Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Методы обучения




МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Лекция 10.

  1. Методы обучения.
  2. Средства обучения.

 

Методы обучения – это способы совместной деятельности преподавателя и учащегося, организации познавательной деятельности ребенка, ведущего последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием – это составная часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В структуре методов выделяются объективная и субъективная части. В объективной части отражаются общие дидактические положения. Субъективная часть обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящий момент существует большое количество классификаций методов.

  1. Традиционная классификация методов обучения. В качестве общего признака берется источник знаний. Выделяется 5 методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
  2. Классификация методов по назначению. В качестве общего признака выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются методы: приобретения знаний, формирования навыков и умений, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений, навыков.
  3. Классификация методов по типу познавательной деятельности. Выделяются методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.
  4. В классификации по дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:

1) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала: информационно-развивающие методы (устное изложение, беседа, работа с книгой); эвристические методы (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод;

2) методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (упражнения, практические работы).

  1. Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского. Выделяется 3 группы методов:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельностью.

В любом акте учебной деятельности одновременно сочетаются несколько методов. Методы взаимопроникают друг в друга. Характеризуя разностороннее взаимодействие учителя и ученика.

Методы выполняют следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую и контрольно-коррекционную.

Выбор методов не может быть произвольным. Он зависит от определенных условий. Их выделяют шесть:

  1. Закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них;
  2. Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы;
  3. Цели и задачи обучения;
  4. Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классного коллектива);
  5. Внешние условия (географические, производственные);
  6. Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения).

Итак, в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделить те, которые обеспечивают наивысшую эффективность обучения по принятым критериям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.