Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная инверсия




А) Прелюдия ор. 49 № 2

А) А. Скрябин. 2-я симфония

Б) А. Скрябин. 3-я симфония

В) А. Скрябин. «Поэма экстаза» (схема)

можности подводить аккорд нII6 под школьную табличку альтера­ций звукоступеней лада:

В примере 257Б то, что должно быть исключительно сильной альтерацией, с удвоенной энергией тяготения стремиться к разреше­нию, — «дважды» уменьшенная октава a-asas вовсе не воспринима­ется как таковая. В данном случае — не без влияния соперничаю­щих функций (формула) в субсистеме Des (фактические основные тоны des-heses-ges). В других — часто под влиянием сходных при­чин (в примере 257В основные тоны es-c; разрешение в Т C-dur не только не является результатом особенно сильных «тяготений», а, наоборот, носит характер неожиданности; уж скорее в подобных последованиях можно было бы услышать прерванный оборот, то есть нечто диаметрально противоположное альтерации).

Альтерация как-то «засыхает», иссякает источник ее функцио­нальной энергии. Как было показано выше (см. § 22), таковым ис­точником была линеарная энергия хроматических проходящих и вводнотонных хроматических вспомогательных. Но для того чтобы сами эти хроматико-линеарные явления ощущались отчетливо, не­обходимы несколько условий:

♦ наличие диатонической подосновы (альтерируемых звукоступеней);

♦ преобладание диатоники;

♦ ясность направления альтерирования;

♦ разрешение как изначально предполагаемая и действительно до­стигаемая цель альтерации.

Когда не соблюдается совокупность названных условий, а тем более когда отсутствуют они все вместе, уже не осуществляется функ­ция хроматически проходящего звука, и даже вводновспомогательного. Альтерация перерастает в постальтерацию. Путь этого перерастания и намечен во всех фрагментах примера 257. Третий из них (кстати, правильно нотированный автором — без всякой аль­терации) лишь только чисто головным, умозрительным расчетом

может быть превращен в . Услышать «сверхальтерацию» в фик­тивных энгармонических интервалах dis-des вообще нельзя, несмотря на несомненное полутоновое прилегание всех звуков к тонике.

Постальтерация — это техника оперирования аккордами, по структуре имеющими вид альтерированных (хроматически видоиз­мененных), но по своей функции уже не соответствующих альтера­ции, то есть применяемых свободно, практически вне подчинения первичной линии хроматических проходящих звуков. Образцы по­стальтерации — все сочинения Скрябина позднего периода творче­ства (начиная с ор. 58; например, 6-я соната, «Прометей») и многое в среднем периоде (ор. 40-50-е).

Образцы развитой постальтерации представлены фрагментами сочинений А. Скрябина (пример 258).

См. также: «Мечты» ор. 49 № 3, заключительный каданс; 5-я соната, связующая партия, такты 1-6 после перемены знаков на 2 бемоля; «Поэма экстаза», вступление, такты 7-9; этюд ор. 56 № 4, заключительный каданс; «Ласка в танце» ор. 57 № 2, начало; «Лис­ток из альбома» ор. 58.

Б) «Окрыленная поэма» ор. 51 № 3

В) «Загадка» ор. 52 № 2

Г) «Поэма экстаза» (схема)

259 А. Лядов. «Гримасы»

У Скрябина постальтерация развилась на основе тритоновых за­мен и функциональных дублей («Da» и «Db» — по В. П. Дерновой). Однако в принципе это касается любых «хроматически видоизменен­ных» аккордов — увеличенных трезвучий, целотонных шестизвучий (которые вообще не очень удобны для «разрешения» в консонирую­щее трезвучие). Пример — пьеса Лядова «Гримасы» (ор. 64 № 1), построенная на эмансипированных увеличенных трезвучиях — на постальтерации (отсутствие разрешения «деформированного» трез­вучия и есть «гримасы»), см. пример 259.

Эволюция тональности идет не только путем расширения ее пре­делов. Одна из наиболее характерных тенденций развития функцио­нальности в музыке после середины XIX в. — стремление глубоко прочувствовать экспрессию нетонических, неконсонирующих, неус­тойчивых, побочных элементов лада — как если бы они были значи­мы сами по себе, а не в их «вассальном служении» королю-тонике (и с тем, чтобы далее сделать их и основными). Особенно часто по­добная тенденция проявляется в лирической музыке романтиков, композиторов рубежа XIX-XX вв.

Если суть классической тональности заключается в том, что все гармонии прямо или опосредованно стремятся к центру-тонике, то новая тенденция состоит в автономности периферийных гармоний. Эту закономерность, направленную противоположно основной клас­сической, можно поэтому назвать функциональной инверсией, то есть «обращением» тонального тяготения, поворотом его в обратную сторону (также — и соответствующие этому движения в гармониче­ской последовательности).

Сравним основные принципы тональных тяготений и движений гармонии у венских классиков и функциональную инверсию, сведя основные противопоставления в единую таблицу (см. табл. 17).

Особенность функциональной инверсии в том, что своим истоком она имеет психологическое смещение интереса с центра на перифе­рию, но не означает введение каких-то новых гармонических элемен-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.