Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Средства обучения




Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения. Средств обучения существует большое множество, поэтому в целях рационального использования их необходимо систематизировать по определенным классификационным признакам. Средства обучения можно классифицировать в соответствии с традиционной классификацией методов обучения - по источнику познавательной информации. Согласно этому признаку все средства обучения можно разделить на следующие группы:

  • Учебно-методическая литература;
  • Учебно-наглядные пособия;
  • Лабораторное и учебно-производственное оборудование и материалы;
  • Технические средства обучения.

Учебно-методическая литература.

Данная группа средств включает в себя учебную и методическую литературу. В учебную литературу входят учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы. Эти виды учебной литературы как источники информации используются в образовательном процессе по всем учебным дисциплинам. К методической литературе относятся: частные методики изучения дисциплин, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания.

Учебно-наглядные пособия.

Как средства обучения учебно-наглядные пособия используются с целью формирования у учащихся точных и конкретных образов изучаемых предметов и явлений действительности, более полных представлений о них для лучшего понимания учебного материала.

Эта группа средств наиболее многочисленна и классифицировать её труднее. Учебно-наглядные пособия предназначены для реализации зрительных форм наглядности: изобразительной и натуральной. Изобразительные пособия состоят из плоскостных и объемных пособий и включают плакаты, схемы, фотографии, чертежи, графики, таблицы, и т.д. натуральные пособия представляют собой реальные предметы, рассматриваемые вне их естественных условий и приспособленные к процессу обучения. К ним относят: приборы, механизмы, материалы, модели и т.д. Также необходимо выделить раздаточный дидактический материал как средство обучения. К числу такого рода источников информации относят различные учебные карточки-задания, дидактические материалы для выполнения самостоятельных, практических работ.

Технические средства обучения.

Они представляют довольно значительную группу дидактических средств. Использование технических средств в образовательном процессе преследует различные дидактические цели:

­ Сообщать новую информацию и закреплять знания;

­ Формировать умения и навыки;

­ Предъявлять не только учебный материал определенного содержания и объема, но и программу его освоения;

­ Контролировать учебную деятельность учащихся, корректировать их деятельность.

Применяемые в учебном процессе технические средства традиционно подразделяют на 3 группы: аудио-визуальные, средства программированного обучения, тренажеры.

Аудио-визуальные средства позволяют сообщать студентам различную информацию об изучаемых предметах и явлениях действительности с более высокой интенсивностью её предъявления, чем при использовании других средств. Методически грамотное структурированное построение учебной информации (кино-, диафильмов, компьютерных обучающих программ) способствует более организованному усвоению содержания образования, оптимизировать усвоение и запоминание учебного материала.

Аудио-визуальные средства подразделяют на:

­ Аудитивные (звуковые): проигрыватель, магнитофон;

­ Визуальные (зрительные): диапроектор.

­ Аудиовизуальные: кинопроектор, телевизор, видеомагнитофон.

К числу аудио-визуальных средств необходимо отнести «Интернет».

Средства программированного обучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам и самоконтроль усвоения знаний. Учебный материал дается виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого.

Тренажерные технические средства – специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование их основано на применении специально разработанных программ действий. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.

Вопросы для самоконтроля и задания:

  1. Назовите существующие подходы к классификации методов обучения и дайте их характеристику.
  2. Какие правила лежат в основе выбора педагогически целесообразных методов обучения?
  3. Охарактеризуйте группу методов контроля в обучении.
  4. Дайте классификацию основных средств обучения и характеристику каждой группы.
  5. Какие ТСО и технические устройства Вы знаете? Дайте их классификацию и общую характеристику. Каковы основные требования к их использованию в учебном процессе?
  6. Какие информационные технологии вам знакомы? Как и с какой целью их можно использовать в процессе обучения?
  7. Продумайте, какие виды наглядности могут быть использованы на предмете вашей специальности. Выясните у учителей, какие наиболее частые ошибки и неудачи сопровождают их использование. Сделайте для себя памятку по использованию всех видов наглядности на вашем предмете.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.