Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные материалы для анализа 1 страница




ТЕКСТ КЕЙСА

« Современный опыт коммерческой деятельности образовательных учреждений »

Практическая ситуация:

В период реформирования образования перед руководством школы № 27 города N стал вопрос о необходимости привлечения дополнительных средств для повышения качества предоставляемых ею образовательных услуг. Школа № 27 ведет свое существование с 1974 г. и всегда была на хорошем счету у жителей города N. За эти годы у школы сформировался в глазах общественности устойчивый положительный имидж образовательного учреждения, стабильно дающего хорошую подготовку своим ученикам по всем предметам учебного плана. Многие его выпускники поступают в ведущие вузы страны и города, являются представителями политической и культурной элиты города.

Однако за последние годы администрация школы №10 отметила потребность внедрения новых, наиболее эффективных образовательных методик, связанную с возрастанием интеллектуальных возможностей учащихся. Школа на протяжении последних 3 лет лидирует среди других школ города по количеству учащихся имеющих максимальные показатели по результатам ЕГЭ. Помимо этого, в ходе опросов родителей старшеклассников была выявлена потребность в подготовке выпускников на более высоком, качественном уровне, связанном с изменением требований для поступления в столичные вузы. В связи с этим возникает потребность в совершенствовании и переоборудовании материально-технической базы учреждения, а также повышение профессионального мастерства педагогических кадров. Для этого необходимо организовать мероприятия, направленные на дополнительное привлечение финансовых средств.

Перечень вопросов по теме кейса:

1. Какие мероприятия можно организовать для привлечения дополнительных финансовых средств?

2. Какие материально-технические, информационные и кадровые ресурсы можно использовать для предоставления дополнительных платных услуг и в какое время?

3. Есть ли возможность предоставлять платные услуги для учащихся других школ?

 

На основе анализа гражданского, налогового и образовательного законодательства, а также правовых положений Конституционного Суда РФ соотносятся понятия «экономическая», «предпринимательская» и «приносящая доход деятельность» применительно к деятельности образовательного учреждения; осуществлена классификация экономической деятельности учреждения.

Образовательные учреждения в силу объективных факторов выступают в качестве субъектов не только образовательных, но и экономических отношений. При этом законодатель не всегда четко отграничивает в нормативных правовых актах понятия «экономическая», «предпринимательская» и «приносящая доходы» деятельность учреждения.

Термин «экономическая деятельность» не используется в нормах Федеральных законов, составляющих основу отраслевого законодательства об образовании – Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (далее – Закон об образовании) и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (далее – Закон о высшем и послевузовском образовании).

Между тем это в достаточной мере распространенное понятие, наделенное определенным юридическим содержанием. Так, в соответствии со ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности. Более того, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ).

Большинство актов конституционного толкования связывает понятие «экономическая деятельность» с вопросами жизнедеятельности хозяйствующих субъектов, в связи с чем в его содержание в большей степени вкладывается предпринимательский смысл: «реализуя право, закрепленное в статье 34, граждане вправе определять сферу этой деятельности и осуществлять соответствующую деятельность в индивидуальном порядке либо совместно с другими лицами путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или производственном кооперативе, т.е. путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства, самостоятельно выбирать экономическую стратегию развития бизнеса, использовать свое имущество с учетом установленных Конституцией Российской Федерации гарантий права собственности и поддержки государством добросовестной конкуренции»[1].

В то же время, определяя внесение вкладов в кредитные организации как разновидность экономической деятельности, Конституционный Суд Российской Федерации акцентирует внимание на получении дохода как экономической составляющей деятельности вкладчика: «посредством заключения договоров банковского вклада граждане осуществляют иную не запрещенную законом экономическую деятельность, рассчитывая при этом получить доход в виде процентов по вкладу[2]».

Тем не менее, учитывая вариативность возможностей физических и юридических лиц, их экономическую деятельность нельзя сводить исключительно к действиям, направленным на получение дохода. Без сомнения, экономический характер носит благотворительная деятельность – «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»[3].

В целях дальнейшего исследования под экономической деятельностью (в том числе применительно к образовательным учреждениям) будет пониматься совокупность целенаправленных действий лица в сфере имущественных отношений с иными субъектами гражданского права.

С позиции конституционных норм, как выше было показано, понятие «экономическая деятельность» является родовым для понятия «предпринимательская», что предопределяет широкий подход к рассмотрению этих категорий применительно к деятельности образовательных учреждений.

Универсальный характер термина «экономическая деятельность» позволяет выделить в нем не только предпринимательскую, но и другие виды деятельности. Так, применительно к некоммерческим организациям вообще и бюджетным учреждениям в частности Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) использует понятия «основная уставная деятельность (не связанная с предпринимательской деятельностью)» – статьи 39 и 43, «предпринимательская деятельность», «некоммерческая деятельность» – статья 256.

Статья 47 Закона об образовании именует ее «предпринимательской и иной приносящей доход», а статья 29 Закона о высшем и послевузовском образовании вводит специальное юридическое понятие «платная деятельность в области образования и в других областях».

Вместе с тем гражданское законодательство термина «платная деятельность» не знает, что дает основание заменить его на более ясный – «приносящая доход деятельность» (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Разнообразие перечисленных юридических терминов дополняется также их смешением. Законодатель в нормах публично-отраслевой принадлежности в одних случаях использует понятия «предпринимательская» и «коммерческая» деятельность как синонимы, в других вкладывает в них разное содержание. Аналогичным образом употребляются термины «предпринимательская деятельность» и «иная приносящая доход деятельность».

Между тем преимущество не только в определении этих понятий, но и в наделении их конкретным содержанием может быть предоставлено исключительно нормам гражданского права, поскольку имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются гражданским законодательством (ст. 2 ГК РФ).

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Известно и разграничение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации по такому критерию, как основная цель деятельности: организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Согласно ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Таким образом, извлечение прибыли не может рассматриваться как основная цель деятельности некоммерческой организации вообще и образовательного учреждения в частности, хотя нормы ГК РФ занятие некоммерческими организациями предпринимательской деятельностью не исключают.

В то же время применительно к учреждениям гражданское законодательство, в отличие от налогового и бюджетного, не использует терминов «коммерческая деятельность», «основная уставная деятельность», а оперирует понятиями – «приносящая доходы деятельность» (ст. 298 ГК РФ) и «предпринимательская деятельность» (ст. 50 ГКРФ).

Необходимость унификации терминологии, используемой отраслями публичного и частного права для обозначения направлений деятельности образовательных учреждений, связана прежде всего с тем, что последствия применения того или иного термина на практике носят комплексный, разноотраслевой характер.

Представляется, что необходимо сформировать широкий подход к понятию экономической деятельности учреждения как к совокупности всех его целенаправленных действий в сфере имущественных отношений с иными субъектами гражданского права, включая действия, направленные на осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, а также приносящую доход деятельность.

Поскольку ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а также предоставляет каждому право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении, экономическая деятельность государственных и муниципальных учреждений системы образования в этой части исполнения публичных обязательств может быть только финансируемой за счет средств государственных или муниципальных бюджетов.

Применительно к бюджетным учреждениям (п. 2 ст. 120 ГК РФ, ст. 161 БК РФ) обозначенные выше две стороны экономической деятельности в юридическом обиходе принято называть «бюджетной» и «внебюджетной», поскольку действия, непосредственно направленные на осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, производятся за счет средств, предоставляемых по смете собственником имущества учреждения. Иная деятельность, приносящая доход (п. 2 ст. 298 ГК РФ), – «внебюджетная».

Применительно к автономному учреждению в той же мере справедливо выделение в его экономической деятельности двух видов – «бюджетной»

(основной) и «внебюджетной». В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. В этом направлении автономное учреждение действует по заданиям учредителя и за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (ст. 69.1 БК РФ). Кроме выполнения заданий учредителя, автономное учреждение по своему усмотрению вправе «выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях». Так называемые «иные виды деятельности» автономное учреждение вправе осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и при обязательном условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе.

Однако финансовое обеспечение основной (или бюджетной) деятельности бюджетного учреждения и автономного учреждения существенно различается.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов исключительно через лицевые счета, которые ведутся казначейством. В соответствии со ст. 161 БК РФ в случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

Очевидно, что экономическая (прежде всего, основная) деятельность вновь создаваемых (преобразованных) в настоящее время образовательных автономных учреждений на первых порах будет сопряжена со значительными финансовыми трудностями, поскольку предоставление им субсидий могло быть еще не заложено в целевые программы разного уровня.

Вместе с тем автономное учреждение, получившее для осуществления основной своей деятельности субсидию, может абсолютно свободно распоряжаться своими денежными средствами, поскольку не стеснено необходимостью использовать их исключительно через лицевые счета, которые ведутся казначейством. Этим финансовая сторона его основной экономической деятельности будет существенно отличаться на практике от «бюджетной» деятельности бюджетного учреждения.

С точки зрения гражданского законодательства между «внебюджетной» (приносящей доход деятельностью) автономного и бюджетного учреждения нет особых различий: виды этой деятельности не ограничены для обоих видов учреждений, едины и порядок учета, а также возможность распоряжения доходами, полученными от такой деятельности, и приобретенным за счет этих доходов имуществом (п. 2 ст. 298 ГК РФ)[4]. Основным требованием, предъявляемым законодательством к распоряжению учреждениями средств, полученных от «иной приносящей доход деятельности», остается необходимость расходования их для достижения целей, ради которых они созданы.

Вопросы финансирования частных учреждений законодательством специально не регулируются. Пункт 2 ст. 120 ГК РФ содержит лишь указание на то, что частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Поскольку отношения между частным учреждением и собственником его имущества не относятся к бюджетным (ст. 1 БК РФ), в отношении доходов и расходов частных учреждений не установлен специальный правовой режим бюджетных средств.

Таким образом, вопросы финансирования деятельности частных учреждений определяются исключительно уставом учреждения, утверждаемым собственником его имущества. При этом не исключается закрепление в его уставе порядка финансирования, сходного с порядком финансирования автономных учреждений – то есть предоставления собственником имущества некоторого минимального объема денежных средств, необходимых для реализации основных уставных задач учреждения по заданиям собственника. Устав частного учреждения может содержать указание на право учреждения заниматься приносящей доход деятельностью с целью покрытия иных, не обеспечиваемых собственником расходов учреждения.

Исследование порядка финансирования видов учреждений, предусмотренных ст. 120 ГК РФ, приводит к выводу о наличии некоторого субъективного фактора, создающего риск неисполнения учреждением возникающих у него гражданско-правовых обязательств.

Действующее законодательство не обязывает собственника учреждения предусматривать в смете или ином документе объем финансирования, в полной мере достаточный для реализации основных уставных задач учреждения по заданиям собственника, либо предполагающий покрытие непредвиденных расходов. Так, например, бюджетные учреждения составляют бюджетные заявки на очередной финансовый год на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода.

При этом выплаты, предположим, по обязательствам из причинения вреда источником повышенной опасности, находящимся во владении учреждения, не планируются в смете предстоящих расходов бюджетного учреждения на следующий финансовый период, поскольку ни собственнику имущества, ни самому учреждению не известно, возникнут ли в будущем году (в ином периоде) такого рода гражданско-правовые обязательства. Таким же образом не предполагается расходование денежных средств на выплату имущественных санкций по договорам, заключаемым учреждением.

Тем более не закладываются подобного рода расходы в расчет субсидий, предоставляемых автономным учреждениям.

 

Напротив, бюджетное законодательство, как отмечалось, не исключает возможности уменьшения уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, ранее заключенных бюджетным учреждением. В таком случае учреждение рискует, например, не исполнить обязательства из договора энергоснабжения, заключенному до уменьшения размера бюджетных средств. Пункт 3 ст. 161 БК РФ содержит в себе норму гражданского права: «Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора», вступающую в явное противоречие с положениями гражданского законодательства (ст. 393 ГК РФ).

Гражданское законодательство на случай возникновения дефицита денежных средств подключает механизм субсидиарной имущественной ответственности собственника имущества учреждения (за исключением ситуаций с автономными учреждениями). Однако, как известно, привлечение собственника имущества учреждения сопряжено для кредиторов с целым рядом трудностей как процессуального, так и материально-правового характера.

При освещении этого вопроса необходимо иметь в виду, что большинство образовательных организаций созданы в форме бюджетных учреждений. Более того, планируется их реорганизация в автономные учреждения.

Несмотря на то, что вопросы финансирования деятельности бюджетных и автономных учреждений не находятся в сфере гражданского законодательства, тем не менее в целях обеспечения устойчивости гражданского оборота, в котором принимают участие образовательные учреждения, упрочения их положения и обеспечения бесперебойного и эффективного выполнения ими основных уставных задач необходимым является законодательное закрепление обязательств собственника имущества учреждения:

обеспечивать учреждение денежными средствами не в возможном, а в должном размере;

по пересмотру его финансовых обязательств при возникновении непредвиденных обстоятельств, связанных с основной уставной деятельностью учреждения и по предоставлению учреждению в таких случаях необходимых денежных средств в текущем финансовом году (ином периоде).

Собственник имущества учреждения не вправе рассчитывать на то, что непредвиденные расходы учреждения, не внесенные в смету или иной финансовый план, будут покрыты за счет средств, вырученных учреждением от деятельности, приносящей доход. Как уже отмечалось, это в немалой степени рисковая деятельность, а доход по ней не обеспечен соответствующими гарантиями.

Образовательное учреждение обладает специальной (целевой) правоспособностью, что следует как из закона (п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 120, п. 2 ст. 298 ГК РФ), так и подтверждается судебной практикой (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации").

Правоспособность некоммерческих организаций, к которым относится и образовательное учреждение, в научной литературе традиционно характеризуется как специальная или ограниченная[5]. Это связано с тем, что в соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ только коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.[6] Некоммерческие организации не вправе использовать самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями, не должны иметь широких возможностей для занятия коммерческой деятельностью[7].

Вместе с тем в юридической литературе нет единого мнения о том, что следует понимать под специальной правоспособностью. А.И. Масляев специальную правоспособность определяет как «возможность иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом»[8].

Может быть, четкое нормативное закрепление перечня прав и обязанностей, которыми может обладать юридическое лицо, в частности, учреждение в сфере образования, вносило бы ясность в его взаимоотношения с контрагентами. Но вызывает сомнение возможность перечисления в законе всех потенциально возможных действий и сделок субъекта права. Более целесообразным представляется использование критерия цели деятельности субъекта права.

Такое понимание специальной правоспособности является наиболее распространенным. Так, С.Н. Братусь[9], И.А. Покровский[10] под специальной понимали правоспособность, ограниченную определенными целями деятельности юридического лица[11]. Законодательство и судебная практика придерживаются именно этого критерия. Пункт 1 ст. 49 ГК РФ определяет специальную правоспособность как возможность юридического лица иметь права, соответствующие целям его деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Однако в юридической науке обсуждается и такой критерий правоспособности, как предмет деятельности юридического лица, который помимо цели деятельности конкретизирует объем правоспособности организации. Согласно п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах некоммерческих организаций, унитарных предприятий, других обладающих специальной правоспособностью юридических лиц должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Отдельные Федеральные законы, регулирующие деятельность юридических лиц со специальной правоспособностью, устанавливают критерии предмета и цели для определения объема прав и обязанностей данных организаций. Такое требование закрепляется либо прямо – в статьях, посвященных правоспособности юридического лица[12], либо косвенно – в нормах о содержании устава организации[13]. Статья 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» требует обязательного включения в учредительные документы некоммерческой организации таких сведений, как предмет и цели ее деятельности.

Цель деятельности образовательного учреждения, как следует из ст. 120 ГК РФ, – осуществление функций некоммерческого характера; предмет деятельности образовательного учреждения – оказание населению услуг по предоставлению образования определенных уровня и направленности (выполнение общеобразовательных и профессиональных основных и дополнительных образовательных программ, – ст. 9 Закона об образовании).

Кроме того, правоспособность юридического лица более детально может быть охарактеризована через конкретные виды его деятельности. Так, в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации «Об образовании» в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В действительности «структура деятельности» учреждения определяется через конкретные виды деятельности.

Наиболее полный перечень отдельных видов экономической деятельности юридических лиц в настоящее время содержится в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг. Виды экономической деятельности дифференцированы по критерию предмета, между коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности в этом документе различий не делается.

Вместе с тем очевидно, что образовательное учреждение, обладая специальной правоспособностью, тем не менее может, опираясь в своей экономической деятельности на гражданское законодательство (и прежде всего на п. 3 ст. 50 ГК РФ), заниматься и иными, помимо перечисленных в разделе М Классификатора, видами экономической деятельности.

Статья 47 Закона об образовании относит к предпринимательской деятельности образовательного учреждения:

– «торговлю покупными товарами, оборудованием;

– оказание посреднических услуг;

– долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

– приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

– ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией».

В свою очередь, Закон о высшем и послевузовском образовании предоставляет высшему учебному заведению «в соответствии со своим уставом осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности».

Вышеизложенные нормы сами по себе не свидетельствуют о наличии у образовательных учреждений указанных возможностей, поскольку требуют их анализа с учетом положений гражданского законодательства о правоспособности учреждений, в особенности – автономных учреждений.

Вместе с тем не исключается, например, издательская и полиграфическая деятельность образовательного учреждения, тиражирование записанных носителей информации. Весьма распространено издание вузами и другими образовательными учреждениями книг, брошюр, буклетов и аналогичных изданий, карт и атласов, нот, газет, журналов и периодических публикаций, звукозаписей. Встречается в экономической деятельности этих организаций брошюровочно-переплетная и отделочная деятельность, копирование звукозаписей, видеозаписей, машинных носителей информации. В большинстве случаев такого рода услуги оказываются в качестве побочной, вспомогательной деятельности образовательного учреждения, поскольку законодательство не возлагает на него обязанностей по их оказанию обучающимся гражданам.

Более того, качественное предоставление образовательных услуг порой просто невозможно без издания вестника вуза, методических пособий для студентов, производства различного рода справочного и иного информационного материала, в том числе на магнитных носителях.

Учебные заведения профессионального образования сталкиваются с необходимостью такой организации учебного процесса, которая невозможна без производства товаров или оказания услуг, являющихся будущим предметом профессиональной деятельности обучающихся. В этой связи эти организации фактически осуществляют производство и продажу товаров (например, мебели, музыкальных инструментов и пр.), выполнение работ (пошив одежды) и оказание услуг (парикмахерских и т.п.).

Многие образовательные учреждения представляют собой сложные по структуре организации, включающие такие подразделения, как общежития (студенческие городки), медицинские центры (поликлиники), комбинаты питания, базы отдыха и др. Поэтому в качестве вспомогательных видов деятельности в практике этих организаций широко встречаются: деятельность гостиниц; молодежных туристских лагерей и горных туристских баз; пансионатов, домов отдыха; столовых при предприятиях и учреждениях; в области здравоохранения; физкультурно-оздоровительная деятельность; транспортные услуги обучающимся и сотрудникам; стирка, химическая чистка и т.п.

Так, например, в соответствии с Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением такое учебно-воспитательное учреждение, относящееся к числу образовательных, обязано обеспечить не только процесс преподавания, но и также, например, охрану территории учреждения и материальных ценностей, организацию безопасных условий содержания воспитанников, круглосуточное наблюдение и контроль за воспитанниками, в том числе во время, отведенное для сна.

Для исполнения таких задач, не вполне характерных для образовательной (в собственном смысле слова) деятельности, учреждение должно иметь:

– комплекс жилых и учебных зданий для воспитанников;

– помещения для педагогического, административного и обслуживающего персонала, подсобное хозяйство, пищеблок, клуб, спортгородок, учебно-опытный участок, учебно-производственные мастерские и другие помещения, необходимые учреждению для достижения указанной цели;

– материальную базу для проведения лечебных и специальных коррекционных занятий, в том числе медицинские кабинеты (стоматологический, процедурный, физиопроцедурный, психиатра), помещение для занятий психотерапией, комнату психологической разгрузки и другие;

– спальные помещения, рассчитанные на 1 – 3-х человек, санитарные узлы с отдельными кабинами в соответствии с установленными нормами;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.