Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представления знаний в виде семантических сетей




ЛЕКЦИЯ 10

 

Основные понятия:

Описание сетевых моделей (общий случай): Н = < I, C1, C2, …, Cn, Г >

I – множество информационных единиц.

C1, C2, …, Cn – множество типа связи между информационными единицами.

Г – отображение, которое задает связи из C1 … Cn между информационными единицами, входящими в I.

По сути является графом.

 

Рис.32. Сетевая модель- Н семантической сети

 

В зависимости от типа связи различают:

1. функциональные сети

2. семантические сети (наиболее распространены)

3. сценарии

· В функциональных сетях: дуги отражают свойства вершин, из которых они выходят (вершины – понятия). С использованием вершин (понятий), в которые они входят

· Семантические сети: способ представления знания, объединяющий в себе свойства функциональных сетей и сценариев

· Сценарии: используют однородные сети, в которых в качестве единственного отношения используются отношения нестрогого порядка.

Сценарии (описание порядка действий).

Сценарий представляется некоторой сетью, где вершины – понятия, а дуги – связи описывающие отношения специального типа. Эти отношения обладают свойством: если между вершинами x и y существует множество путей р1, р2, …, рn наличествуют оба фактора А и В, отвечающие вершинам х и у, то имеет место по крайней мере совокупность этих факторов, соответствующим вершинам на одном из путей, соединяющих х и у.

К таким отношениям относятся:

· отношение следствия

· причинное отношение

· отношение часть-целое

Пример. Сетевая модель задачи «Электропылесос. Разбор пылесоса»

 

 

Рис.33. Семантическая сеть разбора пылесоса

 

1 – пылесос

2 – верхняя часть

3 – уплотнительное кольцо с фильтром

4 – нижняя часть

5 – электродвигатель с вентилятором

6 – выключатель

7 – рассеиватель

8 – шнур

Ставим задачу - достать электродвигатель: Взять пылесос снять верхнюю часть

достать двигатель.

Сценарии используются для формирования допустимых планов по достижению цели. Также они применяются для выполнения описания новых фактов в интеллектуальной системе. Например, если известен факт, что в комнате работал пылесос, то значит, работал вентилятор, шнур, выключатель и др. Или, что шнур пылесоса находился в момент времени t, в комнате, когда там работал пылесос.

Сценарий позволяет описывать предметы, их свойства в пространстве и во времени.

 

Семантические сети

 

 

Рис.34. Стандартная схема определения любогопонятия

Новое понятие вводится через свойства, его класс, примеры. Следовательно, получается ясный образ. Разнообразные психологические исследования, работы по информатике определили, что основой для определения того или иного понятия является множество отношений или взаимосвязей с другими понятиями.

Среди этих связей выделим основные:

· класс, которому принадлежит данное понятие

· свойство, выделяющее понятие из всех прочих понятий этого класса

· пример, данного понятия

шумное

свойство

свойство посетители

заведение класс место

класс закусочная

класс

три пескаря харчевня

пример

 

Рис.35. Пример определения понятия

 

Мы можем определить любые понятия через класс, пример и свойства.

Для обобщенного представления понятий структуры вводится следующий формализм:

· дуга класс – HAS – A (класс – подкласс)

· дуга свойство – название свойства

· дуга пример – IS – A (элемент класса)

Пример с использованием дуг про харчевню.

место


HAS-A HAS-A имеет

харчевня заведение посетители

 

IS-A HAS-A

«три пескаря» закусочная

 

есть

шумное

Рис.36. Пример описания предметной области

 

Пример: Путь, что имеет харчевня? заведение посетители.

Следовательно: харчевня имеет посетителей.

 

 

Схема 2. Классификация

Пример. «Может ли акула летать?» Нет, потому что нет пути при данной ориентации графа.

«Что может Маня?» Летать, есть и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.