Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие государственного устройства




Правовой и политологический генезис понятия государственного устройства весьма сложен и многогранен. Для предоставления его определения, понятийного и сущностного устройства, необходимо обратиться к трудам различных цивилистов, политологов и ученых. – Из этого твоего утверждения следует вывод, что «всякие» цивилисты и политологи – не ученые, а ученые не могут быть цивилистами и политологами!!!! Кроме того, с удивлением обнаружила среди «всяких», занимающихся вопросами государственного устройства, цивилистов. Они никак не могут заниматься данными проблемами, потому что являются специалистами в сфере гражданского права! В правовой литературе говорится об устройстве государства как о форме государства в целом, об устройстве как о форме правления, об устройстве как территориальной организации.

Форма государственного устройства — это административно-территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Как «территориальное устройство или территориальная организация государство — это система взаимоотношений между центральной властью и территориальными составными частями, точнее, их населением и действующими там органами публичной власти»[1].

Н.И. Матузов, А.В. Малько понимают под формой государственного устройства территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.[2]

М.Н. Марченко под формой государственного устройства понимает внутреннее деление государства на составные части - административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных ее частей.[3]

В юридической науке форма государственного устройства чаще всего понимается в качестве одного из элементов формы государства. Иногда встречается более широкое понятие государственного устройства, которым охватывается вся форма государства на данном этапе развития, в данной стране. Такое понимание государственного устройства чаще всего используется в истории государства и права.

В теории государства и права можно встретить также понятие «устройство государства», по смыслу идентичное форме государства в целом (А. Б. Венгеров). Интересно отметить, что те авторы, которые отождествляют понятия форма и устройство, как правило, избегают употребления термина «государственное устройство». Так, А. Б. Венгеров вместо термина «государственное устройство» использует термин «национально-государственное и административно-территориальное устройство»[4]. Большинство теоретиков государства и права отдают предпочтение термину «государственное устройство». Форма государственного устройства при этом определяется по-разному. Тем не менее, все имеющиеся в теории государства и права формулировки являются близкими по смыслу.

Иногда государственное устройство отождествляется с понятием территориальное устройство. Так, М. В. Сальников, Р. А. Ромашов и П. А. Оль пишут, что «Форма государственного (территориального) устройства характеризует национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между территориальными образованиями, в совокупности составляющими территорию го­сударства, а также между центральными и региональными органами госу­дарственной власти»[5].

Все вышеприведенные формулировки в целом правильно отражают сущность формы государственного устройства. Однако, на наш взгляд, имеется необходимость разработки более четкого определения понятия «форма государственного устройства» с учетом реалий сегодняшнего дня и опыта современного развития как России, так и зарубежных стран.

Во-первых, вызывает сомнение указание на национальное устройство государства. Деление государства на национальные составные части не является доминирующей мировой тенденцией. Напротив, последние десятилетия свидетельствуют о распаде национальных федераций, каковыми яв­лялись СССР, ЧССР (Чехословацкая Социалистическая Республика), СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия). Большинство же современных федераций построено по территориальному принципу (США, ФРГ, Австрия и другие). К их числу к тому же относятся государства с многонациональным составом, например, Нигерия. Федерации, построенные по смешанному (национально-территориальному) принципу, крайне немногочисленны (Российская Федерация, Канада). Деление всей территории на национальные административно-территориальные единицы не присуще унитарным государствам. Таким образом, определяя, например, форму государственного устройства США или Франции, никак нельзя сказать, что она выражается в их национальном устройстве.

Во-вторых, административно-территориальное деление, без сомнения, присуще любому государству. Однако не во всех государствах оно напрямую характеризует форму государственного устройства. Если государство является федеративным, то следует говорить в первую очередь не об административно-территориальном, а об его федеративном устройстве. Административно-территориальное устройство в таком государстве вторично по отношению к федеративному, оно присуще субъекту федеративного государства, а не федерации в целом.

Основная позиция вытекает, в частности, из положений Конституции Российской Федерации 1993 г.[6] Так, глава 3 Конституции РФ называется «Федеративное устройство», и нигде не говорится о национальном и административно-территориальном устройстве в отличие от предыдущей Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России 1978 г. с последующими изменениями и дополнениями, в которой имелся раздел III под названием «Национально-государственное и административно- территориальное устройство Российской Федерации». В то же время, например, в уставе субъекта Российской Федерации - Новгородской области - имеется раздел III «Административно-территориальное устройство»[7].

Таким образом, более правильным было бы определять форму государственного устройства в качестве федеративного и (или) административно-территориального устройства.

В-третьих, в большинстве приведенных выше определений формы государственного устройства указывается на территориальную организацию государственной власти, на взаимоотношения между органами государственной власти в центре и на местах. Однако при этом, как правило, не учитывается, что на местах действуют не только местные органы государственной власти, но и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти. Государственная власть вместе с властью органов местного самоуправления составляет публичную власть, поэтому в последние годы иногда вместо термина «государственное устройство» употребляют термин «организация публичной власти». На наш же взгляд, вряд ли стоит отказываться от устоявшегося в литературе термина «государственное устройство», но его сущностью вполне можно считать именно территориальную организацию публичной власти, а основной характеристикой государственного устройства - взаимоотношения между органами государственной власти (федеральными в федерациях, центральными в унитарных государствах) и органами публичной власти (государственной и муниципальной) в отдельных частях государства.

Таким образом, форма государственного устройства показывает:

— части внутренней структуры государства;

— правовое положение этих частей и взаимоотношения их органов;

— построение отношений между центральными и местными государственными органами;

— в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.