Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Линеарные функции. Проходящие и вспомогательные аккорды




Линеарные токи как мощные первичные факторы музыкального становления оказывают сильнейшее и многообразное влияние на гармонию, аккордику, функциональность. Вся гармоническая ткань может быть представлена как «сеть» аккордо-гармонических связей; например, при тонике C-dur на всем протяжении музыкального «про­странства» уходят в воображаемую бесконечность повторяющиеся однофункциональные звуки и группы: вверх — e2g2c3e3g3 (и т. д.),

и вниз — gecGECG 1 E 1(и т. д.). А промежутки между однофункциональными «нитями» ткани дают (ограниченный) простор для «тр а н­зитов» — подвижных линейных тонов. Естественно, взаимодействие созвучащих местных опор (аккордовых тонов) и «кин у менов» (неак­кордовых линейных тонов; ср. главы 4 и 5) способствует обогаще­нию аккордовой вертикали, образованию многообразных диссонантных аккордов посредством внедрения линейных тонов в состав ак­корда (идущие вниз септимы, идущие вверх сексты, хроматические трансформации-альтерации и т. п.).

Отсюда линейные функции тонов, являющихся аккордовыми диссонансами, — септим, секст, побочных тонов и др.

Но энергия линейных тонов может производить и более сильное действие на гармонию. Под влиянием первичных факторов линей­ного движения могут становиться «транзитами» не отдельные тоны, а целые созвучия. Таким образом возникают целые аккорды, весь гармонический смысл которых предопределен не их отношением к тонике, а их местом в движении линии. Как неаккордовый звук функционально зависим только от того аккордового (или от тех двух аккордовых), с которым он спаян секундовым движением линии, так и целый аккорд, если он самим своим возникновением обязан линеарности, получает свой функциональный смысл только от своей роли в этом движении линии (автономизация линейной стороны созвучий).

Отсюда особый род гармонической функциональности, как бы лежащей в ином измерении по отношению к обычной (и основной) тональной функциональности, — линеарные функции аккордов. На­зывать функциями «проходящие», «вспомогательные» и подобные аккордовые характеристики можно потому, что они указывают на определенные гармонические значения созвучий. Упрощенно гово­ря, носители линеарных функций — это как бы увеличенные в своих размерах неаккордовые звуки, превратившиеся из тонов в аккорды («неаккордовые аккорды»). Поэтому формы таких аккор­дов точно дублируют виды неаккордовых звуков (см. главу 5), даже сохраняя примерные пропорции между распространенностью тех или иных.

Некоторым исключением являются, пожалуй, лишь задержа­ния и апподжиатуры: распространенность аккордов-задержаний много ниже среди линеарных аккордов, чем употребительность за­держаний среди неаккордовых звуков.

Наиболее ходовые из аккордов линеарной функции — проходя­щие и вспомогательные. На каждый из них распространяется основ­ной закон линеарной связи соответствующих неаккордовых звуков:

1) точное тонально-функциональное значение в исходной по­зиции;

2) линейное движение с точным соблюдением линейной формы;

3) точное тонально-функциональное значение в конце оборота. Рассмотрим пример 210.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.