Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миксодиатонические лады. Обиходные




*) Условные знаки. = низящие ступени: = 384 цента, — 882 ц., = 180, = 678. = высящие ступени: отстоят на комму 24 цента от ближайшей сверху ступени.

Модальное одноголосие, особенно в монодической фактуре (то есть не в рамках многоголосной обработки), обладает характерными ладовыми свойствами, сильно отличающими модальность от при­вычного нам тонального и многоголосно-аккордового изложения в ладах полифонической и гомофонной музыки. Сравним их.

В тональных ладах (в мажоре и миноре) основой лада являются: 4 устой-тоника (трезвучие);

4 сильное и непрерывное тональное тяготение к тонике; 4 сила основных тонов микроцентров (аккордо-ступеней) тональ­ности, подчиненных тонике; смены этих ступеней-функций; 4 тональные формулы-модели универсального значения: D-T, S-T, S-D-T и т. д.

В модальных одноголосных ладах действительны другие крите­рии, иные факторы ладовой структуры:

4 звукоряд (состав звуков) в его конкретном объеме и порядке реальной высоты (то есть без перенесения в другие октавы); вы­держивание звукоряда;

4 устой-тон (отдельный звук, а не аккорд); 4 местоположение устоя в реальном звукоряде (внизу, в середине,

изредка вверху); 4 способ расположения тонов ряда — выше устоя (супертоны) и

ниже устоя (субтоны); регистр как фактор ладообразования; 4 возможные побочные опоры лада (местные звуки-устои) в различ­ном интервальном соотношении с главным звуком-устоем; особен­но важна ладообразующая роль реперкуссы (ведущей из побочных опор лада) — реперкуссия как взаимодействие реперкуссы с ос­новным тоном лада составляет характерный облик лада; 4 влияние членения текста на образование ладовых заключений

(каденций) и тем самым — на ладообразование; 4 ладовые формулы — характерные для данного лада мелодиче­ские обороты; типа мелодии-модели (близость понятий «лад» и «определенная мелодия»).

Возможно также и наличие ладовых (модальных) тяготений и соответственно разрешений (как в малом, так и в крупном плане). Гармония звуков в модальном одноголосии и сводится в сово­купности этих (и подобных) звукоотношений к развертыванию си­стемы их во времени. В отличие от многоголосных тональных ла­дов, где главный устой, как правило, дается в начале (причем тони­ческий аккорд обрисовывает квинтовый остов лада в одновременном звучании 1 и 5), в модальном одноголосии подобные отношения рас­крываются лишь в последовательности (по горизонтали); происхо­дит ретроспективное синтезирование ладовой структуры в процессе восприятия. Отсюда особая важность для монодической модальности фактора постепенности раскрытия ладовых связей, значение цельно­сти восприятия мелодии, важность функции конечного тона для вер­ного восприятия ладовых отношений начального и срединного участ­ков ладомелодического развертывания. Еще Гвидо Аретинский (XI в.)

в «Микрологе учения искусству музыки» сформулировал эту осново­полагающую закономерность модальной монодии: «В начале пения мы не знаем, что будет потом, но, услышав последний звук, понима­ем [vides] все, что ему предшествовало» (GS II, 12а).*

Строение конкретного модального лада и методы его анализа по­кажем при разборе мелодий, приведенных в примерах 111, 112, 113.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.