Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Русский космизм




В ХIX веке в России постепенно складывалось представление о единстве человека и природы, о тех проблемах, с которыми неизбежно столкнется человечество при стремлении всецело подчинить себе природу. Вообще идея цельного знания, основанного на органической полноте жизни, принадлежит русской философии. Она легла в основу направления общественной жизни, получившего название «Русский космизм». Именно тогда в научной среде обратили на себя внимание работы психолога и физиолога И.М. Сеченова, химика Д.И. Менделеева, почвоведа В.В. Докучаева, основоположника космонавтики К.Э. Циолковского. К плеяде этих выдающихся ученых принадлежит и В.И. Вернадский.

Под русским космизмом обычно понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В числе космистов ока­зы­ваются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих, и др., в произведениях которых есть не­кое космическое веяние и дыхание.

В таком случае к числу космистов следует отнести многих культурных деятелей не только России, но и всего мира, так как ощущение глубинной причастности созна­тельного существа к космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме, вме­стившем в себя все природные, космические стихии и энергии, проходят через мировую культуру, как восточную, так и западную. С древности до конца XIX в. космическая тема развивалась только в мифе, фольклоре, поэзии, а также в неко­торых философско-утопических, фантастических произведениях (например, у Сирано де Бержерака, Жюля Верна).

Но именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины XIX в. постепенно складывалось представление о единстве человека и природы, о тех проблемах, с которыми неизбежно столкнется человечество при стремлении всецело подчинить себе природу. Развивается уникальное космическое направление научно-фи­ло­софской мысли «Русский космизм». В его ряду стоят такие фило­со­фы и ученые, как В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, А.В. Су­хово-Кобылин и др. В философском наследии мыслителей русского религиоз­ного возрождения выделяются имена В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бер­дяева, которые ста­вили «проблемы о космосе и человеке». По словам Бердяева, «конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека». Поэтому более точно это направ­ле­ние можно определить не столько как космическое, а как активно-эволюционное, находящееся в процессе роста, при­званное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении ду­хом материи, об одухотворении мира и человека. Космисты сумели соединить заботу о большом целом — Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности — конкретного человека. Это идея ак­тивной эволюции, т. е. необходимости нового сознательного этапа развития ми­ра, когда человество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство.

Вклад В.И. Вернадского в активно-эволюционную мысль огромен и конкретен, его научно-фило­софские теории можно в определенном смысле уподобить прочному фундаменту, без которого идеи и проекты космистов могли бы обернуться прекрасными, но всего лишь воздушными замками.

В философии Вернадский развивает мысли, связанные с пониманием жизни, ее места и роли во Вселенной, которые могут быть соотнесены с современными научными выводами о живом веществе, об антропогенной эре, о будущей роли человека.

Неотъемле­мой принадлежностью круга идей русского космизма является также созданная Вернадским теория ноосферы. Породив разум как орудие своего даль­нейшего развития, но орудие, наделенное свободой, эволюция словно пошла на риск. Вернадский как ученый-натуралист больше других сделал для объективного изучения складываю­щейся в геоло­гическом и историческом времени реальности ноосферы; он предсказал сущность «ноосферы как це­ли», как идеала, а также ее задачи и движущие силы.

Сила космистов в том, что обосновали и нравственную, и объективную необходимость актив­ной эволюции, ноосферы. Ноосферное направление избрано самой эволюцией, глубинным законом раз­вития мира, выдвинувшим разум как свое орудие. Научными фактами, эмпирическими обобще­ниями Вернадский доказывает нам: работать против эволюции, против нового и объективно-неизбежного, сознательного, разумного ее этапа, преобразующего мир и природу самого человека, неразумно и бесполезно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.