Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главные факторы формообразования




Для классических музыкальных форм исключительно важно зна­чение тематизма — наличия одной или двух, трех тем, то или иное соотношение между ними, тот или иной принцип их взаимодей­ствия. Обобщающей категорией, генерирующей музыкальную фор-

му, является музыкальная мысль.* Как музыкально-эстетическое понятие, «музыкальная мысль» не тождественна «музыкальной теме» (тем более — тематическому материалу). Мысль выражается в един­стве ритмо-тематического материала, гармонии (прежде всего то­нальности), определенного характера движения (и, соответственно, рисунка фактуры), особенностей структуры. Поэтому может быть, например, контраст двух тем-мыслей при том же тематическом ма­териале (см.: Гайдн, 103-я симфония, I часть; новая тема — в за­ключительной партии, а не в побочной).

Тематическая структура классических музыкальных форм есть также определяющий признак, согласно которому они разделяются на группы, существенно различающиеся между собой по типу формо­образующего значения гармонии. Это прежде всего разделение форм на однотемные малые и многотемные крупные. К малым (также име­нуемым «песенными») формам относятся простая двухчастная и про­стая трехчастная; в ту же группу входит и период (также большое предложение), если он служит формой полного изложения темы (как, например, в I части арии Снегурочки из пролога «Снегурочки» Римского-Корсакова или в I части пьесы «Балет невылупившихся птен­цов» из «Картинок с выставки» Мусоргского). С точки зрения формо­образующей роли гармонии, малыми формами являются также та­кие, которые по принципу своей структуры представляют собой повторение простой формы, — вокальная куплетная форма (АА1А2...) и инструментальная тема с вариациями (ΑΑ1Α2...).** К крупным отно­сятся трехчастная с переходами (иначе называемая «форма адажио»), рондо (включая и рондо-сонату; было бы логично относить сюда и встречающуюся в финалах циклов так называемую «сонатную форму с эпизодом вместо разработки»), сонатная форма. Как многотемная (двухтемная) к ним же относится и сложная трехчастная форма с трио, однако трактовка этой формы может быть двойственной: форму составную с трио возможно трактовать не только как одну двухтемную, но также и как две однотемных, чередующихся друг с другом.

Главным фактором формообразования в классических малых (пе­сенных) формах является метр. Его законы для музыки нового времени столь же универсальны, как и значение метра, стоп, стихов для поэзии. Именно доминирование метра как формующего начала и объединяет песню-стихи и песню-музыку, музыкальную форму.

* Центральная категория музыкальной эстетики эпохи венских классиков — ка­тегория чувства («Музыкальный гений имеет своей основой сердце», — писал Д. Шубарт в 1784 г.; опубл. в 1806 г.). Заслугой музыки считалось «правильное выраже­ние чувств и страстей» (Й. Г. Зульцер, 1792-1794), а ее целью — нравственное совершенствование человека. Музыкальная мысль и есть выражение чувства в ис­кусстве звуков (подробнее см. в упоминавшейся выше работе Л. В. Кириллиной. Т. 2. С. 7-17).

** Понятно, что замена песенной мелодии орнаментом пассажей и фигурации (например, в вариациях Моцарта на тему песенки «Ah, vous dirai-je, maman», C-dur) касается фактуры и совершенно ничего не меняет в типе формы. Поэтому наличие в пьесе орнаментально-вариационной, этюдной, инструментально-виртуозной фактуры не может быть аргументом против термина «песенная форма».

Песня изначально — синкретическое единство стиха и пения. По­этому и естественно наименование малых форм как песенных (их можно было бы называть также и «стиховыми»). Метр скрепляет начальные мотивы и группы. Регулярные заключения разной степе­ни силы (и каденции) в песенной форме выполняют «слаживаю­щую» роль, сходную с системой рифм в стихах. Метрическая экстра­поляция (ожидание определенного продолжения на основе данного начала) помогает установить остро воспринимаемую связь между частями построения и позволяет повторениям мотивов в другой, функционально контрастной гармонии, быть действенным средством гармонического развития. Как правило, такая «песня» однотональ­на, имеет единый тональный центр.

Главные факторы образования крупных форм — прежде всего тематизм и модуляция. Влияние метра как формообразующего на­чала сказывается здесь лишь в образовании самих тем. Крупное же целое складывается из изложения контрастных тем и переходов от одной темы к другой. Смена тональностей — скачком или постепен­ным переходом (то есть модуляция) — обеспечивает музыкальной мысли возможность развиваться и позволяет вообще построить круп­ное музыкальное целое.

Что же именно выявляет гармония в музыкальной форме? Ос­новной момент, с которым связано участие гармонии в формообразо­вании, — это выявление функций частей музыкальной формы (струк­турных функций) посредством создания соответствующих разнофункциональных гармонических структур, то есть гармонических построений, воплощающих различие в смысловых (логических) зна­чениях всех мелких и крупных частей музыкальной композиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.