Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лицензионные сборы




ПЛАТЕЖИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

При рассмотрении системы налогов и сборов законодательство РФ включает в нее, помимо налогов в собственном смысле, ряд платежей обязательного характера, подлежащих, как и налоги, зачислению в государственную или муниципальную казну, однако отличающихся от них своими особенностями. Такие платежи в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» названы сборами, пошлинами и другими платежами, устанавливаемыми в соответствии с названным Законом. Закон дает и перечисление их в соответствующих статьях среди платежей трех уровней: федерального, субъектов Федерации и местного. Налоговый кодекс применяет в основном только три термина: налоги, пошлины и сборы. И лишь страховые взносы в социальные фонды, которые он также отнес к данной системе названы просто взносами в государственные социальные внебюджетные фонды. Однако статьи Кодекса с перечнем всех этих платежей в действие не введены (ст.ст.13, 14 и 15).

Действующим законодательством к федеральным отнесены государственная и таможенная пошлины, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, плата за воду, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний, сбор за пограничное оформление и др. В число платежей уровня субъектов Федерации входят лесной доход, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц. В перечень местных вошло большое число сборов (около 20), установление которых (в соответствии с федеральным законодательством) входит в компетенцию органов местного самоуправления. Местные налоги и сборы рассматриваются объединение в особой главе в целях комплексного освещения системы этих платежей и компетенции органов местного самоуправления по данному вопросу.

Налоговый кодекс РФ, несколько уменьшив систему федеральных платежей, сохранил в их числе государственную и таможенную пошлины, дополнил его федеральными лицензионными сборами. Лесной доход переименован в лесной налог и переведен в ранг федерального. Названы налогами другие федеральные платежи за пользование природными ресурсами. К ним же присоединен водный налог (по действующему законодательству — плата за пользование водными объектами, входящая в систему федеральных платежей). Число местных сборов резко сокращено: в Кодексе названы только местные лицензионные сборы.

 

 

 

Официальное, законодательно закрепленное определение лицензии — это «разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю», а лицензирование — это «мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий» (ст.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998г.).

Лицензия является ненормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, дающего юридическому или физическому лицу право на осуществление определенной деятельности в течение конкретного срока, указанного в лицензии.

Лицензирование — одно из средств государственного регулирования экономической и социальной деятельности, осуществляемой юридическими и физическими лицами в сферах, затрагивающих государственные, общественные и частные интересы. В тех сферах, где действует система лицензирования, правомерной признается только разрешенная соответствующими лицензиями деятельность; нелицензированная деятельность незаконна уже в силу одного лишь факта отсутствия лицензий.

Лицензирование является комплексным правовым институтом.

В своей основе его образуют нормы административного права (процедура рассмотрения заявлений о выдаче лицензий, надзор за соблюдением законодательства, относящегося к соответствующему виду деятельности и т.д.). Далее, это нормы гражданского права (в частности, о праве лица заниматься лицензируемой деятельностью).

Нормы финансового права регулируют отношения по поводу внесения лицензиатами в бюджет установленных платежей, а также по планированию поступления и распределения лицензионных платежей как источников доходов бюджетной системы.

Перечень лицензируемых видов деятельности установлен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Названный закон уточнил правовые категории, относящиеся к лицензированию, процедуру лицензирования, юридические последствия соблюдения и несоблюдения требований и условий выдачи лицензий, финансовые аспекты лицензионной деятельности и т.д. Весьма существенно следующее обстоятельство. Закон упорядочил практику внедрения и осуществления института лицензирования, имея в виду, что до принятия Закона как федеральные исполнительные органы, так и исполнительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления произвольно вводили системы лицензирования, устанавливали лицензионные сборы, исходя из ведомственных или местнических соображений и т.д.

В дальнейшем перечень лицензируемых видов деятельности, установленный Федеральным законом от 25 сентября 1998г., может изменяться (расширяться или сужаться) также федеральными законами. До настоящего времени перечень лицензируемых видов деятельности постоянно расширяется. В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» названо 208 видов лицензируемой деятельности.

Каждый конкретный вид лицензируемой деятельности регулируется специальным положением, утверждаемым ПравительствомРФ.

В соответствии с законодательством в лицензионной практике имеется четыре вида платежей. Во-первых, это плата за рассмотрение заявлений о выдаче лицензий.

Для получения лицензии соискатель лицензии в числе других документов представляет в лицензирующий орган документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение этим органом заявления соискателя.

Максимальный размер этой платы не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством. Конкретные размеры платы за рассмотрение заявления соискателя устанавливаются Правительством РФ.

Плата за рассмотрение заявления соискателя зачисляется в бюджет: федеральный, субъекта Федерации или местный — в зависимости от подчиненности органа, рассматривающего заявление. Во-вторых, это лицензионный сбор.

Лицензиат, т.е. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которому выдана лицензия, обязан внести лицензионный сбор. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, производится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию.

Размер лицензионного сбора устанавливается Правительством РФ в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, но максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Лицензионные сборы зачисляются в соответствующие бюджеты — федеральный, субъекта Федерации или местный — в зависимости от подчиненности лицензирующего органа.

В-третьих, это плата за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии и внесение в него изменений (в случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения; изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя).

Размер названной платы устанавливается Правительством РФ. Он не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом. Суммы платы зачисляются в соответствующие бюджеты. В-четвертых, это плата, вносимая юридическими и физическими лицами за информацию, содержащуюся в реестрах лицензий. Такого рода информация является открытой для названных лиц. Заинтересованные юридические и физические лица вправе получить указанную информацию в виде выписок о конкретных лицензиатах. Органам государственной власти и местного самоуправления информация предоставляется безвозмездно. Плата за предоставление информации не может превышать затраты лицензирующего органа на подготовку соответствующей выписки. Порядок и размер платы за предоставление такого рода информации устанавливается Правительством РФ. Лицензионные платежи поступают в соответствующие бюджеты, а не на счета лицензирующих органов. Такая конструкция имеет своей целью исключить какую-либо имущественную выгоду лицензирующих органов от осуществляемой ими деятельности и предотвратить возможные злоупотребления с их стороны. В соответствии со ст.16 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» финансирование лицензирования проводится в пределах средств, выделяемых на содержание лицензирующих органов из соответствующих бюджетов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.