопоставлении его результатов с содержанием тренировочного процесса.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.