Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности методики развития самоконтроля на занятиях физическими упражнениями




Развитие самоконтроля проходит ряд этапов, на каждом из которых уровень проявления самостоятельности различен.

1 этап: самоконтроль школьника проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано одним учителем или совместно с учениками. Это низший уровень развития самоконтроля.

2 этап: самоконтроль проявляется как в исполнении, так и в самоконтроле за выполнением упражнения.

3 этап: к исполнению и самоконтролю присоединяется и возможность самому планировать свою деятельность.

4 этап: самоконтроль достигает высшего уровня развития и выражается уже в проявлении учениками творческой инициативы, т.е. в самостоятельной постановке целей и выборе способов их достижения, а также в принятии ответственности на себя за свои дела и поступки.

 

Самоконтроль включает наблюдение и анализ объективных и субъективных состояний организма.

К объективным относят показатели, которые можно измерить и выразить количественно: антропологические данные - длина тела, масса тела, окружность груди и др.; функциональные - ЧСС, АД, ЧД, ЖЁЛ; силовые показатели отдельных групп мышц (кисти, спины), спортивные результаты.

Субъективными показателями принято считать: самочувствие, настроение, аппетит, сон, чувство утомления и усталости, желание и нежелание заниматься физическими упражнениями и другое.

Лучшей формой организации самоконтроля является ведение дневника самоконтроля за собственным развитием и состоянием здоровья. В нём фиксируются все полученные объективные и субъективные результаты и данные наблюдений.

В дневнике самоконтроля фиксируются:

Самочувствие. Отражает состояние и деятельность всего организма, и главным образом состояние центральной нервной системы. Самочувствие фиксируется в дневнике самоконтроля как: хорошее, удовлетворительное, плохое.

Настроение. Отражает психическое состояние занимающегося. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен и жизнерадостен; удовлетворительным – при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек растерян, подавлен.

Аппетит. Усиленный расход энергии, вызываемый занятиями физической культурой, увеличивает потребность организма в пище. Улучшение аппетита свидетельствует об усилении процессов обмена веществ. функции организма, В дневнике самоконтроля даются следующие оценки аппетита: повышенный, хороший, умеренный, пониженный, отсутствие аппетита.

Сон. Если сон наступает быстро и дает утром чувство бодрости и отдыха, то он считается хорошим. Плохой сон характеризуется длительным засыпанием, пробуждением среди ночи, отсутствием ощущения бодрости, отдыха после сна.

В дневнике самоконтроля отмечают длительность сна, его качество, время засыпания и пробуждения, нарушения (бессонница, прерывистый и беспокойный сон и т.д.).

Работоспособность. Это один из показателей, характеризующих те изменения в организме, которые произошли под влиянием занятий. В дневнике самоконтроля дается следующая оценка работоспособности: хорошая, удовлетворительная, пониженная.

Желание заниматься физическими упражнениями. Желание заниматься отмечают в дневнике следующими словами: «большое», «безразличное», «нет желания». Если нет желания тренироваться, а иногда ощущается и отвращение к занятиям физическими упражнениями, то это является признаком явного переутомления.

Пульс. Дает важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы. Его рекомендуется подсчитывать регулярно, в одно и то же время суток в покое. Лучше всего утром, лежа, после пробуждения. Кроме этого, следует фиксировать пульс до тренировки (за 3-5 мин) и сразу после занятий физическими упражнениями.

Если перед каждым занятием наблюдается примерно одинаковая величина пульса, это говорит о хорошем восстановлении организма.

Резкое учащение пульса в сравнении с предыдущими показателями — признак переутомления.

Дыхание. При хорошем функциональном состоянии организма легкие работают более рационально, дыхание глубокое и ритмичное.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Показатели ЖЕЛ после легкой тренировки повышаются в среднем на 100-200 см, а после напряженной и утомительной тренировки снижаются на 200-300 см. Последовательное снижение ЖЕЛ свидетельствует об утомлении. ЖЕЛ определяют с помощью спирометра, который имеется в любом кабинете врачебного контроля.

Артериальное давление (АД). Самоконтроль за артериальным давлением особенно необходим тем занимающимся, у кого оно повышено или повышается иногда. Оно измеряется с помощью электронного тонометра с выводом показателей систолического и диастолического давления на дисплей как в домашних условиях, так и во время тренировок, чтобы оценить реакцию сердечно сосудистой системы на задаваемую нагрузку. Измеряется давление до приема пищи 2 - 3 раза с интервалом не менее минуты. Масса тела (вес). Наблюдение за массой тела является важным моментом самоконтроля. Функциональные пробы. Позволяют занимающимся самостоятельно определять состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Некоторые функциональные пробы подробно описаны в начале данного раздела.

Контрольные упражнения (тесты). Позволяют определить уровень тренированности занимающихся физическими упражнениями.

Ведение дневника самоконтроля дает возможность занимающимся регулярно следить за состоянием своего здоровья, физического и физиологического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями.

В предлагаемых школьникам заданиях в качестве конечной цели надо предусматривать не только знания и движения, которые ученик может без труда освоить или выполнить на основе имеющегося у него двигательного опыта, но и то, что ему в данный момент пока не под силу, но станет возможным в результате двигательной и познавательной деятельности.

Например, применялись задания-схемы, предусматривающие поисковую деятельность учащихся в процессе самостоятельной работы:

а) самостоятельно видоизменить освоенный способ прыжка;

б) применить хорошо освоенный навык в нестандартных, усложнённых условиях;

в) составить из разученных движений комплекс утренней гимнастики.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем, что задания поискового характера всегда сопряжены с постановкой проблемы. Осознание проблемы зависит от уровня знаний учащегося, направленности его интереса и подготовленности, а эти показатели обычно индивидуальны. Распределение заданий требует чёткой дифференциации.

Чтобы помочь учащимся увидеть проблему, были использованы различные приёмы:

- не всё объяснять или преподносить в готовом виде;

- не сразу оговаривать условия выполнения заданий;

- определённую часть оставлять для самостоятельного поиска.

Например, давалось задание, наблюдая за товарищем, определить причину низкого результата в беге на короткую дистанцию (плохая реакция на стартовый сигнал, низкая частота движений, короткий семенящий шаг во время бега по дистанции и др.); создать оценочные проблемные ситуации.

Дифференцированный подход в развитии самоконтроля учащихся на занятиях физическими упражнениями осуществляется путём ознакомления школьников с различными приёмами дозирования физической нагрузки и самоконтроля:

- изменением темпа движений и интервалов для отдыха (показатели самоконтроля: общее самочувствие, желание или нежелание продолжить работу);

- применение отягощений (показатели самоконтроля: реакция организма на нагрузку, частота сердечных сокращений, частота дыхания и др. признаки утомления);

- самостоятельное изменение внешних условий выполнения задания с контролем точности выполнения базовых элементов движения.

Например, применялись следующие задания.

1. Самостоятельно провести занятие по развитию скоростно-силовых качеств из предложенных упражнений.

2. Самостоятельно составить комплекс упражнений для развития силовой выносливости различных групп мышц методом круговой тренировки.

3. Составить комплекс упражнений, указать их варианты (усложнённый или облегчённый), который можно использовать для развития нескольких физических качеств у занимающихся с одинаковым уровнем подготовленности.

Применяемые в такой последовательности задания позволяют учащимся от индивидуальной самостоятельной работы постепенно переходить к заданиям, формирующим инструкторские навыки.

Самостоятельное планирование и организация деятельности учащихся на уроке осуществляется с учетом цели и назначения предложенных учителем заданий. В одном случае можно предложить комплекты заданий, выполняемых путём варьируемых повторений проблемных попыток, анализа ошибок и отбора правильных действий. В другом случае предлагаются задания, требующие опоры на стандартные элементы, двигательные акты и образцы. Их выполнению способствует знание назначения результата и получаемое учеником удовлетворение при его достижении (самореализация).

Примерные задания, выполнению которых способствует знание цели

1. Подготовить и выполнить связку из двух и более упражнений (движений или поз), в которых завершение первого упражнения служит исходным положением для второго.

2. Предлагают (давая описание или показывая) целостное движение (например, кувырок вперёд) или его часть (группировка), а учащийся должен назвать возможные для данного двигательного акта ошибки, которые могут привести к искажению его выполнения.

Показателями хорошего уровня развития навыков самоконтроля являются способности учащихся самостоятельно соотносить свои действия при выполнении физических упражнений и их результаты с поставленными педагогом задачами и условиями. Важно, чтобы учащиеся определяли недостатки и положительные стороны своей деятельности, мысленно представляли возможные результаты изменений в своих действиях, самостоятельно оценивали выполнение заданий.

Управление активизацией обучения возможно в том случае, если педагог систематически получает информацию о промежуточных результатах развития навыковосамоконтроля учащихся. Основным средством контроля являются ответы и действия учащихся, аналитическая деятельность учителя по определению степени их правильности, количества и характера ошибок.

При подведении итогов используются следующие его виды:

а) индивидуальный (осуществляет педагог и ученик);

б) коллективный (осуществляет учитель и ученик или только учащиеся).

Внимание учащихся акцентируется на том, что оценка должна быть обоснованной, а критика - конкретной. Нельзя ограничиваться общей формулировкой - хорошо или плохо. В процессе самостоятельной работы происходит передача учащимся некоторых функций контроля над учебным процессом. Педагогу важно своевременно сигнализировать о допущенных ошибках, рекомендовать способы их исправления. Применение методов организации учебной деятельности, направленных на развития самоконтроля учащихся, к самостоятельному активному поиску, к умственным и физическим усилиям в решении проблемных задач, способствует вооружению школьников не только знаниями и умениями, но и определёнными умственными действиями. В дальнейшем это послужит им залогом самообразования, самовоспитания, укрепления здоровья и физического самосовершенствования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.