Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение статуса




2.

Принципы федеративного устройства лежат в основе содержания отношений между РФ и Субъектами РФ. Всю полноту содержания отношений принципы не раскрывают, поэтому наука конституционного права разработала понятия статус РФ и статус Субъектов РФ. Понятие «статус» сложное, его определяет элементный состав, к основным элементам статусов России и Субъектов относят:

1. Государственная территория (именуется так в литературе).
Под государственной территорией имеется в виду территория РФ согласно ч.1 ст.4 и ст. 67 Конституции. Эта территория включает в себя территории её Субъектов в качестве составных частей. Государственная территория определяет пространственные пределы осуществления государственной власти. Пространственные пределы определяются дополнительным понятием – государственная граница РФ. Статус государственной границе РФ определяется специальным ФЗ «О государственной границе РФ». Согласно этому закону, под государственной границей определяется линия и проходящая над этой линией вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории РФ. На территории РФ в установленных границах действует федеральная государственная власть и государственная власть Субъектов РФ. Установленные пределы государственной власти Субъектов РФ определяются границей между Субъектами РФ. Субъект, примыкающий к государственной границе, ограничивается её пределами. Согласно ст. 67, территория Субъектов РФ – только суша, ни внутренние воды, ни территориальное море, ни воздушное пространство не входят в территорию Субъектов, но это неточно. Такая составная часть территории РФ входит в состав территории Субъектов РФ, т.к. на внутренние воды распространяется государственная власть, юрисдикция Субъектов РФ. Под внутренними водами понимаются озёра, реки, пруды и другие водоёмы, Субъекты РФ могут определять виды административной ответственности за нарушение Правил движения маломерного флота. Кроме того, из Водного кодекса известно, что пруды входят в территории, являются собственностью муниципальных образований, а, согласно ФЗ «Об организации деятельности МСУ» территория Субъектов делится на муниципальные образования. Толкование ст. 67 Конституции должно осуществляться в 2 аспектах: аспекте государственно-территориального устройства, с позиции которого мы устанавливаем то, что территория РФ – совокупность территорий РФ; и географическом аспекте, по которому территория РФ – неподвижная территория (суша, внутренние воды, территориальное море, воздушный сток (пространство)), а также территорией РФ являются недра земли на досягаемую глубину. Отсюда следует, что вся территория РФ делится на территорию Субъектов РФ без остатка. На территории РФ нет таких пространств, где осуществлялась бы лишь её государственная власть – что касается неподвижной территорией. Что касается подвижной территории – водные суда с портом приписки РФ, воздушные суда, космические станции с государственным флагом РФ. Подвижная территория, по мнению учёных, территорией Субъектов не является.

6 сентября.

· ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» - понятие «территориальное море».

· Водный кодекс РФ – понятие «внутренние воды».

· Воздушный кодекс РФ – понятие «воздушное пространство».

В отличие от государственной границы РФ, границы между Субъектами РФ могут быть изменены в порядке, установленном Конституцией и законодательством. Согласно ч.3 ст. 66 Конституции для изменения границ между Субъектами требуется их взаимное согласие. Согласно ст. 102, это взаимное согласие подлежит утверждению Советом Федерации. Взаимное согласие Субъектов РФ об изменении границ между ними достигается в определённой юридической форме – форме принятия соглашения между Субъектами РФ. Это соглашение, согласно 184-ФЗ, должно быть заключено между Субъектами, чьи границы изменяются. Необходимо выявить волю народа до того, как будет достигнуто взаимное соглашение. Соглашение достигается на основе и в соответствии с выявленной волей народа: референдум, опрос (в порядке, установленном законом Субъекта РФ). Практика свидетельствует, что необходимо также решение законодательного органа, определяющего волю Субъекта РФ. На основе этого достигается взаимное соглашение, заключаемое между законодательными органами. Затем взаимное соглашение утверждается Советом Федерации (ст. 102 Конституции – в форме постановления). Пример: изменение границ между ГФЗ Москвой и Московской областью.

2. Система органов государственной власти и система законодательства.
Это важнейший содержательный компонент. Без самостоятельной системы органов власти и системы законодательства немыслим никакой правовой статус.
Система органов государственной власти.
В соответствии с Конституцией РФ, Конституциями и Уставами Субъектов РФ, в России устанавливается единая система государственной власти: федеральные органы государственной власти и органы власти Субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, систему органов государственной власти составляют: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды. Система органов государственной власти Субъектов РФ формируется в соответствии с ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, а также в соответствии с ФЗ № 184. Согласно ФЗ № 184, в структуру органов государственной власти Субъектов включаются в обязательном порядке: законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган власти и иные органы власти. В соответствии с ФЗ, в Субъекте РФ может учреждаться должность высшего должностного лица. Если такая должность учреждается, он выполняет функции руководителя высшего органа исполнительной власти. К иным органам могут относиться контрольные органы Субъектов РФ в соответствии с их конституциями, уставами, законами. Есть, к примеру, контрольно-счётные органы Субъектов РФ. Также учреждаются судебные органы (суды Субъектов РФ, в соответствии с ФКЗ «О судебной системе в РФ»: Конституционные (уставные) суды, мировые судьи). В Субъектах РФ в рамках системы государственных органов власти формируется подсистема исполнительных органов власти. Её возглавляет высший орган исполнительной власти: правительство (распространённое наименование), администрация края или области (ВДЛ – глава администрации), кабинет министров. Система органов исполнительной власти формируется в соответствии с утверждённой ВДЛ системой и структурой органов исполнительной власти. В систему и структуру органов ИВ входят отдельные органы ИВ, отраслевые и межотраслевые: министерства, агентства, федеральные инспекции (например, №107-ПК «О системе органов исполнительной власти в Пермском крае»), региональная энергетическая комиссия, отдел ЗАГС. В других Субъектах: управления, комитеты и др. Подсистема органов исполнительной власти Субъектов РФ входит в единую систему органов ИВ, согласно ч. 2 ст. 77 Конституции. Т.е. выделяется и федеральная система органов ИВ, формирующаяся системой органов исполнительной власти, утверждаемой указом Президента. Возглавляется Правительством. Входят отраслевые межотраслевые органы исполнительной власти: министерства, федеральные агентства и федеральные службы. Исходя из принципа единства системы государственной власти, все органы государственной власти, и федеральные, и Субъектов РФ, подчиняют свою деятельность единым стратегическим целям и решению определяемых этой стратегией целей и задач. В то же время, каждый из органов государственной власти, в соответствии с принципом разделения властей, осуществляет свою деятельность самостоятельно в соответствии с собственной компетенцией. Самостоятельность означает то, что орган государственной власти решает вопросы собственной компетенции независимо от других органов государственной власти. Решает он эти вопросы во исполнение правовых актов более высокой юридической силы (Постановлений Правительства, Указов Президента, ФЗ, ФКЗ, Законов о поправках и Конституции – на федеральном уровне). Этим и обеспечивается исполнение отдельными органами государственной власти, как элементами системы, стратегических целей и задач. В то же время, органы государственной власти (федеральные и Субъектов) могут осуществлять свои полномочия как взаимозависимые органы власти. В этом случае они решают вопросы совместного ведения в соответствии с собственной компетенцией на основе договоров и соглашений (согласно ст. 78 Конституции РФ и ФЗ № 184). Они выступают как зависимые органы, когда решают вопросы по прямому указанию вышестоящего органа государственной власти (например, Правительства РФ/Правительства Субъекта РФ) или ФЗ.
Система законодательства.
В РФ действует система федерального законодательства и система законодательства Субъектов РФ. Эти системы формируются на основе Конституции РФ. Элементами системы федерального законодательства являются: ФКЗ, ФЗ, Указы Президента, Постановления Правительства и акты иных федеральных органов исполнительной власти. В систему федерального законодательства в самом широком смысле могут включаться решения федеральных судов с нормативным содержанием. Иногда систему федерального законодательства понимают в самом узком (буквальном) смысле слова, тогда включаются только ФКЗ и ФЗ.
Система законодательства Субъектов РФ. В неё входят конституции и уставы Субъектов в соответствии с Конституцией РФ, а также Законы Субъектов РФ, Указы (распоряжения) ВДЛ Субъектов РФ, Постановления (распоряжения) высшего органа исполнительной власти и акты иных органов исполнительной власти Субъектов РФ. В широком смысле в систему законодательства Субъектов РФ включаются и решения с нормативным содержанием конституционных (уставных) судов Субъектов.

3. Государственный язык.
Согласно ч. 1 ст. 68 Конституции России, РФ имеет свой государственный язык. Государственным языком РФ является русский язык. Статус государственного языка определяется специальным ФЗ от «01» июня 2003 г. № 53-ФЗ «О государственном языке РФ». Государственный язык составляет предмет регулирования Закона РСФСР от «25» октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации». Отдельные положения, касающиеся статуса языка, содержатся в ФКЗ «Об арбитражных судах» и ФЗ «Об образовании». Свои государственные языки вправе устанавливать республики (ч. 2 ст. 68 Конституции). В случае, если этот язык устанавливается республикой, он используется в органах государственной власти, МСУ, государственных учреждениях, в которых этот язык употребляется наряду с русским языком. Конкретные сферы использования государственного языка республики определяются в статье 2 № 53-ФЗ. Даётся расширительный (не исчерпывающий) перечень сфер, где может использоваться государственный язык республики.
РФ на конституционном уровне гарантирует всем своим народам право на сохранение родного языка и гарантирует создание условий для его изучения и развития (Закон РСФСР от 1991 г., ФЗ «Об образовании», программы развития языков народов России).

4. Международная правосубъектность.
Рассматривая МП как элемент статуса, мы отмечаем, что РФ является полным субъектов международного права. Как с.м.п. РФ вступает в международные отношения с иностранными государствами и другими субъектами м.п. Вступая в эти отношения, РФ заключает соглашения с другими с.м.п., международными организациями. Субъекты РФ полными с.м.п. не являются. Вместе с тем, Субъекты РФ также являются международными лицами с неполным ограниченным статусом. Как международные лица с неполным статусом Субъекты РФ вступают в международные и внешнеэкономические связи. Понятие этих связей раскрывается в ФЗ: от 8.12.2004 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности Субъектов», от 4.01.1999 «По координации международных и внешнеэкономических связей Субъектов РФ. Ряд положений закрепляется ФЗ «О международных договорах». Являясь международным лицом с ограниченным статусом, Субъекты РФ заключают с субъектами иностранных государств соглашения и договоры. Международные и внешнеэкономические связи координируются между РФ и Субъектами РФ, координация связей – в совместном ведении (п. «о» ч. 1 ст. 72 Конституции).

5. Официальные государственные символы.
Россия как федеративное государство и Субъекты как гособразования имеют собственную государственную символику. Согласно ч. 1 ст. 70 Конституции, в РФ учреждаются государственные флаг, герб и гимн РФ. Статус герба, флага и гимна регулируются специальными законами (ФКЗ «О государственном гербе», «О государственном флаге», «О государственном гимне»). Посмотреть: описание государственных символов, порядок официального использования.
Субъекты РФ также учреждают свои государственные символы и иную символику согласно конституциям/уставам Субъектов РФ. Все Субъекты РФ учредили свои государственные флаги и государственные гербы. Их описание, наименование даётся в конституции/уставе либо описание производится в соответствии со специальными законами о государственных символах Субъектов, также в них определяется порядок официального использования. Многие Субъекты учредили государственные гимны Субъектов РФ. Многонациональные Субъекты РФ могут учреждать и другую символику (жди КПС РФ).

6. Административно-политический центр.
АПЦ РФ является столица РФ – г. Москва (ч. 2 ст. 70 Конституции). Статус столицы РФ определяется Законом РФ «О статусе столицы РФ». В Субъектах РФ определяются административные центры (как правило, крупнейшие города). Законов о них нет.

13 сентября.

7. Гражданство.
Гражданство как элемент статуса РФ означает то, что РФ распространяет, по общему правилу, свою юрисдикцию, власть на всех своих граждан, где бы они ни находились, если международным договором или соглашением РФ не предусмотрено иное. Гражданство означает и то, что РФ оказывает покровительство своим гражданам, где бы они ни находились.
- Закон РСФСР «О гражданстве» 1991 г.: граждане, проживающие на территории РСФСР, могут иметь гражданство республики в составе РСФСР.
- Конституция 1993 г.: ничего не говорится по поводу изменений этого положения.
- ФЗ «О гражданстве РФ» 2002 г.: ничего не говорится, поэтому считается, что этот вопрос законодателем не урегулирован.
- ст. 6 КРФ – «гражданство РФ», ст. 71 – «гражданство В РФ».
- Постановление КС РФ от 7 июня 2001 г.: республики не могут иметь своего гражданства в соответствии с КРФ; не все республики следуют этому императиву (конституция республики Татарстан – гражданство республики Татарстан).

8. Компетенция.
Имеет и РФ, и Субъекты РФ. Осуществляется, соответственно, федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Субъектов РФ. Компетенция означает совокупность полномочий органов и должностных лиц по предметам ведения РФ по предметам совместного ведения РФ и Субъектов РФ, по предметам ведения Субъектов РФ. ОИВ Субъектов РФ по соглашению с ФОИВ могут передавать им часть своих полномочий (ч. 3 ст. 78 КРФ). Предметы ведения РФ не могут передаваться Субъектам РФ, полномочия же могут передаваться.

9. Собственность.
И РФ, и Субъекты РФ имеют свою собственность – объекты государственной собственности (согласно ч. 2 ст. 8 КРФ). Объекты собственности делятся на федеральную собственность и собственность Субъектов РФ. Государственная собственность СССР и РСФСР разграничивается между РФ и Субъектами на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. «О разграничении государственной собственности РФ на федеральную собственность и государственную собственность республик, краёв, областей, ГФЗ, автономной области и автономных округов <…>».

10. Административно-территориальное устройство (деление) и территориальная организация МСУ.
Одним из элементов статуса РФ и Субъектов является АТД Субъектов РФ. АТУ(Д) – разделение территории Субъекта РФ на административно-территориальные единицы с целью организации местного государственного управления на части территории Субъектов. Территория Субъекта разделяется на АТ-единицы путём установления АТ-границ в Субъекте РФ. Виды АТЕ определяются законами Субъектов РФ. С установлением АТГ в соответствии с видами АТЕ часть территории Субъектов РФ приобретает статус АТЕ. АТГ должна отвечать следующим требованиям:

a. Компактность и неразрывность территории (возможность связи с властью).

b. Экономико-хозяйственная целостность территории.

c. Организационное оформление территории, т.е. в ней должны быть сформированы территориальные органы местного государственного управления, которые выполняют властные управленческие функции: сбор налогов; управление объектами государственной собственности; организация почтовой, санитарной, пожарной служб; охрана общественного порядка (районная полиция); благоустройство территории и другие жизненно важные функции.

АТУ следует отличать от территориальной организации МСУ: АТУ создана для организации местного государственного управления, территориальная организация МСУ же преследует цель организации МСУ, поэтому правовой порядок (режим) организации административно-территориальных единиц и МСУ (муниципальных образований, в частности) различен и регулируется разными законами.
Некоторые авторитетные авторы считают, что МГУ и МСУ смешиваются, их не надо слушать.
АТУ представляет собой сложную иерархированную систему, её основными элементами являются соподчинённые АТЕ. Выделяется два основных вида АТЕ:

1) Те АТЕ, которые непосредственно входят в состав Субъектов РФ – верхнее звено АТД. Непосредственно в состав Субъектов, по общему правилу, входят районы и города регионального значения. Вся территория Субъекта делится на районы.

2) АТЕ, входящие в состав АТЕ верхнего звена – это нижнее звено АТЕ. Все районы в Пермском крае делятся на АТЕ нижнего звена.

 

В Субъектах РФ два используется два способа деления на АТЕ нижнего звена. В их числе выделяются отдельные населённые пункты, поэтому вся территория района не делится без остатка на АТЕ нижнего звена: могут быть города районного значения (Краснокамск), отдельные сёла, посёлки. Второй способ деления – без остатка: на волости, сельские округа, сельсоветы. В их состав входят все населённые пункты, лежащие в границе данного АТЕ. Города регионального значения могут делиться на АТЕ нижнего звена – районы в городе (Пермь – 7 районов, Березники – 4 района).

- Среди городов регионального значения особую группу составляют административные центры Субъектов РФ (получили статус по конституции/уставу Субъекта РФ). Такой город является АПЦ Субъекта РФ и одновременно выступает как АТЕ, которая непосредственно входит в состав Субъекта.
- Городами являются АТЕ, получившие статус в установленном порядке (города регионального значения, районного значения).
- Район – АТЕ верхнего звена с единым административным центром, создаваемым для организации местного государственного управления частью территории Субъекта.
- Рабочие посёлки, курортные, дачные посёлки получают статус в установленном законом порядке (слушай А.С. Телегина).

По АТУ нужно читать учебник, написанный преподавателями УрГЮА (Кокотов, Кукушкина, данная глава написана Юговым).

- В ряде Субъектов в качестве АТЕ учреждаются национальные районы или национальные волости, национальные округа. Эти АТЕ образуются по национальному признаку и приобретают дополнительные права – права компактно проживающих этнических групп. Прежде всего, это право пользоваться национальным языком наряду с русским в официальных сферах общения, право получать образование на национальном языке (изучение его в средних и других учебных заведениях), право развивать самобытную культуру и промыслы, право отправления соответствующих религиозных культов. Кроме того, могут образовываться АТЕ по отраслевому признаку с целью организации управления какой-то одной сферой общественной жизнедеятельности – образовательные округа, судебные округа, военные округа. Эти АТЕ могут охватывать территорию нескольких Субъектов РФ.
- Кроме того, в РФ есть закрытые (с особым правовым режимом) административно-территориальные образования (ЗАТО) – их положение определяется ФЗ «О ЗАТО».
- Есть также наукограды со специальным правовым режимом. Он определяется специальным ФЗ «О наукоградах».

Вся территория Субъектов РФ с целью организации МСУ делится на муниципальные образования верхнего и нижнего звена:

1) Верхнего звена – муниципальные районы и городские округа, а также внутригородские территории ГФЗ.

2) Нижнее звено – сельские и городские поселения.
Могут совпадать их границы (Верещагинский муниципальный район и Верещагинский район).

Каждый из названных элементов имеет соответствующее конституционно-правовое нормативное положение, что, в свою очередь, определяет способность РФ как федерального центра осуществлять свою государственную власть, а также способность Субъектов как политико-территориальных образований осуществлять свою власть на заданной территории.

3. Основные характеристики федеративного устройства.

<…>

Состав РФ может изменяться в 3 конституционных формах:

1) Принятие в состав РФ нового Субъекта;

2) Образование в составе РФ нового Субъекта РФ;

3) Ст. 66 КРФ – изменение статуса Субъекта РФ.

Принятие в состав РФ нового Субъекта регулируется ФКЗ №6 (см. выше) и рассматривается, как процедура, предусматривающая изменение состава РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. В ФКЗ определяется нормативная база, или правовая основа, принятия нового Субъекта в состав РФ: Конституция РФ, международный (межгосударственный) договор между Россией и принимаемым государством, ФКЗ №6 от 2001 г., а также конкретный (именной) ФКЗ о принятии в РФ нового поимённо определённого Субъекта РФ. Принципы принятия закрепляются в ст. 3 ФКЗ:

1) Добровольность принятия;

2) Соблюдение государственных интересов РФ (когда в результате этой акции не будет нанесен ущерб РФ, её поддержит большинство населения РФ, она будет способствовать укреплению прав и свобод человека и гражданина в РФ);

3) Соблюдение принципа федеративного устройства;

4) Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

5) Необходимость учёта сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей принимаемого Субъекта РФ с Россией и соответствующих социально-экономических возможностей естественной интеграции принимаемого Субъекта в состав РФ.

Условия принятия:

1) В состав РФ может быть принято иностранное государство (Белоруссия) или его часть (Абхазия, Южная Осетия, Восточная Украина, Приднестровье);

2) Взаимное согласие РФ и иностранного государства с учётом мнения населения соответствующей территории (государства);

3) Заключается международный договор о принятии государства (его части) в состав РФ;

4) В случае принятия иностранному государству присваивается статус республики в составе РФ, если международным договором не предусмотрено присвоение иностранному государству статуса края или области;

5) В случае принятия части иностранного государства, данному Субъекту РФ может быть предоставлен статус любой категориальной группы в соответствии с международным договором;

6) Принятие нового Субъекта: предложение о принятии (инициатор принятия нового Субъекта и заключения международного договора – иностранное государство и только оно);

7) Требования к международному договору.

Образование в составе РФ нового Субъекта – это процедура увеличения состава РФ без принятия иностранного государства или его части в состав. Изменение наименования Субъекта без их объединения и образования нового Субъекта не является образованием нового Субъекта. Изменение наименования производится в порядке, установленном частью 2 ст. 137 КРФ, а также существует большая практика изменения наименований Субъектов РФ, обобщавшаяся КС РФ. Нормативная база образования в составе РФ нового Субъекта та же: Конституция РФ, ФКЗ №6 от 17.12.2001, конкретный (именной) ФКЗ об образовании нового Субъекта в составе РФ.

Принципы образования те же.

Условия образования: новый Субъект РФ может быть образован, согласно ФКЗ №6, путём объединения двух или более граничащих между собой Субъектов РФ, при этом образование нового Субъекта может повлечь за собой прекращение существования Субъектов РФ, территории которых объединяются (см. Пермский край).

Порядок принятия: см. чего-нибудь у Ромашова.

Всего было образовано 5 новых Субъектов РФ, в результате чего прекратили своё существование 11 Субъектов РФ. Соответственно – 5 именных ФКЗ:

1) №1-ФКЗ от 25.03.2004 «По Пермскому краю»;

2) №6-ФКЗ от 14.10.2005 «По Красноярскому краю»;

3) №2-ФКЗ от 12.07.2006 «По Камчатскому краю»;

4) №6-ФКЗ от 30.12.2006 «По Иркутской области»;

5) №5-ФКЗ от 21.07.2007 «По Забайкальскому краю».

В результате образования новых Субъектов произошло существенное уменьшение категориальной группы АО (11à4), увеличилось число краёв (6à9), изменения не коснулись республик в составе РФ, ГФЗ.

В результате образовательного процесса имели место случаи переименований:

1. Был образован новый Субъект, в результате ему было присвоено новое наименование, отличное от имевшихся до того, и новый статус. Бывшая территория Читинской области и Агинского Бурятского АО приобрела статус края и стала именоваться Забайкальский край.

2. Вновь образованный Субъект сохранил наименование материнского Субъекта, но приобрёл новый статус: территории бывшей Пермской области и бывшего Коми-Пермяцкого АО приобрели статус края и стали именоваться по имени материнского Субъекта – Пермский край. Пермская область и Коми-Пермяцкий АО прекратили существование в качестве Субъекта РФ. То же самое было на Камчатке: Камчатская область и Корякский АО прекратили существование в качестве Субъектов и стали Камчатским краем.

3. Сохранился статус и наименование: Красноярский край (его территория стала единой, а не сложноустроенной: теперь нет территорий (Таймырского и Долгано-Ненецкого АО), имеющих статус Субъекта РФ), Иркутская область (вновь образованный Субъект с единой территорией, Усть-Ордынский Бурятский АО прекратил существование).

4 из 5 новых Субъектов сохранили наименование материнской области, 3 приобрели статус края.

Институт изменения статуса закрепляется в ч. 5 ст. 66 и ч. 1 ст. 137 КРФ: возможность, которая может быть реализована по взаимному согласию РФ и Субъекта РФ в соответствии с ФКЗ. В настоящее время такого ФКЗ нет, следовательно, эта конституционно-правовая возможность не может быть реализована. Одностороннее изменение статуса по Конституции РФ запрещено, условия, формы и порядок выражения взаимного согласия должны быть урегулированы в ФКЗ. По юридической литературе, изменение статуса – скорее всего, переход Субъекта из одной категориальной группы в другую (исторический пример: изменение статуса (повышение-понижение) субъектов РСФСР: АО в автономную область, АОбл – в автономную республику, автономная республика – в союзную республику в составе СССР и наоборот). В настоящее время считается, что заслуживают внимания вопросы совершенствования правового регулирования статуса города Москвы как ГФЗ и столицы РФ. Есть также идея об образовании столичного федерального округа. Существует такой Субъект РФ как Калининградская область; считается, что его статус также должен быть усовершенствован, более чётко определены экономические связи данного Субъекта с приграничными иностранными государствами – получение особого статуса для более эффективного взаимодействия с приграничными иностранными государствами. Также считается, что приграничные Субъекты РФ также получили особые права, поскольку наблюдаются более интенсивные внешнеэкономические связи данных Субъектов с приграничными государствами. По закону «О государственной границе РФ» эти Субъекты получили статус приграничных территорий с расширенными правами: вместе с государственными органами они принимают участие в защите, охране приграничных территорий РФ. В то же время, Чукотский АО, выйдя из состава Магаданской области до принятия Конституции РФ, пытался сменить статус, став Чукотской Автономной областью, но не сошлось. Ставились также вопросы об образовании Уральской республики (Пермская, Свердловская и Челябинская области, может и другие), Южно-Уральской республики, Дальневосточной республики. Данный вопрос не является актуально-политическим, соответствующего ФКЗ нет, конституционные возможности за 18 лет всё ещё реализуются не полностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.