Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра




С. Прокофьев. Токката (схема)

ПРОХОДЯЩИЕ

Проходящий — неаккордовый звук на легкой доле, поступенно идущий от одного аккордового к другому. Конечный звук может принадлежать или тому же, или другому аккорду (например, прохо­дящая вниз септима).

Главные эстетические свойства проходящих звуков — мелоди­ческая текучесть, подвижность, энергия линии.

Проходящие могут быть диатоническими или хроматиче­скими, а также и смешанными — с чередованием диатонических

27 А - А. Бородин. «Князь Игорь»

27 Б - Н. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане»

28 А - А. Бородин. «Князь Игорь»

28 Б - П. Чайковский. «Пиковая дама»

и хроматических, например [c]-d-dis-[e] (в кружках — аккордо­вые звуки).

В подавляющем большинстве случаев проходящие строго ограни­чены рамками аккордовых звуков (как одинарные, так и групповые) (пример 27).

Но иногда применяются и прерываемые проходящие, когда целе­вой звук достигается не непосредственно после направленного к нему проходящего, а после отвлечения от прямого пути (посредством встав­ки аккордового либо неаккордового звука) (пример 28).

В примере 28А прерывание облегчается допустимостью функции звука b 1 как сексты в тонике.

Крайне редко, но все же встречается отсутствие исходного аккор­дового звука, то есть начало линии проходящих звуков сразу с неак­кордового звука. Однако в этом случае требуется специальное обо­снование самой его возможности (здесь — возможность четырех­звучной тоники d-moll d-f-a-b)(пример 29).

Проходящие могут быть групповыми — двойными, тройными, четверными и более многозвучными (пример 30).

Полноаккордовые проходящие при однонаправленности движе­ния образуют параллелизм аккордов. Качество проходящего звука претворяется в особого рода функцию — функцию проходящих ак­кордов (см., например, начало главной партии I части сонаты Бетхо­вена ор. 81а; вступление к песне Марфы «Исходила младешенька» из «Хованщины» Мусоргского).

30 А - С. Прокофьев. «Война и мир»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.