Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверка остаточных знаний по теме




Эмоции

 

ЭМОЦИИ – психические переживания, душевные волнения, возникающие у человека и животного в результате воздействия на него внешних и внутренних раздражителей.

 

Предлагаем вам выполнить упражнения, которые позволят научиться распознавать эмоциональное состояние партнера.

 

Упражнение «Здравствуйте»

Задание: Разделитесь на пары. Выберите карточку, где описано эмоциональное состояние. Не показывая друг другу карточку, поприветствуйте друг друга с выражением тех эмоций, которые описаны в вашей карточке. Постарайтесь угадать эмоциональное состояние своего партнера.

 

Упражнение «Скульптор и глина»

 

Задание: Разделитесь на пары. В каждой паре определитесь, кто «скульптор», а кто «глина». «Скульптор», запишите на листке бумаги, какое эмоциональное состояние вы будете «лепить» из «глины». Не показывая своей записи никому, приступайте к работе и молча (!) воплощайте в своем партнере, то есть в «глине», свою задумку.

После завершения работы «скульптора» студент, исполняющий роль «глины», угадайте эмоциональное состояние, которое пытался воплотить в вас «скульптор». Сообщите тихонько об этом «скульптору», чтобы все могли принять участие в распознавании эмоционального состояния.

 

Упражнение «Стихотворение»

 

Задание: Прочтите стихотворение в определенном эмоциональном состоянии и «передайте» это состояние слушателям.

Виды эмоциональных состояний:

– восторг;

– радость;

– нежность;

– экзальтированность;

– тоска;

– скука;

– гнев;

– отчаяние;

– подозрительность;

– игривость;

– умиление и другие.

 

Стоит под горкою трактир,

И как-то вечерком

Туда один мужик-с-Луны,

Надев парадные штаны,

Спустился за пивком.

 

Там жил весьма пушистый кот,

Заядлый музыкант.

Он арфу брал (с одной струной)

И пел (особенно весной),

Светясь, как бриллиант.

 

Там жил весьма облезлый пес,

Забавник и шутник.

Он проползал в гостиный зал

И ножки стульев отгрызал

В один прекрасный миг.

 

Еще корова там жила –

Надменная весьма.

Но если только где-то вдруг

Заслышит музыкальный звук –

То пляшет без ума.

 

Мужик-с-Луны глотнул чуток,

А кот пошел орать,

И вилка с ложкой – за столом,

И та, с рогами, – за окном,

И пес – пошли плясать.

 

Как вдруг корова в небо – прыг!

Не в склад и невпопад.

Пошла вприсядку по Луне,

Собой довольная вполне,

И прямиком назад.

 

Мужик-с-Луны еще хлебнул,

И бухнулся под стул,

И захрапел среди котлет.

Тем временем пришел рассвет,

А парень-то уснул!

 

Коту трактирщик говорит:

– Такие, брат, дела!

Мужик-с-Луны изрядно спит,

А белый лунный конь стоит,

Кусая удила!

 

И псу хозяин говорит:

– Послушай, дорогой!

Так Солнце слопает Луну,

А мы имеем лишь одну,

И не бывать другой.

 

И он корове говорит:

– Любезная мадам!

Беднягу нужно разбудить,

А то неловко может быть

Всем нам, а также вам!

 

И вилке с ложкой говорит:

– Послушайте, прибор!

Когда мы все раскроем рты

(Разнообразной чистоты),

То выйдет славный хор!

 

И сам себе он говорит:

– Мы все утомлены.

Но спать, геройски не пойдем,

Пока на место не вернем

Вот этого с Луны!

 

И все они раскрыли рты,

И вышел мык и мяв,

И тявк, и звяк из серебра.

Мужик-с-Луны пришел в себя

И понял, что не прав.

 

Он быстро закатил Луну

(Что было очень мило),

И спать пошел весь коллектив,

Немало этим возмутив

Взошедшее светило.

 

Обсуждение: Кому какие эмоциональные состояния удалось выразить лучше? Почему? Кто лучше (больше) угадал, какие были эмоции у других? Какие эмоциональные состояния выражать легче, а какие труднее? Почему? Удалось ли передать эмоции другим?

 

Контрольные задания

 

1. Между Дон Кихотом и Санчо Панса состоялся следующий диалог:

– Посмотри, друг Санчо: вон там виднеется тридцать, если не больше, чудовищных великанов, – я намерен вступить с ними в бой и перебить их всех до единого.

– Помилуйте, сеньор, – возразил Санчо – то, что там виднеется, вовсе не великаны, а ветряная мельница…

Почему эти два человека видели разное в одном?

 

2. Какая характеристика внимания недостаточно развита у рассеянных людей?

 

3. О каких видах памяти идет речь ниже?

Разговор двух драматургов.

– Когда я пишу какую-нибудь сцену, я слышу ее.

– А я вижу сцену, герои ходят, действуют. А я нахожусь в середине партера.

 

4. Почему гимнаст, идя по бревну, может решить простенькую математическую задачку, а математик – нет?

 

5. Какие виды эмоциональных состояний описаны ниже?

А. Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы – куда девался их задор и сдержанность?

Б. Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние: он все забыл.

 

6. Задумала Галка иголку купить,

Чтоб голым галчатам штанишки пошить.

Иголку и самого яркого шелку

Купила и гордо уселась на елку,

Уселась на елку и хвост распушила,

Очки нацепила и шила, и шила.

Летела Сорока и вниз поглядела,

– Эй, Галка, ты нитку в иголку не вдела!

Опишите психологическое состояние Галки.

 

7. Как вы можете объяснить причину приведенной ситуации: «Как-то раз актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль. Во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное им улетучилось («словно губкой стерло из памяти»), и роль была им совершенно забыта».

 

8. Какая мыслительная операция недостаточно развита у ребенка в описанной ниже ситуации? Ребенка спрашивают: «Что такое птица?» Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик и ротик».

 

9. Кого нам легче понять:

А: человека, с которым мы беседуем по телефону;

Б: человека, с которым мы беседуем лицом к лицу.

Почему?

 

10. А.С. Макаренко писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения…»

Что имел в виду А.С. Макаренко?

 

11. «Рот пересыхает, ладони становятся влажными, вы ощущаете холод, и ваша кожа покрывается мурашками».

Как вы думаете, о какой эмоции идет речь?

 

12. Какую еще функцию, кроме отдыха, выполняет сон?

 

13. В обыденном сознании утвердилось мнение, что ученые очень рассеянные люди. И действительно внешне это выглядит так. И. Ньютон решил позавтракать. Положил яйцо в кипяток. Через некоторое время смотрит на часы. Но в руках у него яйцо, часы в кипятке. Химик Каблуков пришел на ученый совет в одном черном, другом желтом ботинке. Ученый секретарь посоветовал ему сходить домой (жил он рядом) переобуться. Он вернулся в тех же ботинках, сказав секретарю, что у него дома точно такие же: один черный, другой желтый. Один профессор, рассказывает Н.Д. Левитов, отказался войти в свою квартиру в 12-м часу на том основании, что на двери обнаружил записку: «До 14 часов меня не будет», – которую оставил сам.

В чем причина описанной рассеянности? Что еще можно назвать в качестве причин рассеянности, мешающих, например, человеку заниматься выполнением какой-либо задачи?

 

14. «Вы хотите подраться – вот что это такое. Ваше тело просто кричит об этом. Дыхание и пульс учащаются, мускулы сжимаются, и вы чувствуете неожиданный и резкий прилив тепла, горячее чувство внезапного прилива крови».

Как вы думаете, о какой эмоции идет здесь речь?

 

 

«Особенности психических процессов»

 

1. Назовите основные психические процессы.

2. Каков возраст интенсивного развития психики?

3. Есть ли возрастные ограничения при развитии основных психических процессов?

4. Назовите основные мыслительные операции (процессы мышления).

5. Какие виды памяти вы знаете?

6. Вид памяти, не требующий целенаправленных волевых усилий для запоминания.

7. Вид памяти, связанный с постановкой цели запоминания.

8. Вид памяти, используемый при зубрежке.

9. Эмоциональное состояние, имеющее четко выраженный предметный характер.

10. Эмоциональное состояние, окрашивающее всю жизнедеятельность человека.

11. Назовите характеристики внимания.

12. От чего в большей степени зависит переключаемость внимания?

13. Какой вид внимания чаще всего необходим в учебном процессе?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.