Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение и разграничение понятий. Сущность голосоведения




Голосоведение есть мелодическое движение в голосах (много­голосной ткани). Каждый гармонический оборот может рас­сматриваться не только как последование нескольких ак­кордов, но и как одновременное звучание нескольких мелодий. От­сюда та сторона аккорда, которая в главе 4 была определена как линейность тонов. Голосоведение и есть воплощение этой стороны аккорда. Если аккорд воплощает вертикальное действие гармонии, то голосоведение (мелодии поющих голосов и их совместное веде­ние) — действие гармонии по горизонтали.

Голосоведение имеет две стороны (которые точнее следовало бы трактовать как два измерения музыкальной ткани):

1) линии движения каждого отдельного голоса (горизонталь);

2) координация линий движущихся голосов (вертикаль).

(По Ю. Н. Тюлину, голосоведение есть «процесс мелодического свя­зывания тонов, а также соотношение нескольких голосов в их одновре­менном звучании»; см.: Краткий теоретический курс гармонии. С. 30.)

В совокупности этих двух сторон голосоведения раскрывается его сущность. Движение голосовых линий есть проявление мелоди­ческого начала,* а координация мелодических голосов по своей при­роде есть не что иное, как контрапункт.** То и другое (мелодика

* Общеславянское «голос» («глас») происходит от звукоподражательного корня «гол». Родственные слова — «глагол» (= речь, слово), «глаголать» (= говорить; так сказать, «действовать голосом»). Древний синкретический смысл слова («голос»= = слово + звучание), расщепившись на два, одним из своих значений совпал со смыс­лом «мелодия». Изданный в 1790 г. сборник Прача назван «Собрание народных рус­ских песен с их голосами, положенными на музыку Иваном Прачем», где под «пес­ней» подразумевается ее словесный текст (стихотворение), а под «голосом» — мело­дия («музыка» же — переложение для голоса с инструментальным сопровождением). П. И. Чайковский, переводя на русский язык «Свадьбу Фигаро» Моцарта, итальян­ское выражение «canzonetta sull' aria» (в партии Графини, такты 2-1 перед № 20) передал словами «песенка на голос», точно в таком же смысле: «голос = мелодия». В свою очередь, термин «голос» имеет два оттенка своего музыкального смысла: 1) го­лос как исполнительская партия и 2) голос как определенная мелодия, даже тема.

** Первоначальный смысл слова «контрапункт» («punctus contra punctum») в дан­ном случае совпадает с этой координацией голосов во всякой (не только полифониче­ской) многоголосной ткани: нота против ноты, голос против голоса, мелодия против мелодии. Двухголосный контрапункт (простой) обычно лежит в основе и самой типич­ной гомофонной ткани, в линиях ее крайних голосов. Разница между гомофонией и полифонией состоит здесь в значениях голосов. В гомофонном двухголосии один из голосов есть средоточие музыкальной мысли, а другой выполняет роль аккомпанемен­та; в полифоническом же голоса относительно равноправны по значению.

 

и контрапункт) относятся к технике письма, которая как категория коррелятивна технике гармонии и технике формы: все три техни­ки — гармонии (функции тонов, аккордов), письма (ткань, фактура) и формы (смысловые значения частей) — совместно составляют три­единство техники музыкальной композиции в ее традиционном клас­сико-романтическом варианте.

Принадлежность голосоведения к области письма (а не к гармонии в собственном смысле, не к форме) объясняет сущность голосоведения в его отношении к двум другим областям техники композиции и вме­сте с тем сущность еще нескольких понятий, постоянно находящихся во взаимодействии с гармонией и поэтому трудно от нее отделимых.

«Гармония», как общее понятие философского плана, как опреде­ленная эстетическая, психологическая и социальная идея, реально существует лишь в той мере, в какой она находит свое материальное воплощение в чувственно-звуковом облике (понятно, что лишь на этом уровне звуковой реальности можно говорить о гармонии в техни­ческом, художественном смысле). Гармония становится цветущим древом тогда, когда она облекается в звуковую плоть, когда она во­площена в ткань проникнутого гармонией звукового организма; когда, наконец, рост этого организма обретает эстетически привлекательные чувственно-звуковые формы. «Гармония» здесь — смысловое духов­ное начало, а звуковая ткань («плоть» музыкального «организма») — его материальное воплощение. Гармония, как духовная субстанция музыкального произведения, в этом процессе воплощения («инкарна­ции») «входит» в соединение с ритмом и метром, линией высот, тем­бром и инструментовкой, вертикальной координацией голосов и дру­гими звуковыми компонентами музыки, одухотворяет их, давая им подлинную жизнь; ткань музыкального организма растет и оформля­ется лишь при условии, что она воплощает гармонию как смысловое, эстетически-содержательное начало музыки («В начале был смысл» — можно было бы сказать, перефразируя древнее изречение).

Отсюда значение для гармонии (и для музыки) звуковой ткани, этой воплощенной реальности гармонии. Для характеристики звуко­вой ткани в целом применяются термины «фактура», «ткань», «му­зыкальная ткань». Сюда же относятся и более частные термины: «контрапункт», «мелодика», «голосоведение» (например, расположе­ние звуков аккорда в одновременном звучании есть «фактура», «ткань», но не есть ведение голосов), «тембровое строение» (в этом смысле «тембрика» — «инструментовка»), «аккорд». Поскольку все они под­час до неразличимости едины с «гармонией», важно не путать ряды понятий. Прежде всего не смешивать понятия, относящиеся к соб­ственно гармонии и к ее звуковой реализации, как не следует,

например, отождествлять «смысл» (греч. «λόγος») и «слово» (греч. «λόγος»), «понятие» и фиксирующий его «термин». Нельзя, например, сказать, что «фактура включает в себя» гармонию, лад, тональную систему, тональную (или ладовую) функциональность, модуляцию, хотя никакая модуляция, разрешение доминанты в тонику, объедине­ние звуков в аккорды и т. п. невозможны без реализации их в фактур­ных формах аккордов, аккордовых соединений, аккордовых исследо­ваний, дифференциации голосов многоголосной ткани по их фактур­ной функции; одним словом — гармония не может существовать без соответствующего фактурного выявления, вне реалий голосоведения.

Фактура* есть звуковая ткань произведения, взятая в аспекте ее строения и взаимодействия составляющих ее голосов (это понятие включает также всю тембровую сторону музыки). Фактура относит­ся к важнейшим средствам музыкальной выразительности. Разви­тость фактуры придает музыке художественное богатство чувствен­ной полнокровности выражения.

Склад есть принцип или конкретный способ сложения звуковой ткани; «склад» — понятие, чрезвычайно близкое «фактуре».

В классико-романтической гармонии наиболее важный компо­нент фактуры — голосоведение. «Искусство голосоведения», по мне­нию П. И. Чайковского, составляет «всю сущность гармонической техники» (Руководство к практическому изучению гармонии. С. 155). Художественное значение развитого голосоведения состоит в сово­купном действии в нем мелодики и контрапункта.

По отношению к некоторым фактурным явлениям иногда невер­но применяется слово «гармония». Так, в паре «мелодия и гармо­ния» фигурируют понятия из разных логических рядов (фактурно­го и звуко-системного); подразумеваются же обычно при этом одно­порядковые (фактурные) термины «мелодия» и «сопровождение» (см. выше, в гл. 1. С. 8-9).

Термин письмо означает примерно то же, что «фактура», но, пожалуй, включает некоторый оттенок действия, композиционно-технической процедуры и этим ближе к понятию «техника» (то есть умение оперировать художественными средствами музыки).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.