Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Особенности воспитательного процесса




Лекция 13.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

I. Особенности воспитательного процесса.

II. Роль личности воспитателя в современном педагогическом процессе.

III. Диагностика уровня воспитанности.

 

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Воспитание – это целенаправленный процесс формирования и развития человека, характеризующийся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляемый в рамках педагогической системы. Воспитание имеет характерные особенности:

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу. Именно единством целей и воспитателей и воспитанников, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективными условиями, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать проблемы воспитания. Между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена тем, что он динамичен, подвижен и изменчив.

Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

Воспитание – это непрерывный процесс, требующий систематической работы от воспитателя с целью выработки устойчивых положительных привычек.

Воспитание отличается комплексностью, т.е. единством целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер.

Данному процессу присущи вариативность и неоднозначность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться друг от друга. Это можно объяснить индивидуальными отличиями воспитанников и уровнем профессиональной подготовленности воспитателей.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.

В содержание воспитания входит система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должен овладеть учащийся в соответствии с поставленными целями и задачами. В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро меняются, т.к. активно изменяется наше общество. В основе современной идеологии лежат следующие идеи:

1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения цели – освоение человеком базовых основ культуры.

2. Совместная деятельность детей и взрослых в поиске нравственных образцов культуры.

3. самоопределение. Каждый человек должен найти свое место в жизни - в профессиональной, социальной и гражданской сфере.

4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства.

5. Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены идеи воспитания. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как воспитанника, так и воспитателя.

6. Коллективистская направленность. В настоящее время коллектив – это средство не подавления личности, а наоборот её возвышения и развития.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника и семьянина.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.