Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет продажи продукции




 

Продажа продукции (работ, услуг) – это завершающая стадия оборота средств любой организации.

В настоящее время в нормативных документах по бухгалтерскому учету и налогообложению наряду с понятием «продажа» продукции (работ, услуг) употребляются понятие «реализация» продукции (работ, услуг). Продажа и реализация – это разные названия одного и того же хозяйственного явления, поэтому правомерно применение и того, и другого термина. Термин «продажа» широко стал использоваться с введением в 2001 г. нового Плана счетов бухгалтерского учета, когда прежний счет 46 «Реализация» был заменен счетом 90 «Продажи». Суть же самой хозяйственной операции (продажа или реализация) не изменилась.

В нормативных актах по бухгалтерскому учету определение понятия «продажа» и «реализация» отсутствует.

В Налоговом кодексе РФ дано определение понятия «реализация». Согласно ст. 39 Налогового кодекса РФ реализацией продукции (работ, услуг) признается передача на возмездной основе права собственности на продукцию, результаты выполненных работ одним лицом другому лицу. При этом согласно ГК РФ общепринятым моментом перехода права собственности признается момент передачи продукции (работ, услуг) продавцом покупателю.

Договором может быть предусмотрено, что моментом перехода права собственности на продукцию (работы, услуги) является момент ее оплаты покупателем либо иной момент, определенный сторонами договора.

Продажа продукции (работ, услуг) относится к обычным видам деятельности, а выручка от продажи представляет собой доходы (выручку) от обычных видов деятельности.

В бухгалтерском учете выручка от продажи продукции (работ, услуг) определяется исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, т. е. продукция считается проданной и выручка от продажи продукции признается в бухгалтерском учете в момент перехода права собственности на продукцию от продавца к покупателю (принцип начисления). Как отмечалось, согласно ст. 223 ГК РФ у приобретателя (покупателя) право собственности по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Передачей продукции признается ее вручение приобретателю, сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю. Продукция считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. К передаче продукции приравнивается передача коносамента или иного товаросопроводительного документа на нее.

Размер выручки от продажи продукции (работ, услуг) зависит от условий поставки, вида и условий хозяйственного договора. Согласно п. 6 ПБУ 9/99 в общем случае выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и/или величине дебиторской задолженности. ПБУ 9/99 установлено следующее:

  • если продажа продукции (работ, услуг) покупателю осуществляется в соответствии с договором и цена продажи установлена договором, то величина поступления и дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором;
  • если цена продажи договором не предусмотрена и не может быть установлена из условий договора, то величина поступления и дебиторской задолженности определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (работ, услуг);
  • если продажа продукции (работ, услуг) осуществляется на условиях коммерческого кредита, предоставляемого виде отсрочки и рассрочки оплаты, то выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности, т. е. с учетом процентов по коммерческому кредиту;
  • если по договору покупателю предоставляются скидки (накидки), то величина поступления и дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных покупателю согласно договору скидок (накидок);
  • если договором предусмотрено исполнение обязательств не денежными средствами, то величина поступления и дебиторской задолженности принимается к бухгалтерскому учету по стоимости продукции (работ, услуг), полученной или подлежащей получению покупателем. Стоимость продукции (работ, услуг), полученной или подлежащей получению покупателем, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичной продукции (работ, услуг). При невозможности установить стоимость продукции (работ, услуг), полученной покупателем, величина поступления и дебиторской задолженности определяется стоимостью продукции (работ, услуг), переданной или подлежащей передаче покупателю. Стоимость продукции (работ, услуг), переданной или подлежащей передаче покупателю, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (работ, услуг).

Выручка от продажи продукции (работ, услуг) признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

  • организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  • сумма выручки может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
  • право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
  • расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается не выручка, а кредиторская задолженность.

Для учета продажи продукции используется счет 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним.

Согласно плану счетов бухгалтерского учета к счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета: 90-1 «Выручка»; 90-2 «Себестоимость продаж»; 90-3 «Налог на добавленную стоимость»; 90-4 «Акцизы»; 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

На субсчетах 90-1, 90-2, 90-3, 90-4 учитываются соответственно поступившая выручка от продажи продукции, себестоимость проданной продукции, начисленные НДС и акцизы.

Организации – плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 «Продажи» субсчет 90-5 «Экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин.

Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно списывается с субсчета 90-9 «Прибыль / убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, в конце месяца каждый из субсчетов счета 90 «Продажи» имеет сальдо конечное. При этом суммарное сальдо синтетического счета 90 «Продажи» должно быть равно нулю.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль / убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль / убыток от продаж».

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданной продукции. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

Записи по счету 90 «Продажи» должны вестись таким образом, чтобы обеспечить формирование информации, необходимой для составления отчета о прибылях и убытках (форма № 2).

При соблюдении всех условий признания выручки от продажи продукции в бухгалтерском учете по мере предъявления покупателям расчетных документов за отгруженную продукцию сумму, на которую покупателям предъявлены расчетные документы, включая НДС, акцизы делают запись:

Дебет сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит сч. 90 «Продажи», субсчетам 90-1 «Выручка».

Налог на добавленную стоимость, указанный в расчетных документах, предъявленных покупателю, начисляется в бюджет записью:

Дебет сч. 90-3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит сч. 68 «Расчеты с бюджетом».

Одновременно проданная продукция списывается со счета 43 «Готовая продукция».

При этом списание проданной готовой продукции и формирование на счете 90-2 «Себестоимость продаж» полной себестоимости проданной (реализованной) продукции производится по-разному, в зависимости от принятого в организации варианта учета готовой продукции на счете 43 «Готовая продукция».

Если согласно учетной политике готовая продукция учитывается на счете 43 «Готовая продукция» по полной фактической производственной себестоимости, то записью:

Дебет сч. 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж»

Кредит сч. 43 «Готовая продукция».

– в течение месяца списывают стоимость отгруженной покупателям продукции по учетной цене, а затем в конце месяца — отклонения полной фактической производственной себестоимости этой продукции от ее стоимости по учетной цене. Сумма этих величин и составляет полную фактическую производственную себестоимость проданной продукции.

Если согласно учетной политике готовая продукция учитывается на счете 43 «Готовая продукция» по полной нормативной себестоимости, то в течение месяца записью:

Дебет сч. 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж»

Кредит сч. 43 «Готовая продукция»

– списывают полную нормативную себестоимость отгруженной покупателям продукции. Затем в конце месяца записью:

Дебет сч. 90-2 «Себестоимость продаж»

Кредит сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

–списывают отклонения полной фактической производственной себестоимости этой продукции от ее полной нормативной себестоимости.

Сумма этих величин и составляет полную фактическую производственную себестоимость проданной продукции.

Если согласно учетной политике готовая продукция учитывается на счете 43 «Готовая продукция» по сокращенной фактической или нормативной производственной себестоимости, то приведенные выше бухгалтерские записи делают соответственно на стоимость отгруженной покупателям продукции по учетной цене и величину отклонения сокращенной фактической производственной себестоимости этой продукции от ее стоимости по учетной цене, на величину сокращенной нормативной себестоимости отгруженной покупателям продукции и отклонения сокращенной фактической производственной себестоимости этой продукции от ее сокращенной нормативной себестоимости.

В результате готовая продукция, отгруженная покупателям, находит отражение на счете 90-2 «Себестоимость продаж» в оценке либо по сокращенной фактической, либо нормативной производственной себестоимости. В этом случае общехозяйственные расходы, отраженные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», являющиеся условно-постоянными и не включенные в сокращенную себестоимость продукции, списываются непосредственно на себестоимость продаж записью:

Дебет сч. 90-2 «Себестоимость продаж»

Кредит сч.. 26 «Общехозяйственные расходы».

Расходы на продажу, произведенные в отчетном периоде, списываются на себестоимость реализованной продукции записью:

Дебет сч. 90-2 «Себестоимость продаж»

Кредит сч. 44 «Расходы на продажу».

В конце месяца, сопоставляя выручку от продажи продукции без НДС (кредит счета 90-1 «Выручка» минус дебет счета 90-3 «Налог на добавленную стоимость») с полной фактической себестоимостью проданной продукции (дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж»), определяют финансовый результат продажи продукции, который отражают в учете записью:

Дебет сч. 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»

Кредит сч. 99 «Прибыли и убытки», если по результатам продажи продукции получена прибыль, или

Дебет сч. 99 «Прибыли и убытки»

Кредит сч. 90-9 «Прибыль/убыток от продаж», если по результатам продажи продукции получен убыток.

При поступлении от покупателя выручки за проданную продукцию на расчетный счет делают запись:

Дебет сч. 51 «Расчетные счета»

Кредит сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Форма расчетов за отгруженную в пределах территории РФ готовую продукцию устанавливается условиями договора, однако, как правило, покупатели производят оплату порученной готовой продукции платежными поручениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.