Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткая характеристика форм государственного устройства




Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти. Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными. В юридической литературе вопрос о количестве форм государственного устройства является неоднозначным. Так, Н.И. Матузов, А.В. Малько выделяют три основные формы государственного устройства: федерация; унитарное государство;конфедерация(см. рис. 1).[8] Пиголкин А.С. пишет, что существует лишь две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.[9]

Чаще всего по формам государственного устройства государства делят на унитарные и федеративные. Иногда выделяют простые и сложные государства. При этом под простыми государствами понимают те же унитарные государства, а к сложным, кроме федерации, относят конфедерации и некоторые иные межгосударственные объединения. Существуют также определенные разновидности унитарных и федеративных государств. Унитарные государства подразделяются, в свою очередь, на централизованные и децентрализованные, а федерации - на договорные, конституционные и договорно-конституционные; симметричные и асимметричные; основанные по национальному, территориальному и смешанному национально-территориальному принципу.

 

Рис. 1. Три основные формы государственного устройства

Наиболее спорные вопросы в классификации государств по форме государственного устройства в юридической науке возникают по поводу включения в нее конфедераций и иных межгосударственных объединений.

Этот вопрос имеет значение и для нашего дальнейшего исследования, поэтому остановимся на нем более подробно.

В учебной литературе общего характера по теории государства и права этот вопрос решается обычно положительно, т.е. конфедерации совместно с федерацией относят к сложным формам государственного устройства[10].

В специальных исследованиях, посвященных формам государственного устройства, часто встречается мнение о том, что конфедерация не является формой государственного устройства, так как представляет собой не одно цельное государство, а объединение нескольких суверенных государств, созданное на основе международного договора для достижения определённых целей.[11]

Двойственный характер конфедерации, подчеркиваемый рядом ученых, означает, что конфедерация, с одной стороны, обладает чертами формы государственного устройства, а с другой стороны, является институтом международного публичного права.

Кроме того, М.Н. Марченко, помимо вышеназванных форм государственного устройства, выделает еще инкорпорацию и сюзеренитет.

Инкорпорация – полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер.

В то же время сюзеренитет характеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) другому.

Марченко М.Н. отмечал, что сюзеренитет выступает скорее как международное явление, чем внутригосударственное. В отличие от сюзеренитета, который является данью прошлого, инкорпорацию можно рассматривать как явление настоящее (например, поглощение в 90-е годы ГДР – ФРГ).[12]

Форма государственного устройства - явление чрезвычайно изменчивое не только в целом, но и в рамках одной и той же страны. Изменение формы государственного устройства в той или иной стране зависит от многих факторов: территории, национального состава населения, политического режима в определенный период времени, исторических традиций и т.п.


Глава 2.Общая характеристика федеративной формы государственного устройства

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.