Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Консонансы, диссонансы и ладообразование




Рост значения определенных звукоотношений как первичных носителей гармонии (исторически — прежде всего различных консо­нансов) за пределы элементарных звуковых форм (интервалов) осу­ществляется путем превращения их в остовные элементы более слож­ных, разветвленных образований. Например, значение интервала квинты как простого мелодического шага вполне элементарно; но оно сильно возрастает, если распространяется на основные тоны ряда гармоний (см. остовные основные тоны в примере 8). Отсюда гармо­ническое значение систем иерархически выстроенных интерваль­ных связей, соотнесенных с единым звукоотношением (горизонталь­ным унисоном, вертикальным и горизонтальным интервалом либо аккордом, консонирующим или, в принципе, диссонирующим). Подобные развертывающиеся во времени системы звуковысотных связей и есть не что иное, как лады (или ладовые системы; также тональности, тональные системы; также системы, звуковысотные

системы). С этой точки зрения лад можно сравнить с увеличенным в своем значении остовным звукоотношением, как бы пронизываю­щим всю структуру соподчинения консонансов и диссонансов и пред­ставляющим собой все взаимодействие многоразличных звуковых форм консонансов и диссонансов (выразительна терминология си­стем с «консонансом консонансов» в основе: вся пьеса характеризуется как «до мажор», «ре минор» или — см. пример 8 — «фа минор»). Сообразно природе центрального, остовного звукоотношения (трак­туемого как устойчивость, покой, то есть, в переносном смысле, как консонанс) все остальные звукоотношения (соответственно, неустои,

как бы диссонансы*) получают определенную трактовку и подчиняются определенным ком­позиционно-техническим ограничениям. Если лад создается по принципу консонантной цен­трализации (К — консонанс, д — диссонанс; см. рис.), то наиболее естественно и художе­ственно необходимо поддерживать надлежа­щее соотношение уровней напряжения созву­чий,а именно: звукоотношения в централь­ном комплексе — с более низким уровнем (более совершенная консонантность), перифе­рийные — с более высоким (несовершенная консонантность; диссонант­ность в возрастающей степени). Наиболее очевидно подобное взаимо­действие всех форм консонансов и диссонансов представлено в ладовой структуре классической мажорно-минорной тонально-функциональной системы, но имеет широкое значение и в системах иной структуры. Формы звуковой реализации консонанса и диссонанса (см. пре­дыдущий параграф) существенны для типа ладообразования. Так, резко различны лады монодические и многоголосные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.