Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательные характеристики составляющих ЗОЖ




Образ жизни современного человека и его влияние на здоровье

Анализ жизнедеятельности современного взрослого человека, в том числе и студента, свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичности организации (таковы современные социально-экономические условия развития нашего общества). Обычно такой образ жизни характеризуется следующими основными чертами:

1) несвоевременный прием пищи и ее низкое качество;

2) систематическое недосыпание (самостоятельная учебная деятельность или работа во время, предназначенной для сна, работа в нескольких организациях или сверхурочно);

3) малое пребывание на свежем воздухе (работа, быт, отдых);

4) недостаточная физическая активность (недооценивание оздоравливающего фактора физических упражнений);

5) отсутствие закаливающих процедур;

6) сидячий образ жизни (работа, учеба);

7) курение.

 

Происходит все это на фоне нервно–эмоционального напряжения, вызванного ответственностью за результат работы или напряженными межличностными отношениями. У студентов оно связанно с текущим, промежуточным и итоговым контролем знаний, особенно в период экзаменационных сессий.

Негативные последствия такой организации жизнедеятельности накапливаются в течение трудового или учебного года и наиболее ярко проявляются к его окончанию, что проявляется в увеличении числа заболеваний.

К основным составляющим ЗОЖ относятся:

· режим дня;

· режим труда и отдыха;

· режим сна;

· режим питания;

· режим двигательной активности;

· выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;

· отказ от вредных привычек;

· культура межличностных отношений;

· психофизическая регуляция организма;

· культура сексуального поведения.

От того, на сколько данные параметры жизнедеятельности соответствуют качественным характеристикам еще формирующегося и уже сформированного здоровья, на столько мы будем себя чувствовать уверенно и полноценно.

Для измерения качества образа жизни и его оценки рекомендуется воспользоваться анкетой, представленной в приложении 4.

Ответы на вопросы анкеты осуществляются путем выбора цифры варианта ответа и занесением ее в соответствующую номеру вопроса ячейку формы приложения 3.

Для оценки уровня качества образа жизни необходимо ответам присвоить индексы: при благоприятных для здоровья факторах – положительные индексы, неблагоприятных – отрицательные:

· за отсутствие экологически вредных факторов в районе проживания или незначительное их количество – +1, в противном случае – -1;

· при наличии хронического заболеваний – -1, при отсутствии – +1;

· за недельный режим физической активности более 5 часов – +1, при физической активности 3-5 часов и при ежедневном или через день проведении утренней гигиенической гимнастики, так же – +1, а при ее отсутствии – -1, при недельной физической нагрузке менее 3 часов так же индекс -1;

· за регулярное проведение закаливающих процедур – +1, в противном случае – -1;

· за регулярное посещение бани или сауны (термическое закаливание) – +1, за отсутствие данного фактора – -1;

· за курение индивида самого – -1, за курение родителей – -0,5, за отсутствие данных факторов – +1 и +0,5 соответственно;

· за неупотребление алкоголя – +1, в противном случае – -1.

Далее индексы необходимо суммировать. Чем выше сумма индексов – тем выше качество образа жизни, тем он ближе к здоровому образу жизни, пограничное значение – ±0,5.

Контрольные вопросы

1. Раскройте суть самоконтроля при регулярных занятиях физическими упражнениями.

2. Назовите параметры физической нагрузки, которые необходимо контролировать в процессе самоконтроля.

3. В какой форме ведется самоконтроль?

4. Назовите объективные показатели самоконтроля.

5. Назовите субъективные показатели самоконтроля.

6. Раскройте суть отличий объективных и субъективных показателей самоконтроля.

7. Кратко охарактеризуйте методы самоконтроля.

8. Раскройте суть метода стандартов при проведении самоконтроля.

9. Раскройте суть центильного метода оценки параметров самоконтроля.

10. Чем метод индексов отличается от метода номограмм?

11. Назовите основное требование при проведении функциональных проб.

12. Каким образом время преодоления дистанции в 2 километра может охарактеризовать уровень здоровья индивида?

13. Каким образом метод сравнений может отразить сдвиги в параметрах здоровья?

14. Какие показатели необходимо оценить для характеристики физического развития индивида?

15. Назовите наиболее показательные индексы пропорциональности человеческого тела. Обоснуйте ответ.

16. Охарактеризуйте термин «функциональный статус индивида».

17. Зачем определять уровень резервов функций человека?

18. Каким образом жизнедеятельность индивида может повлиять на его здоровье?

Тестовые задания

 

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. К объективным показателям самоконтроля при занятиях физическими упражнениями относятся:

1) артериальное давление

2) самочувствие

3) желание тренироваться

4) вес тела

5) индекс Брокка

2. К субъективным показателям самоконтроля при занятиях физическими упражнениями относятся:

1) аппетит

2) сон

3) индекс Рюфье

4) должная жизненная емкость легких

5) частота сердечных сокращений

6) чувство усталости

3. Для оценки уровня развития мускулатуры вычисляют индекс силы, который рассчитывается по формуле:

 

1) ОЗ (см) × 100%, где ОЗ – окружность запястья,
Опл (см)
  Опл – окружность плеча
 
2) КЖСпл (см) + КЖСт (см) + КЖСб × 100%, где
МТ (кг)
КЖС кожно-жировая складка, пл – плеча, т – талии, б – бедра, МТ – масса тела
 
3) СМ (кг) × 100%, где СМ – сила мышц кисти, МТ –
МТ (кг)
масса тела
 
4) МТ (кг) × 100%, где МТ – масса тела, СМ – сила
СМ (кг)
мышц кисти
         

 

 

4. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 5 ед., индекс силы – 81%, индекс Рорера – 13,9. Его тип телосложения характеризуется как:

1) астеничный

2) липидный

3) мускульный

4) нормостеничный

5. Для определения физической работоспособности и ее оценки применяют функциональную пробу:

1) индекс Рюфье

2) МПК

3) индекс Пинье

4) PWC170

6. Наиболее важным показателем уровня функциональной подготовленности является:

1) частота сердечных сокращений

2) максимальное потребление кислорода

3) жизненная емкость легких

4) минутный объем кровообращения

7. При проведении функциональных проб частота сердечных сокращений после нагрузки измеряется следующим образом:

1) подсчитывается количество ударов пульса за 20 секунд и полученная цифра умножается на 3

2) подсчитывается количество ударов пульса за 10 секунд и полученная цифра умножается на 6

3) подсчитывается количество ударов пульса за 30 секунд и полученная цифра умножается на 6

4) подсчитывается количество ударов пульса за 10 секунд и полученная цифра умножается на 2

8. Для определения жизненной емкости легких необходимо:

1) выполнить 2-3 глубоких вдоха-выдоха, максимально глубоко вдохнуть и максимально глубоко выдохнуть в раструб прибора

2) вдохнуть и глубоко выдохнуть в раструб прибора

3) выполнить 2-3 глубоких вдоха-выдоха, максимально глубоко вдохнуть из раструба прибора и максимально глубоко выдохнуть

4) в положении сидя выполнить глубокий вдох и максимально глубоко выдохнуть

Установите соответствие между содержанием 1-го и 2-го столбца.

9. Индексы для определения параметров соматического статуса:

1) весо-ростовой показатель   А) индекс Рорера
2) расчет «идеальной» массы тела   Б) индекс Пинье
3) определение типа телосложения   В) индекс массы тела
4) соответствие веса и окружности грудной клетки росту   Г) индекс силы
Д) индекс Брокка
5) оценка уровня развития мускулатуры   Е) индекс Рюфье
6) средняя плотность тканей организма    

10. Частота сердечных сокращений зависит от соотношения фаз систолы и диастолы. Они не однозначны. Соотнесите между собой высказывания:

1) диастола укорачивается   А) слабое сердце
2) диастола удлиняется   Б) выполнение физических нагрузок
3) систола существенно укорачивается   В) снижение интенсивности упражнения
4) систола существенно удлиняется   Г) фаза вдоха
Д) Фаза выдоха
5) ударный объем сердца увеличен   Е) спортивное сердце
6) ударный объем сердца снижен    

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.