Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы конституционного статуса РФ




Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации рассматривает федерацию в России не только как форму государственного устройства страны, но и как одну из основ конституционного строя Российской Федерации, установленных в гл. 1. В государственном устройстве Российской Федерации, которое основывается на принципе федерализма, находит одно из проявлений ее демократизм как государства.

Конституция РФ - это результат большой совместной работы представителей федеральных и региональных органов государственной власти. В ее создании активно участвовали также представители общественных объединений, предпринимательских кругов, видные юристы, была использована и конституционная практика регионов России.[21]

Практическая реализация закрепленных в Конституции России норм и принципов - дело всего государства, власти на всех ее уровнях, да и общества в целом. Здесь очень многое зависит, в частности, от деятельности региональных органов власти, проводимой ими на местах политики. В условиях федеративного государства этот аспект имеет фундаментальное, порой решающее значение. Отсюда следует значимость роли конституций и уставов субъектов Федерации, являющихся их основными законами и важным ориентиром для деятельности региональных и местных органов власти. Необходимо, чтобы в этих правовых документах не только закреплялись, но и развивались положения российской Конституции, чтобы они своим содержанием активно способствовали укреплению федеративных начал российского государственного устройства и обеспечивали ответственность региональной и муниципальной власти за развитие субъекта Федерации и благосостояние его населения.

Татарстан в числе первых субъектов Федерации в постсоветской России принял 6 ноября 1992 г. Конституцию[22], в которой впервые нашли отражение современные идеи и принципы многонационального демократического государства. Этот важнейший для Республики политико-правовой документ, принятый за год до Конституции РФ, адекватно отражал состоявшиеся к тому времени перемены в жизни страны, стабилизировал ее общественно-политическую ситуацию и заложил основы для дальнейших общественных преобразований и выстраивания в последующем конструктивных отношений с федеральным центром на новой федеративной основе. Конституция РТ утвердила деятельность государственных органов на принципах правового государства, в котором отношения гражданина и государства основываются на приоритете прав человека как высшей социальной ценности.

В обновленной демократической России Татарстан сыграл одну из ключевых ролей в становлении и развитии федеративных отношений. В тех условиях принятие Конституции Татарстана, юридическое закрепление его нового статуса стали заметной вехой в развитии государственности не только нашей Республики, но и всего многонационального народа Российской Федерации.

При обсуждении проекта Конституции РФ Республика внесла свои предложения, касающиеся закрепления статуса Татарстана. В статье 11 Конституции РФ появилась ч. 3, которая дала возможность Республике Татарстан 15 февраля 1994 г. подписать Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан. Этот Договор позволил на правовой основе решить многие коллизионные вопросы во взаимоотношениях федерального центра и нашей Республики, стал примером урегулирования в условиях переходного периода отношений центра с другими российскими регионами. Подобные договоры стали способом учета экономических и национально-культурных особенностей субъектов Федерации. В такой сложной и неоднородной по своему составу стране, как Россия, сохранение традиций и самобытности отдельных регионов не стоит недооценивать. Аналогичным смыслом наполнен и новый Договор Российской Федерации и Республики Татарстан, закрепляющий важные государственно-правовые положения, который был подписан сторонами 26 июня 2007 г. и утвержден Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ.[23]

Конституции и уставы субъектов Федерации образуют непосредственное смысловое единство с Конституцией России, развивают и обогащают закрепленные в ней положения. Не случайно Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на особую связь Конституции РФ с конституциями и уставами российских регионов.

Региональные конституции и уставы содержат значительное число правовых положений, аналогичных закрепленным в Конституции РФ. Это предопределено, в частности, единством основ конституционного строя, общими принципами организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, едиными правовыми стандартами обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Однако это вовсе не означает, что конституции и уставы субъектов Федерации попросту воспроизводят соответствующие нормы федеральной Конституции и не имеют собственного правового содержания. Напротив, основываясь на положениях Конституции РФ, конституции и уставы российских регионов развивают и дополняют российское конституционно-правовое пространство, являясь его неотъемлемой частью. В этом и состоит идея воплощения Конституции России в конституциях и уставах субъектов Федерации, которые в рамках единого федеративного государства призваны последовательно и непротиворечиво определять правовую систему нашей страны.[24]

Подобного рода правовые положения, не имеющие прямых аналогов в федеральной Конституции, есть в Конституции РТ. Особенно наглядно это проявляется в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Основополагающее значение гл. 2 Конституции РФ, которая закрепляет перечень и гарантии соблюдения прав и свобод личности, вполне очевидно. Федеральная Конституция содержит общие, единые для всей страны правовые стандарты, которые не могут быть ограничены в каком-либо субъекте Федерации независимо от того, продублирована ли правовая норма в конституции (уставе) субъекта Федерации или нет. Это своего рода общий базовый уровень правовых гарантий для всех граждан Российской Федерации на всей ее территории. Вместе с тем субъекты Федерации в пределах своих полномочий вправе повысить планку правовых стандартов защиты прав человека на своей территории, закрепив их в своих учредительных правовых актах. Конституция РТ содержит ряд дополнительных гарантий, которые органично вписываются в общефедеральную систему мер, являясь при этом собственным вкладом Республики Татарстан в правовое обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина.

Так, например, Конституция РТ содержит норму, согласно которой государство создает условия для осуществления права на труд несовершеннолетними, инвалидами и иными гражданами, нуждающимися в социальной защите и испытывающими трудности в поиске работы, и в случаях, предусмотренных законом, организует их обучение и переквалификацию (ч. 6 ст. 50 Конституции РТ). Данных положений в Конституции России нет. Это означает, что Конституция Татарстана в развитие федеральных конституционных норм формирует собственно региональный пласт правовых гарантий права на труд и социальное обеспечение, задает соответствующее направление развитию республиканского законодательства в данной сфере и определяет дополнительную зону ответственности региональной власти по данным вопросам. В лице Конституционного суда РТ эта норма получает и судебную гарантию ее соблюдения на региональном уровне государственной власти.

Аналогичным образом Конституция РТ гарантирует каждому гражданину равное право доступа не только к государственной, но и к муниципальной службе (ст. 47).

Кроме того, в Республике Татарстан на конституционном уровне закреплена обязанность государства обеспечивать экологическую безопасность и рациональное природопользование, принятие мер по сохранению и оздоровлению окружающей среды (ч. 2 ст. 53).

В сфере образования Конституция РТ гарантирует, наряду с указанными в Конституции Российской Федерации правами, также обучение на обоих государственных языках Республики Татарстан, каковыми являются татарский и русский языки (ст. 8; ч. 2 ст. 56).

Полагаю, что даже этих примеров будет достаточно, чтобы вполне убедительно показать, насколько глубокой и органичной может быть гармонизация Конституции России с Конституцией Республики Татарстан и в целом с конституциями (уставами) субъектов Федерации.

Следует отметить, что применение правовых позиций КС РФ в решениях конституционных (уставных) судов субъектов Федерации давно уже стало нормой. Сейчас практически все решения Конституционного суда РТ учитывают наряду с иными аргументами соответствующие выводы КС РФ. Аналогичная ситуация характерна и для конституционных (уставных) судов других регионов. Все это, безусловно, способствует укреплению единства конституционно-правового пространства и конституционно-правового регулирования в федеративном государстве.

Взаимодействие между органами конституционного судебного контроля федерального и регионального уровней осуществляется в различных формах. У конституционных (уставных) судов имеется процессуальная возможность обращения с запросом в КС РФ.[25]

Нельзя не отметить и необходимость развития региональной конституционной юстиции, ее организационного распространения на все субъекты Федерации. В настоящее время конституционные (уставные) суды созданы и функционируют только в 16 субъектах Федерации. Полагаю, опыт становления региональной конституционной юстиции в субъектах РФ свидетельствует о необходимости внесения изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"[26] с целью обязательного, а не возможного (как это закреплено сейчас) учреждения в регионах конституционных (уставных) судов.

Важным является и вопрос о разделении федеральных и региональных полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, очерченным в Конституции России. В последнее время формируется понимание того, что закрепление всех законодательных полномочий по данным предметам за федеральными органами власти и предоставление на региональный уровень исключительно прерогативы обеспечения исполнения федеральных решений по данным направлениям политики государства было бы нецелесообразным.

За прошедшие годы российская Конституция прочно вошла в общественное сознание, стала одним из важнейших факторов развития страны, позволяющих решать самые сложные вопросы, возникающие в процессе этого развития. На ее базе произошло становление федерального законодательства, установилась соответствующая правоприменительная практика. В жизни страны произошли большие изменения: более развитой стала политическая система, экономика перешла на рыночные принципы, определенную эволюцию претерпели отношения с федеральным центром. Они вызвали необходимость внесения изменений в Конституцию РТ. Новая редакция Конституции Республики, принятая в апреле 2002 г., по мнению Президента Республики Татарстана М.Ш. Шаймиева, "в целом стала более компактной, ряд разделов теперь прописаны более четко, соответствуют Российской Конституции и международным стандартам. Многие изменения в основополагающие статьи Конституции внесены на основе согласительных процедур с федеральными правовыми службами".[27]

Предусмотренная Конституцией РТ модель экономического устройства и роли государства в экономике доказала свою состоятельность также на нынешнем этапе развития Республики.

Для любой конституции, провозглашающей своей целью движение к высшим человеческим ценностям, идея свободы личности становится неотъемлемой частью всей ее концепции. Как подтверждает мировой опыт, о подлинном демократизме и гуманизме государственного строя той или иной страны можно говорить лишь в том случае, если в ее действующей конституции четко проведена идея уважения к человеку, а сам принцип, согласно которому человек - это ценность государства и всего общества, является основополагающим. Российская Конституция, закрепляя принцип, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, а права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией, подтверждает, что Россия движется по пути построения демократического правового государства и будет последовательно осуществлять указанные нормы на практике так, чтобы они определяли смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивались правосудием.

Для построения демократического правового и социального государства недостаточно записать правильную норму в Конституции и торжественно ее провозгласить, важно принять все необходимые меры, чтобы ее выполнение было подкреплено системой гарантий, организационных и правовых процедур. Конституция должна быть обеспечена правовой защитой, и в современных условиях только судебный конституционный контроль способен в полной мере обеспечить действенную правовую охрану Конституции, ее высшую юридическую силу в правовой системе. Поэтому ведущее место в правовой защите Конституции принадлежит судебному конституционному контролю, осуществляемому КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Федерации. Эти суды действуют в рамках единого правового пространства и способствуют укреплению демократического правового государства, что определяет основные формы их взаимодействия.[28]

 

 

Так ты в этом параграфе пишешь о РФ или Татарстане?
Заключение

 

Таким образом, Российский федерализм означает свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории России. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации — республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной государственности в другие. Свободное развитие наций и народностей означает также развитие национальных языков.

Однако российский федерализм — не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной Республике, но и форма демократизации управления государством.

Конституционно-правовое взаимоотношение Федерального центра и субъектов Российской Федерации основывается на традиционных связях между ними, предопределенных особенностями модели избранного федерализма. Вместе с тем федеративное устройство страны привносит в него новые элементы, которые формируют три комплекса (блока) взаимоотношений: 1) по определению конституционно-правового статуса их участников; 2) по установлению предметов их ведения; 3) по наличию их конституционно-правовой ответственности.

Федерация и ее субъекты призваны реализовывать государственную власть. Федерализм не может быть одномерным явлением, неизменно констатирующим наличие сторон федеративных отношений. Федерализм являет собой динамичное, развивающееся, функционирующее явление, имеющее исторический, политический, идеологический, национальный, культурный, экономический, юридический и другие аспекты. Стороны федеративных отношений (а эти отношения могут быть только правовыми отношениями) - федерация и ее субъекты, а также их органы, обладая надлежащими элементами признанного за ними конституцией государства правового статуса, строят отношения между собой с учетом принадлежащих им правомочий. Они получили название "взаимоотношения федерации и ее субъектов".

Кооперативные связи между федерацией и ее составными частями, возникающие в ходе реализации совместной компетенции, выражают диалектику разделения государственной власти, предполагающего развитие отношений партнерства между федерацией и ее субъектами и все большее усиление роли последних в будущем. Таким образом, федерализм предполагает не только разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами, но и объединение усилий в решении общегосударственных вопросов.[29]

В настоящее время продолжается развитие конституционных идей, раскрытие заложенного в Конституциях России и Татарстана потенциала. Эти политико-правовые документы, имеющие историческое значение, в полной мере можно назвать состоявшимися, и от динамики воплощения и развития Основных Законов России и Татарстана, а также и остальных субъектов Федерации, от основанного на этом взаимодействия федеральных и региональных властей во многом зависит будущее нашей страны. Выводы не соответствуют теме!


Список использованной литературы

Нормативно-правовые:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (с изменениями и дополнениями)// http://tatarstan.ru/documents/constitution.htm

3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 199-ФЗ "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан"// Собрание законодательства Российской Федерации. 30 июля 2007, № 31, ст. 3996.

4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 28, 29 февраля, 23 апреля 2012 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. 18 октября 1999, N 42, ст. 5005.

5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 6 декабря 2011 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. 06 января 1997, № 1, ст. 1.

6. Доклад Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева на сессии Государственного Совета Республики Татарстан 28 февраля 2002 г. "О положении в Республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2002 году" // http://www.president.tatar.ru/pub/view/536. 27 мая 2009 г. – не является НПА!!!!!!!

7. Устав (Основной Закон) Новгородской области // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов Российской Федерации. Вып. 1. М., 1995.

Специальная литература:

8. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2005.

9. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. М., 2005.

10. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2005.

11. Глобализация и федерализм. // Государство и право. 2007. № 7.

12. Гумашвили Л.Э.Конституционно-правовое понятие и содержание взаимоотношений Федерального центра и субъектов Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право, 2010.

13. Демидов В.Н. Конституция РФ и единство конституционно-правового пространства Российской Федерации//Журнал российского права, 2009.

14. Зорькин В.Д. Апология Вестфальской системы // Россия в глобальной политике. Т. 2. 2004. № 3.

15. Калина В.Ф. Федерализм: Понятие и конституционные принципы // Юриспруденция. 2007. № 1.

16. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации-России. М., 1993.

17. Лафитский В.И. Конституционные основы федерализма в США // Журнал российского права. 2007. № 3.

18. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007.

19. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е издание. Учебник. М.: Проспект, 2004г.

20. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / М.:Юристъ, 2006.

21. Пиголкин А.С. Теория государства и права. М.: Спектр, 2005г.

22. Пиголкин А.С., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2010.

23. Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003.

24. Сальников М. В., Ромашов Р. А.. Оль П. А. Основы теории государства и права. СПб., 2006.

25. Тарасов О.Конституционная модель территориальной организации системы органов государственной власти в России и проблемы ее реализации//Сравнительное конституционное обозрение, 2009.

26. Чуланов Ю.Г. Политология: учебник. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2008.

27. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: Норма, 2007.

28. http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/11/05/1349.shtml

Ссылки есть не на все указанные в списке источники. Это касается и нормативных актов, и литературных источников! В таком виде работа не может быть допущена к защите!!!!!!!


[1]См.: Чуланов Ю.Г. Политология: учебник. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса",2008. С. 135.

[2]См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.:Юристъ, 2006. С. 65.

[3] См.: Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2004. – С. 306.

[4]См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2005. С. 118.

[5]См.: Сальников М. В., Ромашов Р. А.. Оль П. А. Основы теории государства и права. СПб., 2002. С. 38.

[6] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. № 237.

[7]Устав (Основной Закон) Новгородской области // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов Российской Федерации. Вып. 1. М., 1995. С. 159.

[8]См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / М.:Юристъ, 2006. С. 66.

[9] См.: Пиголкин А.С., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2010. С. 242.

[10] См.: Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2005. С. 77.

[11] См.: Пиголкин А.С. Теория государства и права. М.: Спектр, 2005г. С. 45.

[12] См.: Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е издание. Учебник. М.: Проспект, 2004г. – С. 307.

[13]См.: Пиголкин А.С. Теория государства и права. М.: Спектр, 2005г. С. 46.

[14]См.: Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. С. 155.

[15]См.: Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. С. 156.

[16]См.: Калина В.Ф. Федерализм: Понятие и конституционные принципы // Юриспруденция. 2007. № 1. С. 213 - 236.

[17]См.: Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. С. 159

[18]См.: Глобализация и федерализм. // Государство и право. 2007. № 7. С. 45.

[19]См.: Лафитский В.И. Конституционные основы федерализма в США // Журнал российского права. 2007. № 3. С. 23.

[20]См.: Тарасов О.Конституционная модель территориальной организации системы органов государственной власти в России и проблемы ее реализации//Сравнительное конституционное обозрение, 2009. С. 3.

[21]См.: Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: Норма, 2007. С. 7.

[22]См.: Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (с изменениями и дополнениями)// http://tatarstan.ru/documents/constitution.htm

[23]См.: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 199-ФЗ "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан"// Собрание законодательства Российской Федерации. 30 июля 2007, № 31, ст. 3996.

[24]См.: Демидов В.Н. Конституция РФ и единство конституционно-правового пространства Российской Федерации//Журнал российского права, 2009. С. 23.

[25]См.: Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003. С. 392 (автор раздела - Т.Г. Морщакова); Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. М., 2005. С. 498.

[26]См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 6 декабря 2011 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. 06 января 1997, № 1, ст. 1.

[27]См.: Доклад Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева на сессии Государственного Совета Республики Татарстан 28 февраля 2002 г. "О положении в Республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2002 году" // http://www.president.tatar.ru/pub/view/536. 27 мая 2009 г.

[28]См.: Зорькин В.Д. Апология Вестфальской системы // Россия в глобальной политике. Т. 2. 2004. N 3. С. 2.

[29]См.: Гумашвили Л.Э.Конституционно-правовое понятие и содержание взаимоотношений Федерального центра и субъектов Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право, 2010. С. 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.