Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Возрастные особенности детей дошкольного возраста




I. Возрастная периодизация.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Лекция 6.

I. Возрастная периодизация.

II. Неравномерности развития личности.

III. Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

IV. Сравнительная характеристика возрастных особенностей школьников.

 

Умственное и физическое развитие личности взаимосвязаны. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, умственного и социального развития. Под возрастом понимается определенный промежуток времени. Общепризнанной является следующая классификация школьного возраста:

- младший школьный возраст;

- средний школьный возраст;

- старший школьный возраст.

Возрастные особенности связаны с биологическими процессами, протекающими внутри организма, а также особенностями познавательной деятельности (внимание, мышление, память и т.д.) и социальным самоопределением. Учет возрастных особенностей – один из главных принципов педагогики. Опираясь на него, строится процесс обучения – объем учебной нагрузки, режим дня, определение видов деятельности, использование методов и приемов обучения.

 

II.Неравномерности развития личности.

В основе педагогического процесса лежат закономерности, характеристики для каждой возрастной группы, однако, можно выделить определенную общность. В физическом развитии характерными являются следующие закономерности:

1. В молодом возрасте физическое развитие идет быстрее и интенсивнее, с возрастом темп развития замедляется;

2. Физическое развитие происходит неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие медленнее;

3. Каждый орган развивается в своем темпе (кровеносные сосуды, сердце, легочный аппарат и объем легких), и в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.

В психическом (умственном) развитии:

1. Между возрастом человека и темпом его духовного развития проявляется обратно-пропорциональная связь, т.е. чем меньше возраст, тем выше темп духовного развития, с возрастом темп духовного развития замедляется;

2. Духовное развитие протекает неравномерно, т.е. в отдельные периоды могут возникать или не возникать благоприятные моменты для развития тех или иных качеств;

3. Существуют оптимальные сроки видов психической деятельности. Если эти сроки не заполнены их становлением, то в дальнейшем это чаще всего не произойдет;

4. По мере развития психика и духовные качества приобретают устойчивость.

Физическое развитие. Активный рост. Активно развивается скелет и мышечная масса. Происходит становление основных двигательных способностей.

Развитие памяти. Дошкольное детство – особый период в развитииличности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Ребенок запоминает все яркое необычное, т.е. преобладает непроизвольная память, природная. Двигательная память преобладает на начальном этапе. К концу данного периода проявляется произвольные формы психической активности, что является главным достижением. Желание запоминать необходимо всячески поощрять. Ребенку нужно помогать запоминать, учить контролировать правильность запоминания. Дошкольник произвольно запоминает довольно небольшое количество слов, из15 слов – 2,12. В дошкольном возрасте дети ещё не готовы использовать для запоминания вспомогательные средства.

Развитие восприятия. Восприятие носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять им, не могут самостоятельно анализировать предмет. При этом они замечают не главные признаки, а то, что ярко выделяется. У ребенка от 3 до 7 лет формируется способность мысленно расчленять предметы на части. В данный период дети знакомятся с пространственными свойствами предметов. Развитие восприятия в дошкольном возрасте позволяет узнавать свойства объектов, отличать предметы друг от друга.

Внимание. Внимание вызывается внешне привлекательными предметами. Оно также непроизвольно, как память и восприятие. Появлению произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное овладение речью. Для того, чтобы внимание ребенка развивалось, нужно развивать желание рассуждать ребенка вслух (во время каких-либо действий, игры).

Объем внимания невелик. Ребенок сосредотачивает внимание на интересном предмете не более 12-20 секунд. Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей. Нервные и больные дети отвлекаются чаще, чем здоровые.

Социализация личности. Дошкольный период – начальный этап формирования личности ребенка. Происходят первые встречи с обществом, как детей, так и взрослых.

Маленькие дети проводят большое количество времени с мамой. Мама для них – это источник любви, тепла и заботы. Поэтому адаптация ребенка в обществе, особенно в отсутствии родителей, например, в детском саду, порой проходит весьма болезненно. Временной срок адаптации зависит от индивидуальных особенностей детей, от их характера и степени привязанности к родителям. Общение ребенка с другими детьми необходимо, т.к. в процессе общения он развивается более активно, дети многому учатся друг у друга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.