Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Амортизация (износ) основных средств




Общие положения

 

Любые объекты основных средств, кроме земли, под влиянием природных, технических и экономических факторов постепенно утрачивают свои первоначальные свойства и физические качества, подвергаясь физическому и моральному износу. Последствия физического износа можно частично устранить посредством ремонта объекта, но с наступлением определенного времени производимые затраты на ремонт перестают окупаться и становятся ненужными. Моральный износ проявляется иначе, нежели физический, и выражается в отставании устаревших видов основных средств от современных по конструкции, эксплуатационным возможностям, производимым расходам на обслуживание и другим параметрам.

Денежные средства, которые возмещают затраты на приобретение, изготовление и сооружение новых объектов основных средств, могут быть получены только из выручки, поступившей за реализованную продукцию (работы, услуги). В стоимость продукции (работ, услуг), поступившей на рынок, включаются и суммы на частичное погашение стоимости действующих основных средств, т.е. амортизационные отчисления.

Амортизация основных средств, подлежащих фиксированию в учете, определяют ежемесячно исходя из норм амортизационных отчислений в течение всего срока полезного использования.

Порядок начисления амортизации по объектам основных средств регулируется ПБУ 6/01 (раздел III) и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. В указанных нормативных актах предусмотрено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования, кроме объектов, по которым амортизация не начисляется.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Начисление амортизационных отчислений производится до полного погашения стоимости объекта основных средств либо списания этого объекта с бухгалтерского учета и не приостанавливается в течение срока его полезного использования. Начисление амортизации приостанавливается во время нахождения объектов основных средств на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации, продолжительность которых превышает 12 месяцев, и по основным средствам, по решению руководителя организации переведенным на консервацию на срок более трех месяцев.

Если говорить о налоговом учете, то необходимо рассмотреть одну очень интересную норму, которая появилась в Налоговом кодексе с 1 января 2006 г. Я имею ввиду, возможность включения в состав текущих расходов,амортизационной премии, которая составляет не более 10 процентов первоначальной стоимости основного средства или расходов по его достройке, дооборудованию, модернизации. То есть налогоплательщик имеет право единовременно включать в состав расходов до 10 процентов затрат на приобретение основного средства или его модернизацию.

Организация может принять решение о том, что по одним основным средствам она будет применять амортизационную премию, а по другим нет.

При этом, безусловно, должна быть выработана определенная система. Например, по основным средствам, относящимся к первой и второй амортизационным группам, амортизационная премия не применяется. По основным средствам, относящимся к третьей – пятой амортизационным группам, амортизационная премия применяется в размере 5%, по остальным амортизационным группам премия применяется в размере 10 процентов.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или его списания с бухгалтерского учета.

 

Объекты, по которым амортизация не начисляется

 

Амортизация не начисляется по следующим основным средствам:

v по объектам жилищного фонда (если они не используются для получения дохода);

v по объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного и дорожного хозяйства;

v по продуктивному скоту;

v по многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста;

v по другим объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не меняются (например, земельные участки и объекты природопользования).

 

Не учитывают при налогообложении прибыли амортизацию, начисленную по основным средствам:

v купленным за счет бюджетных средств целевого финансирования (за исключением имущества, полученного при приватизации);

v бюджетных организаций (за исключением имущества, приобретенного и используемого для осуществления предпринимательской деятельности);

v некоммерческих организаций (если эти основные средства приобретены за счет целевых средств и используются для осуществления некоммерческой деятельности).

 

Объекты амортизации

 

Объектами амортизации являются основные средства, находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, в аренде, доверительном управлении. Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, пользуется, владеет и распоряжается имуществом, иными словами, право хозяйственного ведения или оперативного управления при начислении амортизации, в частности, приравнивается к праву собственности.

В соответствии с нормами ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Следовательно, амортизация должна начисляться, если право собственности на объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре прав и объект принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств.

Амортизация начисляется на объекты основных средств, находящиеся у организации в запасе (резерве, на складе). К указанным объектам могут быть отнесены, в частности, оборудование, транспортные средства, приобретенные для нахождения в запасе, а также бывшие в эксплуатации, временно выведенные из сферы производства, хранящиеся на складе и предназначенные для замены выбывающих объектов основных средств.

Учет амортизации основных средств ведется на счете 02 "Амортизация основных средств" методом ее накопления.

Амортизационные отчисления включаются в затраты на производство (расходы на продажу).

Д-т 20, 23, 25, 26, 30, 44 К-т 02 - отражается начисленная амортизация по основным средствам

Амортизация - это постепенное перенесение стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг).

Вы должны начислять амортизацию по каждому объекту основных средств ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем, когда вы ввели объект основных средств в эксплуатацию, то есть после того, как вы сделали проводку: Дебет 01 Кредит 08 -объект основных средств введен в эксплуатацию.

 

Пример. Организация ОАО «Приморье» приобрела технологическое оборудование и 15 марта 2015 года ввела его в эксплуатацию. Амортизацию этого оборудования необходимо начислять начиная с апреля 2015 года.

Начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств полностью самортизирован или списан с баланса вашей организации (продан, ликвидирован и т.п.).

ОАО «Приморье» продала технологическое оборудование 15 сентября 2015 года. Несмотря на это, за сентябрь 2015 года амортизация по этому оборудованию должна быть начислена полностью.

Амортизацию по каждому объекту основных средств начисляем только в пределах его стоимости, учтенной на счете 01 "Основные средства".

Если оборудование полностью самортизировано, но организация продолжает его использовать, остаточная стоимость такого оборудования равна нулю, то есть на балансе организации такое оборудование числится по нулевой стоимости. Начислять амортизацию на такое оборудование не нужно.

Начисление амортизации в учете мы должны отражать по кредиту счета 02 и дебету соответствующего счета затрат (расходов): Д-т 08 (20, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 97) К-т 02 -начислена амортизация основных средств.

 

Начисление амортизации приостанавливается:

v на период реконструкции, модернизации и капитального ремонта основных средств, если срок проведения этих работ превышает 1 год;

v если основные средства переведены на консервацию на срок более трех месяцев.

Объекты основных средств стоимостью не более 40 000 рублей за единицу можно списывать на затраты по мере их передачи в эксплуатацию без начисления амортизации.

В налоговом учете книги, брошюры и другие издания (независимо от их стоимости) можно списывать на затраты в полной сумме в момент их приобретения. В бухучете книги, брошюры и т.д. включают в расходы, если их стоимость не превышает 40 000 рублей или срок их службы не превышает один год.

Рассмотри варианты начисления амортизации в различных ситуациях.

 

Корреспонденция счетов

 

  Содержание операций Проводка
Дебет Кредит
Амортизация Начисление амортизации по объектам основных средств   26,44, 20,26  
Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду    
Начисление амортизации по объектам основных средств арендным предприятием 20,25, 26,44  
Начисление амортизации по объектам ОС, полученным безвозмездно 20,25, 26,44  
Одновременно с вышеприведенной записью при каждом начислении амортизации 98-2  
Увеличение суммы накопленной амортизации в результате переоценки объектов ОС    
Уменьшение суммы накопленной амортизации в результате уценки объектов основных средств    
Отражение суммы накопленной амортизации в результате продажи, списания, передачи по договору дарения, взноса в уставный капитал другой организации, передачи в совместную деятельность, безвозмездной передачи    

Определение срока полезного использования основных средств

 

Срок полезного использования - период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации, определяемый для принятых к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с установленным порядком. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этих объектов.

 

Срок полезной службы амортизируемого актива должен рассчитываться с учетом:

· ожидаемого физического износа;

· морального износа (обусловленного технологическими изменениями или совершенствованием производства, а также вызванного изменениями спроса на рынке на объем товаров или услуг, производимых с использованием актива);

· юридических и других ограничений на использование актива (например, истечение срока соответствующей аренды).

Длительность использования основных средств выражается сроком полезной службы. Срок полезной службы - это предполагаемый (ожидаемый) период использования компанией объекта, либо период, за который компания рассчитывает произвести с использованием объекта основных средств определенное количество продукции или объем работ (услуг). Срок полезной службы определяется компанией самостоятельно исходя из условий деятельности и устанавливается с учетом намерений компании в отношении использования объекта и политики компании по управлению объектом.

Предприятия осуществляют периодический пересмотр срока полезной службы важнейших амортизируемых активов, поскольку в течение периода существования актива оценка срока его полезного использования может оказаться неточной. На это влияют режим эксплуатации объекта, технологические изменения или изменения на рынке выпускаемой продукции, политика компании в области ремонта и обслуживания, последующие затраты по улучшению состояния объекта. Цель изменения срока службы - сохранить достоверность соотношения затрат на возмещение стоимости основных средств и получаемых с их помощью доходов.

Начиная с 2002 года, наряду с бухгалтерским учетом, организации должны вести налоговый учет. В целях налогового учета норма амортизационных отчислений устанавливается предприятием исходя из срока полезного использования объекта основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.02 N 1 (с изменениями от 09 июля, 8 августа 2003 года).

Важно отметить, что указанная Классификация может использоваться предприятием и для целей бухгалтерского учета.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта, но в тех пределах, которые установлены для конкретной амортизационной группы.

Всего амортизационных групп 10 и предельные сроки использования имущества в них колеблются от 1 до 5 лет.

 

Амортизируемое имущество объединяется в следующие амортизационные группы:

первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;

вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;

третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;

четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;

пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;

шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;

седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;

восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;

девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;

десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

В Классификации установлено, какие ОС включаются в конкретную группу.

Предприятия могут самостоятельно устанавливать срок полезного использования ОС внутри каждой группы. Следует иметь в виду, что верхняя граница срока использования в каждой группе является неотъемлемой частью именно этой группы, а для последующей группы данная граница будет использована как нижняя граница, но она должна быть увеличена на один отчетный период – на 1 месяц.

Пример:

Компьютер относится, в соответствии с Классификацией, к 2-ей группе. Значит, для него может быть установлен срок полезного использования от 2-х лет одного месяца (25месяцев) до 3 лет (36 месяцев).

.

. 5. Учет операций по восстановлению основных средств

 

Восстановление основных средств в соответствии с ПБУ "Учет основных средств" (ПБУ 6/01) часть 3 осуществляется посредством ремонта (текущего, среднего и капитального), модернизации и реконструкции объектов.

Ремонт основных средств. Для сохранения и поддержания в работоспособном состоянии основным средствам требуется систематический ремонт, цель которого - уменьшить износ основных средств, частично восстановить качества, утраченные ими в процессе эксплуатации.

Перед ремонтом объекты основных средств обследуются представителями инженерно-технического персонала. Материалы предварительного обследования и предложения об объемах и продолжительности намеченных работ передаются руководителю организации. Для всестороннего обследования объекта руководитель организации может назначить комиссию, которая составляет акт его технического обследования, содержащий выводы о характере и объеме предстоящих работ на объекте. К нему может прилагаться перечень дефектов основных конструктивных элементов или акт о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16). На основе полученной технической документации составляются проект и график организации работ, а также необходимая сметно-техническая документация.

В систему планово-предупредительного ремонта входит текущий, средний и капитальный ремонт как особо сложный ремонт отдельных объектов основных средств.

Текущим ремонтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года. Основная его цель - поддержание объектов основных средств в рабочем состоянии.

При среднем ремонте производится частичная разборка ремонтируемого агрегата и восстановление или замена части деталей. Как и капитальный, он осуществляется с периодичностью более одного года.

Капитальным ремонтом оборудования и транспортных средств принято считать такой вид ремонта, при котором производятся полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые, более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата.

При капитальном ремонте зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, которые улучшают эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и т.п.).

Под расходами на проведение ремонта (текущего, среднего и капитального) подразумевается стоимость работ по поддержанию объектов основных средств в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования, не приводящих к улучшению ранее принятых нормативных показателей функционирования.

Модернизация и реконструкция. Одновременно с капитальным ремонтом объектов основных средств (машин, оборудования, транспортных средств) может осуществляться их модернизация. В этом случае затраты по модернизации объекта учитываются в порядке, установленном для учета капитальных вложений.

Под реконструкцией действующего предприятия понимается переустройство действующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса и осуществляемое по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды.

Если затраты на модернизацию, реконструкцию объектов основных средств после окончания работ улучшают, повышают ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объектов основных средств, то указанные затраты могут увеличивать первоначальную стоимость объекта.

Если затраты на модернизацию, проводимую одновременно с капитальным ремонтом, не приводят к улучшению (повышению) ранее принятых нормативных показателей и не увеличивают первоначальную стоимость объекта, их разрешено относить на затраты производства (расходы на продажу). Это условие должно быть оговорено в дефектной ведомости, смете на ремонт.

Д-т 01 К-т 08 -отражаются затраты на реконструкцию и модернизацию основных средств (эти затраты являются дополнительными капитальными вложениями).

В бухгалтерском учете возможны следующие варианты отражения хозяйственных операций, связанных с ремонтом основных средств:

q включение фактических затрат на ремонт основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) по мере осуществления работ, связанных с ремонтом;

q образование резерва расходов на ремонт основных средств в целях равномерного включения затрат на проведение ремонта в себестоимость продукции (работ, услуг);

q создание ремонтного фонда для проведения в течение ряда лет особо сложных ремонтов;

q отнесение фактических затрат на проведение ремонта на счет учета расходов будущих периодов с равномерным их включением в себестоимость продукции (работ, услуг).

Рассмотри все способы подробнее:

1) Включение фактических затрат на ремонт основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг). На практике ремонтные работы организуются и проводятся:

· подрядным способом - состоит в том, что для производства ремонтных работ привлекаются специализированные ремонтные организации;

· хозяйственным способом - предполагает осуществление ремонтных работ силами и средствами структурных подразделений организации, находящихся на отдельных балансах.

При подрядном способе все работы осуществляет подрядная или другая сторонняя организация, с которой заключается договор подряда. Организация, пользующаяся ее услугами, должна только перечислить соответствующие суммы за выполненный объем работ. При этом предъявленные к оплате и акцептованные заказчиком счета за выполненный капитальный ремонт (по объекту в целом или отдельным его частям в зависимости от условий договора) отражаются в бухгалтерском учете записью:

Д-т 08 К-т 60 - отражается стоимость принятого ремонта основных средств.

Перед осуществлением ремонта объектов основных средств хозяйственным способом организации в обязательном порядке составляют смету на выполнение ремонтных работ, указав в ней перечень выполняемых работ, стоимость заменяемых деталей, затраты на оплату труда рабочих, занятых ремонтом, в соответствии с установленными нормативами, другие расходы, связанные с ремонтом.

На основании сметы определяется состав работ, связанных с восстановлением объектов основных средств, и после их завершения принимается решение об отнесении стоимости указанных работ на себестоимость продукции (работ, услуг) или на счет учета вложений во внеоборотные активы (если осуществляется реконструкция или модернизация объектов).

В связи с этим нужно проводить четкую грань между расходами, связанными с ремонтом объектов основных средств, и расходами на их модернизацию и реконструкцию. При хозяйственном способе производимые затраты формируются в соответствующих первичных документах по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, расходов на оплату труда и др. Бухгалтерский учет организуется аналогично учету затрат на производство продукции (работ, услуг). В этом случае фактические затраты на ремонт целесообразно предварительно собирать на специальном счете 23 "Вспомогательные производства" или сразу списывать на счета учета затрат на производство (расходов на продажу):

Д-т 23, 20, 25, 26 К-т 10, 69, 70, 68, 71 - отражаются расходы по ремонту основных средств хозяйственным способом.

Факт окончания капитального ремонта оформляется актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма N ОС-3). Акт подписывается работником структурного подразделения организации, уполномоченным проводить приемку основных средств, и представителем организации (структурного подразделения), производившей ремонт, и передается в бухгалтерию организации. Затем акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации.

Если ремонт выполняет сторонняя организация, то акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов составляется в двух экземплярах, первый из которых остается в организации, а второй передается организации, осуществлявшей ремонт объектов основных средств.

2) Создание резерва расходов на ремонт основных средств. В соответствии с пунктом 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства (обращения) отчетного периода организация может создавать резерв на ремонт основных средств. Если учетной политикой организации предусмотрено формирование резерва расходов на ремонт основных средств, то она должна подготовить ряд документов, подтверждающих правильность определения ежемесячных отчислений. К таким документам могут быть отнесены дефектные ведомости (обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ); данные о стоимости основных производственных средств; сметы на проведение ремонта; нормативы и данные о сроках проведения ремонта; итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт.

Резерв обычно формируется путем ежемесячных отчислений в пределах годовой предполагаемой сметы затрат на ремонт. В бухгалтерском учете указанные операции отражаются:

Д-т 23, 20, 25, 26, 44 К-т 96 «Резервы предстоящих расходов» - создание резерва расходов на ремонт основных средств путем равномерных ежемесячных отчислений;

Д-т 96 К-т 10, 69, 70, 68, 71, 76 и др. - использование резерва на покрытие затрат на ремонт основных средств.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности производится инвентаризация резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты). Если при составлении годовой бухгалтерской отчетности фактические затраты превышают начисленный резерв расходов на ремонт основных средств, то сумма превышения относится на затраты производства (расходы на продажу); если объем ремонтных работ является значительным и срок их окончания приходится на другой отчетный период, остаток резерва переходит на следующий отчетный год.

По окончании ремонта излишне начисленную сумму резерва относят на финансовые результаты организации:

Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов» К-т 99 «Прибыли и убытки».

3) Отнесение фактических затрат на проведение ремонта на счет учета расходов будущих периодов. Не исключены ситуации, когда ремонтные работы проводят в первой половине или даже в начале года, пока резерв еще не создан или его средств недостаточно для покрытия произведенных расходов. Могут иметь место случаи, когда производится ремонт технологического оборудования, на время которого прекращается выпуск продукции. В таких случаях произведенные расходы, относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются:

Д-т 97 "Расходы будущих периодов" К-т 10, 69, 70, 68, 71, 76 и др. - отражаются фактически произведенные затраты на ремонт основных средств;

Д-т 23, 20, 25, 26, 44 К-т 10, 69, 70, 68, 71, 76 и др. - списание затрат на ремонт основных средств с равномерным ежемесячным отнесением их на затраты производства (расходы на продажу).

Объекты основных средств после окончания ремонта принимаются по акту приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма N ОС-3). При этом должен осуществляться контроль за правильным выполнением объемов работ.

Для целей начисления налога на прибыль расходы на ремонт признаются в отчетном периоде;

Для целей исчисления налога на прибыль налогоплательщики могут создавать резервы на ремонт основных средств:

- резерв на ремонты основных средств, производимые в текущем отчетном периоде;

- резерв на сложные и дорогостоящие ремонты основных средств, производимые в течении нескольких налоговых периодов.

Резерв на ремонты основных средств, производимые в текущем отчетном периоде, при расчете налога на прибыль

принимается в размере не превышающем среднегодовую фактическую сумму затрат на ремонт основных средств за предыдущие три года.

6. Учет финансовой аренды (лизинга)

Финансовая аренда (лизинг) - это форма инвестирования, при которой один субъект (арендодатель) приобретает для другого субъекта (арендатора) по выбору последнего необходимое для его производственной деятельности имущество у

определенного им продавца и предоставляет это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. При финансовой аренде право собственности за все время действия договора сохраняется за лизингодателем.

Учет операций по договору лизинга.

Лизинговые операции совершаются в соответствии с ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ.

Лизинговая деятельность – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Лизинг- это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.

Договор лизинга – договор, в соответствии с которым арендодатель (далее лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

Субъектами лизинга являются:

лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

продавец (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи.

Лизинговые отношения, предусмотренные Гражданским кодексом, опираются на положения оттавской Конвенции о международном финансовом лизинге 1988 г. и регулируются Федеральным законом от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О лизинге" (с изменениями, от 26.07.2006 г.)

По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Переданное лизингополучателю по договору финансовой аренды имущество учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя. Таким образом, участники лизинговой сделки заключают между собой как минимум два договора: первый - на поставку оборудования либо имущества (заключается лизингодателем с поставщиком по указанию лизингополучателя), второй - договор аренды закупленного оборудования.

Договор финансовой аренды (лизинга) может быть заключен на любой срок, который стороны сочтут целесообразным (экономически выгодным), с установлением в нем того размера арендной платы, о котором они договорятся.

В соответствии с Федеральным законом "О лизинге" плата за владение и пользование предоставленным по договору лизинга имуществом осуществляется лизингополучателем в виде лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателю. При этом размер, способ, форма и периодичность выплат устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

Развитие лизинговых отношений обусловило соответствующий порядок их отражения в бухгалтерском учете. Министерством финансов РФ приказом от 17 февраля 1997 г. N 15 утверждены Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга. Данными Указаниями следует руководствоваться с учетом нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению.

В связи с условиями постановки на учет лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя рассмотрим порядок отражения операций в бухгалтерском учете:

Содержание операций Проводка
Дебет Кредит
1. Учет объектов лизинга, находящихся на балансе лизингодателя
Записи у лизингодателя Отражение затрат, связанных с приобретением лизингового имущества    
Отражение стоимости уплаченного НДС    
Принятие к бухгалтерскому учету имущества, предназначенного для сдачи в аренду    
Оплата счетов поставщиков   51,52,50
Объекты переданы лизингополучателю    
Одновременно указанные ОС отражаются на забалансовом счете 011"ОС сданные в аренду"    
Отражение затрат лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности   10,69,70,68
Начисление амортизации    
Ежемесячное списание затрат лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности    
Отражение причитающихся по договору лизинга лизинговых платежей    
Поступление лизингового платежа    
Отражение суммы НДС, подлежащей возмещению    
Начисление в бюджет НДС 90-2  
Выявление финансового результата 99(90-9) 99(90-9)
Отражение стоимости объекта лизинга при прекращении его использования    
Записи у лизингополучателя Принятие на учет лизингового имущества    
Начисление ежемесячного лизингового платежа    
Отражение суммы НДС, подлежащей возмещению    
Оплата очередного лизингового платежа   51,52,50
Одновременно производится зачет НДС    
По окончании срока договора имущество переходит в собственность арендатора при его выкупе    
Одновременно на эту стоимость    
2. Учет объектов лизинга, находящихся на балансе лизингополучателя
Записи у лизингодателя Отражение затрат, связанных с приобретением лизингового имущества    
Отражение суммы уплаченного НДС    
Принятие к бухгалтерскому учету лизингового имущества    
Оплата счетов поставщиков или подрядчиков   51,52,50
Отражение стоимости передаваемого лизингового имущества    
Отражение суммы уплаченного НДС    
Отражение суммы начальной амортизации до передачи лизинга имущества лизингополучателю    
Отражение списания остаточной стоимости при передаче имущества лизингополучателю    
Отражение затрат лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности   10,69,70
Ежемесячное списание затрат лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности    
Отражение суммы договора лизинга    
Отражение разницы между суммой договора лизинга и покупной стоимости лизингового имущества с учетом НДС    
Отражение суммы начисленных ежемесячных платежей    
Поступление лизингового платежа 51,52,50  
Одновременное списание доли разницы между суммой лизинговых платежей и стоимостью лизингового имущества    
Записи у лизингополучателя Отражение затрат, связанных с получением лизингового имущества     60,76,51
Отражение суммы уплаченного НДС    
Принятие к бухгалтерскому учету лизингового имущества 01 "Аренд-ное имущест-во"  
Отражение суммы причитающихся лизингодателю лизинговых платежей 76 "Арендные обязательства" 76 Зад-ть по лиз.платежам"
Списание в зачет суммы НДС пропорционально сумме уплаченных лизинговых платежей за отчетный период    
Начисление амортизации по лизинговому имуществу    
Перечисление очередного платежа    
Возврат лизингового имущества 01 "Выбытие ОС" 01Арендов. Имущество
Списание суммы начисленной амортизации    

 

Корреспонденция счетов по выбытию основных средств

Содержание операций Проводка
дебет кредит
1. Продажа основных средств Списание первоначальной стоимости   01/2  
Списание суммы накопленной амортизации   01/2
Отражение расходов, связанных с продажей (услуги консультационных, оценочных организаций)    
Отражение суммы выручки, причитающейся к получению    
Отражение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет    
Отражение результата от продажи (прибыль или убыток) 91 (91-9) 91-9 (99)
2. Списание основных средств вследствие непригодности к дальнейшему использованию Списание первоначальной стоимости   01/2  
Списание суммы накопленной амортизации   01/2
Списание затрат по разработке, демонтажу и др.   10,70,69 и др.
Оприходование материалов, лома, полученных от разработки объектов ОС по рыночной стоимости    
Списание объектов основных средств, по которым амортизация не начисляется    
Списание остаточной стоимости по мере завершения процедуры списания объектов   01/2
Выявление финансового результата от списания объектов 91-9 91-1, 91-2
Списание сформированного финансового результата (убытка) от выбытия объектов в конце года   91-9
Списание суммы дооценки основных средств при выбытии объекта    
3. Отражение недостающего объекта основных средств Списание первоначальной стоимости   01/2  
Списание суммы накопленной амортизации    
Отражение стоимости недостающего объекта    
Отражение суммы, подлежащей взысканию с виновных лиц за недостающий объект    
Отражение разницы между суммой, подлежащей взысканию и стоимостью недостающего объекта    
Погашение задолженности за недостачу виновным лицом 50, 51  
Удержание стоимости недостающего объекта из заработной платы    
Списание соответствующей доли разницы между суммой, зачисленной на счет 73, и стоимостью недостающего объекта по мере погашения задолженности виновным лицом    
Списание стоимости недостающего объекта, если виновное лицо не установлено    
Списание суммы недостающего ОС при отказе во взыскании ввиду необоснованности иска    

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.