Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

A - Воскресная стихира знаменного роспева II гласа (длительности уменьшены вдвое)




одинаковой структуры) обиходного звукоряда GAHcdefgabcldl лад — малый d (см. пример 116); положение конечного в середине при слабо выраженных динамических свойствах регистра связано скорее с «па­рящим» характером мелодии, чем с неполным спадом напряжения; вторая опора лада (господствующий тон) — звук g;интервал g-d ретроспективно образует важнейший ладоинтонационный «ствол» мелодии; вся мелодия соткана из сцепленных друг с другом попевок (пример ИЗБ), характерных для ладов данного гласа и встречаю­щихся во множестве других мелодий того же гласа;* совокупно ком­плекс попевок (среди которых встречается даже дифференциация на i-m-t, то есть на начальные, срединные и заключительные) выпол­няет роль мелодии-модели высшего порядка.

Следует специально обратить внимание на резко выраженное различие между ладами в мелодиях, приведенных в примерах 112 и 113, — несмотря на точное совпадение звукорядной основы. Подоб­ное различие доказывает, что звукоряд сам по себе, хотя и является основой и исходным пунктом модальности, еще не предопределяет собой механически сложения лада. Лад формуется благодаря той или иной конкретной структуре звукоряда, его определенному ис­толкованию (то есть слышанию), в особенности же — благодаря ин­тервалике мелодии и конкретным попевкам,интонационно-мело­дическим моделям лада (а они полностью не совпадают в сравнивае­мых мелодиях). Различие в названиях при тех же звукорядах (см. в примерах 110-113) как раз и отражает разницу в интонационном наполнении формально тождественных звукорядов, то есть разницу между звукорядом и ладом.

* Монтаж попевок как принцип формообразования может быть охарактеризован термином «центон» (букв., «лоскутное одеяло», название одной из литературных форм). Метод сочинения по типу «мелодия-модель» в древнерусской музыке носил название «на подобен».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.