Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть вторая. Стр. 94. Стоит человек посреди руин— в предыдущих русских изданиях «ран» (иногда и в армянских) по недоразумению этот поэтический отрывок был соединен с




Стр. 94. Стоит человек посреди руин... — В предыдущих русских изданиях «Ран» (иногда и в армянских) по недоразумению этот поэтический отрывок был соединен с послесловием первой главы, в действительности, это—своеобразное вступление, своего рода эпиграф ко второй главе.

Стр. 95. Одной ногой оперлась она на Конд, другой —на Дамур-булах — названия отдельных кварталов старого Еревана.

Стр. 96. Ее история скрыта во мраке. — Город Ереван и его крепость основаны урартами при царе Аргишти (в 782 году до н. э). Впоследствии

[ стр. 302 ]

она много раз разрешалась и перестраивалась. Описанная Абовяном крепость была построена в период турецкого владычества, в 1583 г.

Стр. 97. Бэл — один из древнейших богов семитских народов, верховный владыка Вавилона и бог грома Бэл-Мардук, равнозначен греческому Зевсу и армянскому Арамазду.

Шамирам (Семирамида) — царица Ассирии (810—772 до н. э.). Ара — Согласно почерпнутым из легенд историческим сведениям — один из потомков прародителя армян Гайка, славился необыкновенной красотой, преданностью родине и семейным святыням. В среде языческих армян и на Древнем Востоке был распространен культ Ара и Шамирам. Согласно ему, Шамирам была богиней любви и плодородия, прекрасна, сладострастна и воинственна. Ара — олицетворение умирающей и вновь пробуждающейся природы, бог весны и земледелия. Более известен под именем Ара Прекрасный.

Зармайр — По историческим сведениям, армянский князь, участвовавший в Троянской войне и погибший в ней. В «Илиаде» Гомера (песнь II, строка 860) упоминается Асканий, подоспевший вместе с фригийцами на помощь Приаму, в лице которого некоторые исследователи склонны видеть Зармайра и армян.

Форкис и храбрый Асканий вели из Асканий дальней

Рати фригиян, и оба, бесстрашные, боем пылали.

Зармайр был любимым образом армянских романтиков (ср. Р. Патканян, «Смерть Зармайр-Нахапета»).

...где Паруйр с Арбаком испепелили Сарданапала. — Согласно «Истории Армении» Хоренаци, Паруйр — первый армянский царь, при котором Армения обрела самостоятельность. По мнению академика Б. Пиотровского, Паруйр был правителем Арме-Шуприи, жил при урартском царе Сардуре III (645—625) и его преемниках (VII в. д. н. э.), Арбак— индийский царь Киаксар (625—585), Сардапапал — последний царь Вавилона Набупаласар (626—605).

...где Тигран вместе с Киром отняли душу у Астиага. — По новейшим исследованиям, здесь имеется в виду армянский царь Тигран Ервандид, царствовавший в VI в. до н. э. (около 560—535), воспоминания о нем находим в «Киропедии» у Ксенофонта. Кир — персидский царь (559—530), Астиаг — индийский царь (585—550).

...где Вахэ с Дарием Кодоманом пытались преградить путь Александру... — Вахэ, или Ваге, по Мовсесу Хоренаци, один из прародителей армян, потомок Вахагна Драконоборца, тот, в свою очередь, был сыном известного Тиграна Ервандида. Дарий — ахеменидский царь Дарий III (336—330). Упоминаемое сражение — Гавгамельская битва (331), в которой против Александра Македонского (336—323) в составе персидских войск сражались и армяне.

...где Вагаршак-парфянин, закрыв доступ в Армению брату свое-

[ стр. 303 ]

му... — Вагаршака Хоренаци упоминает как основателя армянской династии Аршакидов. По его свидетельству, брат Вагаршака Аршак Великий — один из знаменитых царей Парфии, правил 53 года (приблизительно с!94 до н. э.). Известно, однако, что первым армянским царем из династии Аршакидов был Тиридат I (51—60 и 63—75 гг. н. э.).

Тигранцарь царей.., пригласивший к себе полководца Ганнибала... — Тигран, он же Тигран Великий, правил Великой Арменией приблизительно в 95—55 гг. до н. э. А прославленный военачальник Карфагена и заклятый враг Рима Ганнибал жил приблизительно в 246—183 гг. до н. э. Абовян спутал и лица и время. Еще Плутарх утверждал, и ученые теперь находят это вероятным, что Ганнибал в Армении был при Арташесе I (189—около 160 гг. до н. э.). По его же совету последний построил столицу и крепость Арташат.

Трдат — армянский царь. Тиридат III (ок. 287—330).

Место своего сошествия — Имеется в виду Эчмиадзинский кафедральный собор.

Ваан Мамиконян — видный государственный деятель и военачальник V века. Долгие годы боролся за независимость Армении. Возглавлял народное восстание 481—484 гг. против персидских завоевателей, одежав блестящие победы в битвах при Акори (481) и Нерсеапате (482). В конце 484 г. подписал Нварсакский договор, после чего был избран марзпаном Армении, правя страной около 15 лет. Развил бурную строительную деятельность.

Врамшапух — царь персидской части Аршакидской Армении, правил в 389—415 гг. Именно в его время, в 405 г. гениальный ученый и писатель Месроп Маштоц (ум. 17 февраля 440 г.) создал армянский алфавит и заложил начало армянской литературе и школе.

Рубиняны — князья и основатели царства Киликпйской Армении. Правили в 1080 —1375 гг. Особенно известны были Левой II (1187— 1219), Хетум I (1226—1270) и Левой III (1270—1289).

Багратуни (Багратиды) — армянская царская династия, занимавшая доминирующее положение по отношению к другим царствам страны. Властвовала главным образом в Шираке и сопредельных с ним областях в 885—1045 гг. Прославились в частности основатель династии Ашот I (885—890), его внук Ашот Железный (914—929), Ашот III (953—977) и Гагик I (989—1020), при которых экономическая и культурная жизнь страны переживала расцвет, были воздвигнуты прекрасные архитектурные сооружения. В 961 г. знаменитый Ани стал престольным городом Багратидов.

Стр. 99. Надир-шах — предводитель туркменского племени афшаров, в 1736—1747 гг. стал шахом Ирана.

Стр. 100. ...каджар Гасан-Али-хап. —Хотя Абовян пишет, что после изгнания турок из Айраратской страны (1735) первым персидским ханом в Ереване был Гасан-Али-хан, однако, как указывает армянский историк

[ стр. 304 ]

Шахатунянц, Гасан-Али-хан правил в 1755—1764 гг. До него страной правили ханы Пир Ахмад и Халил.

Гусейп-Али-хан — правил Ереванским ханством в 1764—1778 гг.

Ираклий II (1720 —/798) — грузинский царь.

Магомет-хан — правил Ереванским ханством в 1779—1795 и 1798— 1805 гг.

Ага-Магомет-хан (Ахта-шах) — основатель нового персидского царского дома — династии каджаров (1779—1797), воинственный и кровожадный властелин В 1795 г. захватил и разрушил Тифлис.

Али-Кули-хан — Правил Ереванским ханством в 1795—1797 гг.

Мелик Абраам — потомок известного рода Мелик-Агамалянцев, предводитель армян Ереванской области. Имел русскую ориентацию, и с начала 1780-х годов вступил в сношения с русским двором. После неудачного похода Цицнанова в 1804 г. на Ереван, руководил переселением части армян в Тифлис. Умер в октябре 1827 г.

Стр. 101. Садык-хан —правил в Карабахе (конец XVIII в.).

Фат-Али-шах —персидский шах (1797—1834).

Кялбали-хан Нахичеванский — правитель Нахичеванского ханства (конец XVIII — XIX вв.), часто вмешивался в дела Ереванского ханства и стремился к захвату сопредельных русских областей.

Майор по прозванию «Кара» — командующий русскими войсками и пограничной линии Памбака, настоящая фамилия Монтрезор. Служил с первых дней перехода этого района под владычество России (1801— 1802 гг.). О храбрости и смелости его слагались легенды. Героически погиб в битве против персидских войск под деревней Сарал 21 августа 1804 г. О смелых поступках Монтрезора Абовян рассказывал в своих путевых заметках 1838 г. Советский армянский прозаик Г. Деврикян упоминает о нем в док> ментальной повести «Священный памятник» (Ереван, 1975).

Цицианов Павел Дмитриевич (17541806) —генерал. Став в 1802 г. военным губернатором Астрахани и командующим кавказскими войсками, приступил к завоеванию Закавказских ханств. Летом 1804 г. предпринял поход на Ереван, однако не смог овладеть крепостью и в сентябре отступил. Наметил новый поход на 1806 год, но вскоре был убит недалеко от Баку.

Стр. 102. ...заживо-мученик епископ Иоаннес... — В 1802—1810гг. был епархиальным начальником армян в Тифлисе, лелеял мечту освобождения Армении с помощью России, много трудился во имя ее осуществления, помогал русским войскам продовольствием и пр. Скончался в ноябре 1810 г. Современники характеризовали его как «мужа гениального, великого и щедрого». Прозвали живым мучеником его за то, что в детстве сумел устоять против ужасных пыток турок и делу своему не изменил.

Сотник Оганес — происходил из княжеского рода Гегамянов, имел русскую ориентацию. В 1804 г. после неудавшегося похода Цицианова

[ стр. 305 ]

на Ереван вместе с братом Габриелем Юзбаши и Мелик Абраамом-Агамалянцом, а также со своими крестьянами ушел в Ширак и Лори, а в последствии обосновался в Грузни. Умер в 1815 г.

Тавакял-хан — по Абовяну, правил в Ереване в 1805—1808 гг., что сомнительно, так как согласно историческим документам, в 1805—1807 годах поочередно правили.ханы Мехтн Кули и Ахмат из Марата (последний— с августа 1806 г.).

Гудович Иван Васильевич (17411820) —генерал-фельдмаршал рус-ской армии. В 1806 г. назначен главнокомандующим Кавказских войск. Осенью 1808 г. возглавил поход русских на Ереван.

Гусейн-хан (Гусейн Кули-хан) сардар — последний правитель Ереванского ханства (1807—1827). Проводил двуличную политику—угождал,, но в основном притеснял п угнетал армян.

Гасан-хан —брат сардара Гусейна-хана, командующий войсками, кровожадный и жестокий человек. 1 октября 1827 г. был взят в плен русскими.

Стр. 108. Возьми... господина Заврова или Херединова, Давида Та-мамшева, Мовсеса Тер-Григорова... ради кладбищенского благочестия... жертвуют землю, строят церковь... — Эти и несколько последующих строк.— по всей вероятности, позднее дополнение, сделанное не ранее 1844 г., так как вопрос строительства церкви на новом Тифлисском армянском кладбище (Веры), основанном осенью 1836 г. у Московской заставы, был поставлен в 1843 г., и после получения разрешения Николая I и министра внутренних дел, в нюне 1844 г. работы были поручены именитым тифлисским купцам—Геворку Заврнянцу, Степаносу Лорис-Меликяпцу, Давиду Херединянцу, Согомону Абисаламянцу, Мовсесу Тер-Григорянцу. Отдельную часовню построил также Давид Тамамшян на могиле своей дочери Софии.

Стр. 115. Лоно Шарура — левобережняя долина р. Аракс.

Стр. 118. ...пришлась бы кстати побасенка про муллу Насреддина! — Эта притча была широко распространена в армянской среде, и Абовян использовал ее в черновом варианте романа. Однажды, проходя по лесу, мулла Насреддин увидел, как крестьянин пилит сук, на котором сидит. Мулла предупреждает, что крестьянин упадет, но тот не обращает на Насреддина внимания. Только отошел мулла, как сук сломался, и крестьянин свалился вниз. Думая, что мулла—мудрец, крестьянин, запыхавшись, догоняет его и просит сказать, когда он умрет. Видя, что у крестьянина «не все дома», Насреддин говорит: когда твой черный осел семь раз прокричит. И вот наступает роковой момент: крестьянин бросает все свои дела и растягивается на земле и т. д. Смысл таков: все оставляется ради последнего блаженства или смертного часа.

Стр. 119. Свангули-хан — реальное лицо. Во время правления сардара

[ стр. 306 ]

Гусейн-хана был комендантом Ереванской крепости. I октября 1827 г. сдался в плен русским, впоследствии переехал в Иран.

Джафар-хан — паж сардара Гусейн-хана. Обладал немалым влиянием на сардара.

Стр. 127. Учтапалар — гряда холмов по правую сторону шоссе Ереван—Эчмиадзин.

Далминское ущелье, в сады — знаменитые сады старого и современного Еревана, раскинувшиеся от южных склонов нынешнего Цицернакаберда до Шаумянского района.

Стр. 128. Со стороны Георханов... — мусульманское кладбище старого Еревана было расположено на левом берегу Раздана.

Шехар — главный квартал старого Еревана, совпадает с нынешним центром города.

Стр. 129. ...в сторону Анапата. — Имеется в виду монастырь в городе Ереване, ныне церковь Сурб Саркис и его окрестности.

Стр. 131. Не пришло ли еще время возгреметь трубе Гаврииловой… — то есть наступил бы день последнего суда, о котором возвестит архангел Гавриил.

Хор-Вираб (букв. «глубокая яма»)—в древности — темница столичного города Арташат. Построена во II в. до н. э., куда бросали приговоренных к смерти. Здесь, по преданию, 14 лет был заключен Григор Просветитель. Впоследствии над Х.-В. были сооружены церковь и монастырь, посвященные Григору Просветителю.

Стр. 132... всеспасительный наш святой Гегарт... — Имеется в виду копье, которым, по преданию, воин ранил Христа. Хранится в Эчмиадзине.

Сам Христос отнял меч у Петра... — Имеется в виду случай, происшедший во время заточения Христа, описанный в евангелии от Матфея (26, 51—52):

«И вот один из бывших с Иисусом, простер руку, извлек меч свой, и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.

Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут».

Однако имя Петра, как видим, отсутствует. Абовян здесь допустил ошибку.

Стр. 133. В самом евангелии сказано...— Следующие за этим строки взяты не непосредственно из Евангелия, а отредактированы в подражание ему: См. Евангелие от Матфея (10; 37—38):

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня.

И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня». См. также евангелие от Марка (8, 35; 10, 29—31), от Луки (9, 23—26) и т. д.

[ стр. 307 ]

Стр. 134. Апостол Павел не говорит разве... — Имеются в виду следующие слова Апостола Павла, из первого послания его к римлянам (гл, 13) (у Абовяна заново отредактированы):

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены.

По сему противящийся власти, противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение».

Каждый бек, каждый хан... — 22 января 1828 года аштаракские армяне рассказывали декабристу Е. Лачинову: «Бывало, не только сардар, но какой-нибудь хан приедет..., и время его пребывания проходит в мучительном ожидании: никто не был уверен в безопасности жизни своей; тяжесть спадала с души только тогда, когда он уезжал, и тут даже опасение, чтоб он не вздумал вернуться, долго не позволяло совершенно успокоиться...» («Записки Е. Лачинова», стр. 387).

Стр. 135. Казарапат — гостиница при Эчмиадзчнском монастыре, построенная в середине XVIII в.

Мелик Саак — историческая личность, мелик Саак Мелик Агамалянц (ум. в 1834 г.). При владычестве сардара Гусейна-хана был предводителем армян и командиром армянского отряда. После освобождения Восточной Армении был избран членом временного правления области. Пользовался большой популярностью.

Стр. 138. Дзорагех — район старого Еревана, был расположен в Раз-данском ущелье, на левом берегу реки, между старым мостом и нынешним акведуком.

склон Козерна — холм в Ереване, расположенный между нынешними улицами Барекамутян, Московян, Спандарян и Прошян, на юго-западных склонах которого находилось армянское кладбище.

...было осадное положение, подходили русские — Насильственное переселение армян г. Еревана и соседних деревень к старому Баязету и в Карс происходило 10 апреля 1827 г. как мероприятие, противодействующее походу русских войск весной того же года. Абовян ошибочно перенес события на июнь 1825 года, что документально неверно, поскольку русско-персидская война началась 16 июля 1826 года.

Стр. 142. Ты тоже ушел с ними, мой дорогой брат Моси... — Трехлетний брат Абовяна Моей погиб весною 1827 г. в дни переселения, по дороге в Карс.

Стр. 143. ...первые епископыЕфрем, Барсег, Иоаннес... — влиятельные духовные лица: Ефрем Марзванци (ум. 17 апреля 1829 г.), был временным управляющим Эчмиадзинского монастыря, впоследствии (1828 г.) — наставник X. Абовяна: Барсег Кесараци (ум. в 1845 г.) с 1824 г. был епархиальным начальником и настоятелем монастыря Фадея (ныне в Иране). В 1828 г. участвовал в организации переселения армян из Атрпатакана

[ стр. 308 ]

в Восточную Армению, помогал русским властям. Насколько известно, он не был заключен в Ереванскую крепость, тут Абовян допустил ошибку. Иоаннес Карпеци (1762—1842) с 1831 г. — эчмиадзинский католикос. Преследовал X. Абовяна после возвращения его из Дерпта.

Стр. 144. Окюз-ага — предводитель курдских кочевников.

Стр. 145. Правитель Памбака.., военачальник Саварзамирза — командующий войсками Памбакскон пограничной линии, полковник Леонтий Якулович Саварсамидзе. Местопребывание имел в Караклисе (ныне Кировакан).

Стр. 146. ...имя Овакима Меграбяна-Туманяна из Дсеха... — историческое лицо (прибл. 1770—1840 годы). Прадед великого армянского поэта Ов. Туманяна. С начала XIX в. часто помогал русским властям в защите Лори-Борчалу и в боях против мятежных вражеских сил, что подтверждается официальным документом.

Стр. 147. Меграб — отец Овакима Туманяна (род. около 1740).—В 1811 и 1826 годах упоминается как староста села Дсех, смелый и бесстрашный человек. Жил почти 120 лет.

Стр. 149. Санаинский и Ахпатский монастыри —известные духовные центры средневековой Армении и замечательные архитектурные памятники. Санаин построен в 966 г., Ахпат — в 976 г. Сооружения сохранились до наших дней.

...великий Шахиншах Лшот Багратини, Смбат... — Имеются в виду цари Ашот III и Смбат II.

...Захарий-спасалар (ум. в 1212)—известный армянский военачальник и государственный деятель XII — XIII вв.

...предки Аргутинских-Долгоруких... — армянский княжеский род, потомки Захария-спасалара. Резиденцией их было село Санаин. Дал замечательных деятелей — генерала русской армии Мовсеса Аргутяна (ум. в 1855), архиепископа Овсепа Аргутяна (Иосиф Аргутинский, 1743—1801), защитника дела освобождения Армении с помощью России и большого патриота, одного из авторов армяно-русского договора (1783 г.) и др.

...Иоанн Одзнийский... — армянский писатель и философ, в 717— 728 гг. был католикосом (ум. в 728 г.). Оставил ряд философских и догматических сочинений. Редактировал армянскую книгу «Собрание канонов».

Иоанн Ерзынкаци— армянский мыслитель и поэт, известен также под именем Ованес Плуз (ум. в 1293 г.). По преданию, якобы его проклятие погубило город Ани.

Омар —преемник Магомета, халиф Умар ибн ал-Хаттаб (634—644),.основатель арабского государства.

Стр. 152. Святой Саркис — один из самых любимых святых армянского народа, будучи исторической личностью, он стал легендарным, «святым.

[ стр. 309 ]

Стр. 154. ...как дым жертвы Авелевой... — Имеется в виду убийство библейского Авеля Каином.

Стр. 156. Саак-ага. — См. Мелик Саак Агамалянц (см. примеч. к стр. 135).

Стр. 162. ...в Судагяне... — ныне забытое географическое название, так называлась пустынная территория между старой Ахтой и селом Ка-рвансара (ныне с. Атабекян), по восточному берегу реки Раздан, часто подвергавшаяся наводнению, по ней проходила старая дорога, ведущая из Еревана к бассейну озера Севан и в Апаран.

Стр. 163. ...над тобой насыпать земли кучу... — У армян был обычаи — хоронить врага или злоумышленника на высоком месте, на обозрение и в назидание потомкам.

Стр. 168. Из-за одного бессердечного инока... —Имеется в виду Ованес Ерзынкаци (см. примеч. к стр. 149).

Стр. 172. Католикос Ефрем (1748—1835).— Правил в 1809—1830 гг. До этого был предводителем армян астраханской епархии в России и много сделал для освобождения Армении с помощью русского оружия.

...приехавший из Турции священник с сыном... — Имеются в виду реальные лица: прибывшие из Тигранакерта (Западная Армения) священник тер Ованес и его сын; они выехали из Ахпата 12 июля 1826 г. и погнили в Хлкараклисе.

Стр. 175. ...Этоапаранская церковь... — знаменитая Касахская базилика — храм, построенный в IV в. (ныне в Апаранском райцентре Арм. ССР).

Стр. 176. Из самого сердца святого Гегарда...— Здесь имеется в виду крупный дуовный центр средневековой Армении, построенный князьями Прошьянами в XI — XII вв.

Марандская могила. — Имеется в виду гробница в местности Маранд (букв, «мать там»), (ныне Иран), где, по преданию, погребена жена Ноя— Ноемзар.

Нарекская обитель — известный армянский монастырь на оз. Ван, где жил и творил Гриор Нарекаци.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.