Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игровая или школьный кабинет? 1 страница




Психолог-перинатолог Ж.В. Цареградская.

Резюме.

Итак, необходимость в раннем развитии ребенка несомненна, но методы, которые пытаются для этого использовать, оставляют желать лучшего. Во всяком случае, я не торопилась бы ставить эксперименты на собственном ребенке, тем более, что никто из разработчиков этих методик не говорит о том, что происходит с гениальностью чада к исполнению ему 30 лет. А это очень важно, потому что только к этому возрасту можно произвести оценку педагогического воздействия на ребенка. Если после всех воздействий и воспитательных мер к 30 годам мы получим яркую личность, человека с устойчивыми нравственными понятиями, способностью к творчеству и широкими интеллектуальными возможностями, значит, мы получили хороший педагогический результат. А если нет?...

И еще, существуют совершенно иные пути познания и способы творческого развития ребенка. К сожалению, эти методы остаются сегодня недоступными, хотя именно они наиболее просты и наименее трудоемки. Более того, они известны, и их можно широко применять. Но видимо, современным родителям гораздо проще идти по пути технических решений и рисовать на табличках слова и точечки, покупать кубики Зайцева и т.д.

Парадокс состоит в том, что, стремясь к развитию интеллекта, мамы и папы не замечают информации о возможности его неограниченного развития, которое достигается другими методами, чем они привыкли представлять. Именно поэтому проблемы “раннего развития” – это проблемы родителей и их представлений о развитии, а детям остается развиваться настолько, насколько им это позволяют сделать взрослые.


Игрушки для своевременного развития

Комната малыша от одного до четырех лет:

Малыша двух-четырех лет родители частенько окружают огромным количеством материала и пособий для раннего обучения математике, чтению, естествознанию, а то и еще чего-нибудь позамысловатее.

Действительно, период до 3 лет наиболее благоприятен для развития интеллекта, памяти, внимания, быстроты восприятия, воспитания исследовательского интереса, творческих и других способностей. Но это не означает, что нужно превратить детскую комнату в подобие школьного класса. Наоборот, в действительности дети (впрочем, так же, как и взрослые) большую часть опыта получают в процессе игр и свободного исследования окружающего мира. Дети лучше всего обучают сами себя, и нам не дано проникнуть в мир их познания - чудесный мир игры, в котором каждое, казалось бы "праздное" игровое действие носит глубокий развивающий смысл.

На самом деле, развивающие игры и пособия сами по себе не дают ребенку главного - любви к познанию. В этом смысле все, что окружает ребенка (вещи в комнате, дворы, игровые площадки, парки и прочее) - тоже обучающие пособия, надо только помогать малышу исследовать их в безопасной обстановке. Любовь к познанию - главное условие продуктивного обучения - зависит не от того, есть ли в комнате малыша кубики Зайцева или "Сложи квадрат" Никитиных. Она рождается как результат правильной тактики, которую родители избирают в обучении своего ребенка.

Мы часто забываем, что ребенку как воздух необходимо свободное время, когда он ничем не занят, или просто бегает, прыгает, гуляет, карабкается на горку, качается на качелях… Многие занятия, которые кажутся родителям бессмысленными, играют очень важную роль в развитии ребенка. Например, дети совсем не случайно обожают качели. Многочисленные исследования доказали, что такая деятельность как раскачивание, кручение (сюда же относится подбрасывание маленького ребенка вверх, укачивание его на руках, игра "в вертолет" и прочее) - стимулирует развитие отделов мозга, отвечающих за чтение и письмо, это не говоря уже о развитии спортивных способностей, координации движений и вестибулярного аппарата. Теперь вспомним себя, взрослых: качели уже совсем не вызывают у нас того восторга, а многих даже укачивают. Просто потребность в развитии мозга через физическое тело у взрослых практически сведена на нет.

У детей же эта потребность очень сильна. Развитие интеллекта у ребенка напрямую связано с психофизиологическим развитием. Ребенок учится на практическом опыте. А какой у него практический опыт? Это опыт физического взаимодействия с миром. Ребенок учится ползать, ползая. Учится ходить в процессе ходьбы. Интересно, что ребенок никогда не останавливается на пути к своей цели. Вот 9 месячный малыш начинает учиться вставать, а затем ходить. Встал, сделал шаг - упал. Пока он еще не понял связи между падением и реакцией мамы "пожалеть", он не расстроится от падения и не будет хныкать долго. Даже если ударится больно (а дети всегда падают сильно, навзничь, ударяясь всем телом), он никогда не перестанет повторять попыток. Снова встал, снова сделал шаг - и так до бесконечности, пока от усталости не уснул где-нибудь на полу, или не попросился к маме на ручки. Вспомним себя: мы, взрослые, боимся падений и неудач, любим себя жалеть после каждого провального шага. Неудачи могут заставить нас вообще отвернуться от достижения цели. Ребенок не таков. Если уж он хочет что-то делать, он будет это делать, и цель будет достигнута. Через 2-3 месяца непрерывных попыток ребенок начинает не просто ходить, но даже бегать.

Настойчивость детей в достижении цели неоднократно становилась предметом исследований психологов. У детей практически отсутствуют барьеры в освоении окружающего мира. Наша задача - этих барьеров им не привить. Но и, конечно, следить, чтобы малыш по возможности не попадал в опасные для жизни и здоровья ситуации.

Позитивная поддержка родителей - пожалуй, главное условие обучения и развития. Без нее ребенок никогда не станет исследователем, творцом, ученым. Это главное, о чем нам нужно думать, когда речь идет о воспитании познавательного интереса у малыша. Пусть ребенок с детства чувствует, что вы поощряете его самостоятельную познавательную деятельность, поддерживаете тот вызов и то усилие, который он делает, преодолевая трудности, осваивая новый материал, вступая в общение с новыми людьми. Ощущая, что за спиной у него есть стабильная защита и поддержка, ребенок будет смелее идти вперед, чувствовать себя уверенным и спокойным.

Но все-таки, что же об игрушках? Что пригодится малышу до четырех лет?

Самое интересное, что этот список практически необозрим. Игр на этот возраст в магазинах развивающих игрушек так много, что можно выбрать на любой вкус. Это и глянцевые книжки, и шнуровки, и простые паззлы… Главное здесь - не переборщить и выбрать для каждого "предмета" несколько емких пособий. Двух-трех развивающих "математических" игр хватит с головой для проведения 10-15 мини-"уроков". Остальные "математические" занятия лучше всего проводить с естественным материалом, и касаться они будут простейших измерений и счета.

Не стоит в этом возрасте пытаться научить ребенка сложению, вычитанию и решению задач. Ребенок просто будет стараться запоминать различные варианты примеров на сложение и вычитание. Знания, приобретенные таким способом лишь интеллектуальная информация, которая может быть также быстро забыта, как и получена, а главное, не научит ребенка осуществлять мыслительные операции, логически рассуждать и вскрывать скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Источником математических познаний крохи, так же как и всех остальных познаний, является чувственный опыт. От того, насколько полноценным было освоение дошкольником эталонов цвета и формы на этапе сенсорного развития, зависят его дальнейшие успехи в математике. Научите малыша распознавать геометрические фигуры, соотносить предметы, определять их количество. Сравнивать два предмета по величине с помощью третьего доступно детям с 3,5-4 лет. С этого же возраста можно начинать осваивать такую категорию как "количество". Для этого малыш уже должен уметь группировать и сравнивать предметы, видеть причинно-следственную связь между ними.

Эти занятия точнее можно было бы назвать счетом, измерениями и логическими построениями, чем одним словом "математика". Хотя именно такое сочетание дает осязаемое представление о математике как единстве. Действия, которые выполняет ребенок, упражняясь с материалом, естественны и просты для него в младшем возрасте: он сравнивает, упорядочивает, измеряет, систематизирует, манипулируя простыми предметами окружающей среды. Именно эти действия ведут к проявлениям математического познания.

Возраст трех-четырех лет наиболее благоприятен и для начала обучения чтению. Чем легче, быстрее и веселее будут проходить эти занятия, тем больше шансов, что ребенок в дальнейшем полюбит процесс чтения и учебы в целом.

И последнее. Если вам не удалось уделить достаточно времени обучению ребенка до трех лет, это не значит, что вы что-то упустили. Конечно, обучение до трех-четырех лет оптимально для развития определенных психофизических функций и способностей. Но потребность учиться и усваивать новое, раскрывать и развивать свои умственные и творческие способности у ребенка есть всегда. Многие дети только после трех лет начинают раскрываться. Поэтому, и до трех лет и после трех очень важно наблюдать, обучать и способствовать развитию - через окружение, свой пример и игру!

Автор: Вера БЕРЁЗОВА,

специалист Детского центра "Умный ребенок",

специально для портала "Солнышко".

Опубликовано 28 октября 2003 года.


 

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Список форумов Рожана -> Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

 

Предыдущая тема:: Следующая тема
Автор Сообщение
Кристина Зарегистрирован: 26.04.2004 Сообщения: 151
Добавлено: Sun Aug 15, 2004 13:05 pm Заголовок сообщения: РАННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
 
Скажите, пожалуйста, как развивать ребенка. Хотелось бы поподробнее об этом узнать. В теме про Вальдорфскую педагогику вскользь коснулись этой темы - о том, что не надо рано развивать ребенка интеллектуально. Хотелось бы узнать - как все-таки надо. И где об этом почитать. _________________ дочь Маша (24.01.2002г.)

 

Вернуться к началу
   

 

Щепа Гость
Добавлено: Tue Oct 19, 2004 18:09 pm Заголовок сообщения:
 
Никто не отвечает, т.к. боятся советовать, ведь каждая мама для своего дитя находит то, что считает нужным дать. Берите методики, читайте, советуйтесь, какая лучше и примеряйте на себе. Лично мне не нравится Вальдорфская педагогика, я остановилась на Монтессори. Но, кому как!

 

Вернуться к началу
     

 

Евгений Зарегистрирован: 30.03.2004 Сообщения: 179 Откуда: Москва, м. Полежаевская
Добавлено: Sat Oct 23, 2004 11:09 am Заголовок сообщения: Re: РАННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
 
Кристина писал(а):
Скажите, пожалуйста, как развивать ребенка.


Кстати, на эту тему есть статья Цареградской: http://rojana.ru/library/uhod0_1/rannee_razvitiye.html.
_________________
Дочь - Катюша, 11.11.2003 г.

 

Вернуться к началу
 

 

Гостья Зарегистрирован: 08.09.2004 Сообщения: 39 Откуда: Москва, м. Академическая
Добавлено: Fri Oct 29, 2004 19:58 pm Заголовок сообщения:
 
А я "раннее развитие" понимаю как общее развитие детей раннего возраста, просто стишки читать, в ладушки играть и сороку-белобоку - это тоже раннее развитие. Не обязательно пытаться сделать из ребенка гения, можно просто систематизировать занятия и игры. Так что тоже интересуюсь - кто что делает и знает? _________________

 

Вернуться к началу
 

 

ЮлияИзюмка Зарегистрирован: 27.09.2004 Сообщения: 83 Откуда: Тверь
Добавлено: Fri Nov 05, 2004 19:42 pm Заголовок сообщения:
 
А мы уже записались в группу по методике Монтессори. Мне это нравится. Хочу попытаться создать Монтессори среду дома. _________________ Сынуля Димуля 06.06.2004

 

Вернуться к началу
   

 

Кристина Зарегистрирован: 26.04.2004 Сообщения: 151
Добавлено: Fri Nov 05, 2004 19:57 pm Заголовок сообщения: Re: РАННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
 
Евгений писал(а):
Кристина писал(а):
Скажите, пожалуйста, как развивать ребенка.


Кстати, на эту тему есть статья Цареградской: http://rojana.ru/library/uhod0_1/rannee_razvitiye.html.


Евгений, я эту статью давным-давно читала. Там есть ответ, как не надо. Но не раскрыто, как надо. Есть только намек. С этой статьи когда-то у меня и появился вопрос - а как же надо. Вот.
_________________
дочь Маша (24.01.2002г.)

 

Вернуться к началу
   

 

ВЕРА Зарегистрирован: 02.04.2004 Сообщения: 291 Откуда: МОСКВА
Добавлено: Sat Nov 13, 2004 14:08 pm Заголовок сообщения:
 
Мария Борисовна! Мы ждём! Просто может еще какую-нибудь статью выложите? _________________ Шла лесною стороной, снова чёрт идёт за мной плюнула на плешь ему и послала к лешему!

 

Вернуться к началу
 

 

Мария Борисовна Рожана Зарегистрирован: 10.03.2004 Сообщения: 549 Откуда: Москва
Добавлено: Tue Nov 16, 2004 01:03 am Заголовок сообщения:
 
Я бы выложила, так - не написали еще! Да нам и тематические-то статьи писать некогда! Вот Жанна Владимировна книжку-пособие к "Маме+малыш" из печати выпустит, тогда что-то из ее текстов выложим. Понимаете, подробно о том, как развивать ребенка говориться именно на курсе "Мама+малыш". Курс, это, как известно, 10 основных занятий по 3 часа и 5 дополнительных. Т.е. более 40 часов лекционного времени. Как это все изложить в форуме? Если речь идет о конкретном вопросе, то на него ответить можно, а на такие общие - либо общими фразами, либо - пригласить на курс. Если же в 2-ух словах. Формулировка " ранее развитие" предполагает, что ребенка нужно научить чему-то раньше. Во-первых, раньше чего? Во-вторых, чему и зачем? Специальная прграмма развития предполагает постоянную программу регулярных занятий. Вместе с тем, дети индейцев о которых писала Ледлофф, к 3-ем годам опережают в развитиии своих европейских сверстников, хотя с ними никто ничем подобным не занимается! Т.е. на самомо деле, развитие ребенка тесно связано с его выращиванием и воспитанием и в норме - одно без другого невозможно! Ребенок может и должен вырасти и приобрести ВСЕ возможные для своего возраста знания об окружающем его мире и взаимоотношениях с людьми. А для этого никаких супер специальных занятий устраивать не нужно. Нужно просто с ним вместе жить, не забывая, что он растет и каждую минутку усваивает ту информацию, что вы ему предоставляете. Чем естественнее и многообразнее среда в которой ребенок растет, тем больше навыков он получит. Чем более интересны и разнообразны занятия мамы,тем больше у ребенка возможностей это узнать и постичь. Лучше всего усваивается живая бытовая информация, которая происходит в процессе обычного общения. В доме художника ребенок быстрее научиться различать оттенки цветов и названия красок. В доме портнихи - раньше научиться шить...И то и другое можно сделать водя ребенка в специальные кружки или студии, но эффект получается другой. _________________ Законы природы нельзя изменить, нравятся они Вам или нет, их можно только изучить. Удачи Вам на этой бесконечной дороге...М.Б.

 

Вернуться к началу
   

 

Виктория Зарегистрирован: 12.03.2004 Сообщения: 834 Откуда: Москва, м. Полежаевская
Добавлено: Thu Nov 18, 2004 15:02 pm Заголовок сообщения:
 
Мне кажется, что ребенок рано разовьется, если у родителей есть терпение привлекать его к любой взрослой деятельности, плюс ответы на все детские "Почему", плюс возможность хорошего физического развития. Если с ребенкком вместе заниматься спортом , подвижными играми, выпиливать , вышивать, выжигать , мыть пол, посуду, копать огород , много читать ему , давать возможность общаться со сверстниками , организовывать детские спектакли и т.д., то он обязательно разовьется. _________________ Дочь - Катюша, 11.11.2003

 

Вернуться к началу
 

 

МИА Зарегистрирован: 10.05.2004 Сообщения: 783 Откуда: Москва, Кантемировская
Добавлено: Thu Nov 18, 2004 15:42 pm Заголовок сообщения:
 
Ух, еще б время осталось на дом. и мамин отдых _________________ дети Андрей - 2.05.01 Митя - 16.02.04

 

Вернуться к началу
   

 

Виктория Зарегистрирован: 12.03.2004 Сообщения: 834 Откуда: Москва, м. Полежаевская
Добавлено: Fri Nov 19, 2004 02:06 am Заголовок сообщения:
 
Ну это я специально для Кристины написала, которая хочет раннего развития своему ребенку, а у тех, кому все это некогда проделывать, дети тоже разовьются, но каждый в свое время... _________________ Дочь - Катюша, 11.11.2003

 

Вернуться к началу
 

 

Кристина Зарегистрирован: 26.04.2004 Сообщения: 151
Добавлено: Fri Nov 19, 2004 02:20 am Заголовок сообщения:
 
Виктория, я хочу своему ребенку просто всего самого хорошего и доброго. А не пунктика в раннем развитии для своего самолюбия. И то, что написала Мария Борисовна, меня приятно удивило, обрадовало и облегчило. Облегчило в том смысле, что я доверяю "Рожане" и думала когда-то, что Мария Борисовна нам расскажет что-то очень замысловатое, что не совсем легко будет осуществить. А так как доверяю, то я бы обязательно постаралась это осуществить, даже если и трудно. А то, что она написала, мне знакомо - это принципы Вальдорфской педагогики, и мы стараемся давно так жить и к этому стремиться. _________________ дочь Маша (24.01.2002г.)

 

Вернуться к началу
   

 

ВЕРА Зарегистрирован: 02.04.2004 Сообщения: 291 Откуда: МОСКВА
Добавлено: Fri Nov 19, 2004 02:34 am Заголовок сообщения:
 
Кристина очень обстоятельная барышня, читая ее топики, у меня даже выработался определённый комплекс. Вот сижу и думаю, что я индюк, а дите тогда что в индюшонка превратится? Мне такого терпения и обстоятельности как у Кристины где б занять? Так что я готова на любые занятия в Рожану ходить! Жаль, что у них нет спец курса "Развитие мозга у мамы". _________________ Шла лесною стороной, снова чёрт идёт за мной плюнула на плешь ему и послала к лешему!

 

Вернуться к началу
 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.