Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А - Грегорианская месса XII Gloria 4-го тона




Основные категории ладовой структуры**:

♦ звукоряд с1 h a g f e d с;

♦ объем (амбитус) с-с 1;

* Буквально: «По началу кантуса ты не знаешь, что последует; по концу же видишь [понимаешь], что ему предшествовало». И далее: «Поэтому финальный звук — тот, на который мы должны ориентироваться» (перевод Р. Л. Поспеловой). GS — принятое в научной литературе обозначение собрания музыкальных трактатов на латинском языке, изданных М. Гербертом: Gerbert M. Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum. T. I-III. St. Blasien, 1784.

** Подробнее о системе грегорианских ладов см. в статье «Средневековые лады» в 5 томе Музыкальной энциклопедии (ср. также с примерами 110Г, Д).

♦ устой-финалис (конечный тон) — e;

♦ местоположение финалиса — в середине звукоряда: звуки f-c 1 выше устоя, d-c ниже его;

♦ финалис в середине объема звуков обладает некоторым (неболь­шим) регистровым напряжением;

♦ четко выраженная вторая опора лада (реперкусса) — на а; квар­та а -e — важнейшая интонация лада (его реперкуссия);

♦ лад — гипофригийский e, или IV тон (см. пример 110Д, такт 3);

♦ «вмонтированные» в мелодию попевки (см. пример 111Б) харак­терны для данного лада вообще (они встречаются во множестве других мелодий того же IV тона), совокупно исполняют роль мелодии-модели, по которой составляются развитые мелодии.

112 А Азербайджанский мугам «Шур». Запись К. Караева




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.