Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Именно такая информация является основой материалов, которые причисляются к экологической журналистике




Издания, в которых публикуют материалы экологической направленности, имеют как общую, так и специализированную направленность. Общие (или общественно-политические) СМИ традиционно определяют как освещающие в той или иной степени все стороны современной жизни: политику, экономику, международные отношения, социальную сферу, культуру. Аудитория таких изданий может быть самой различной. Экологическая тема – одна из возможных тем, затрагиваемых в такого типа изданиях. Но если невозможно себе представить общественно-политическую газету, в которой не было бы отдельной рубрики, посвященной, допустим, новостям экономики или новостям культуры, то далеко не в каждом издании отдельное и постоянное место уделяется экологическим новостям.

Специализированные (тематические) СМИ – издания и программы, рассчитанные на аудиторию, объединенную определенным общим интересом. Это специализированные женские и мужские, научные и развлекательные издания, издания для автомобилистов, любителей домашних животных, фотографов, бизнесменов, программистов и других групп общества. Среди всех этих изданий занимает свою нишу и экологическая (или «зеленая») пресса [21].

Анализ содержания как общих, так и специализированных изданий, отражающих экологическую тематику на своих страницах, выявление их роли в формировании и отражении общественного экологического сознания дает основания сформулировать функции экологической прессы в целом:

- информационная - предоставлять читателям информацию о реальном положении дел в экологической сфере как в планетарном, так и региональном масштабе;

- просветительская - распространять знания о законах функционирования природной среды и человеческого общества, их оптимальном взаимодействии;

- воспитательная - формировать у читателей нравственное, гуманное, религиозное отношение к природе, умение получать эстетическое наслаждение от восприятия красоты окружающего мира (эта функция тесно связана с просветительской);

- организаторская - консолидировать усилия аудитории для решения экологических проблем;

- контролирующая - добиваться от властных структур реализации принятых решений и выработки новых, способствующих улучшению окружающей среды и ее безопасности для человека;

- рекреативная (восстановительная) - давать читателям возможность отдохнуть от социального, политического и экономического напряжения, расслабиться, восстановить свои силы.

Согласно этим функциям экологическая пресса подразделяется на ряд направлений: политико-правовое и социальное, биоэкономическое, нравственно-эстетическое, экологическая безопасность и защита экологических прав человека.

В рамках политико-правового и социального направления у читателей формируется представление об общепланетарном, глобальном характере экологических проблем, о роли всех стран в их решении, влиянии законов и общественного устройства на систему взаимодействия человека и природы, о правовых гарантах в этой сфере.

Биоэкономическое направление формирует у читателей представление о необходимости взаимодействия экологии и бизнеса, вырабатывает у производственников и ученых отношение к природе не только как к сиюминутному сырьевому источнику, но и как к материальному условию дальнейшего социально-экономического развития страны.

Нравственно-эстетическое направление воспитывает и взрослую, и детскую читательскую аудиторию, используя достижения таких форм духовно-практической деятельности, как философия, мораль, искусство, религия.

Направление экологической безопасности способствует выработке научных и практических методик поведения человека в обычных и экстремальных экологических ситуациях.

Направление защиты экологических прав человека формирует активную экологическую позицию россиян как необходимый элемент создания, консолидации гражданского общества на основе соблюдения экологических прав человека [Аникина М.Е., 2012, с.87].

Поскольку экологические издания подпадают под раздел социализированных (тематических) СМИ, то их аудиторией становятся люди любой возрастной категории, объединенные определенным общим интересом, в данном случае – состоянием экологии.

Существует также градация «зеленых» СМИ по следующим критериям:

- по территории распространения: на региональные (краевые, районные, областные) и межрегиональные (международные);

- по информационной насыщенности: на проблемные (затрагивающие только одну или несколько экологических проблем – биологическое разнообразие, химическая безопасность и т.д.) и общие (освещающие в той или иной степени все области экологии);

- по типу подачи информации: на общедоступные и рассчитанные на специалистов в той или иной области;

- по типу издателя: на издаваемые политическими партиями, правительственными структурами, международными экологическими организациями и фондами, научными объединениями, частными лицами. Необходимо отметить, что большинство «зеленых» СМИ производятся общественными экологическими организациями.

Что же касается основных тем, освещаемых экологической журналистикой, то исходя из опыта работы пресс-службы Центра Координации и Информации Социально-экологического Союза (ЦКИ СоЭС) можно определить несколько основных:

1) Тема «экология и здоровье» является наиболее популярной, «продаваемой». От экологических проблем, поставленных таким образом, отвернуться сложно. Отношение к этим проблемам различное. С одной стороны, существует мода на «обывательскую экологию»: эту тенденцию одними из первых почувствовали рекламодатели (сначала западные, а потом и отечественные) – производители фильтров, кондиционеров, продуктов питания, косметики, а также фирмы, занимающиеся куплей-продажей квартир. С другой стороны, как ответ на такого рода «экологическую рекламу» появляется и антиреклама. Все более популярными становятся так называемые «разоблачительные» материалы, открывающие глаза обывателям на вред товаров, которые они покупают.

2) Тема, которую условно можно обозначить как экология мегаполиса, которая тесным образом перекликается с темой «экология и здоровье», становится в последнее время все популярнее. Среди многочисленных составляющих этой темы можно выделить несколько: проблема качества воздуха и воды, проблема утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), проблема зеленых насаждений и их уничтожения. Часто информация о проблемах экологии мегаполиса подается в виде карт.

3) Тема экологического образования, к сожалению, является не очень развитой. Ни о какой системе экологического образования в современной российской прессе пока не существует. Целями материалов этого направления является привлечение внимания подрастающего поколения к проблемам охраны окружающей среды, воспитание чувства любви к живой и неживой природе.

4) Тема экологического права, тесно связанная со всеми экологическими проблемами, в последнее время все чаще и чаще звучит на страницах российской прессы [Коханова Л.А., 2010, с. 69]. Люди должны знать не только об экологическом риске, но и об ответственности, которую перед ним несут государство и производители, а также сами граждане и о своих правах на благоприятную окружающую среду, гарантированную Конституцией РФ:

«Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Нарушение экологических прав – неизменный компонент практически любой проблемы, связанной со спорными в экологическом отношении аспектами. Роль СМИ в этом случае – наглядно показать людям, на что они имеют право, как реально можно самим изменить ситуацию, в какие инстанции нужно обращаться. Во многих случаях нарушение гражданских экологических прав, экологические преступления – следствие коррумпированности властей. Вполне правомерно утверждать, что почти каждая экологическая публикация затрагивает интересы какого-либо чиновника, политика или промышленника. Ответные меры могут быть различными – вплоть до физического воздействия на журналиста или на источник информации.

Несмотря на то, что Конституция РФ гарантирует доступ к экологической информации (Статья 24, ч. 2.): «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

5) Тема ядерной и химической промышленности также является очень важной. Информация о радиоактивных и химических загрязнениях окружающей среды в результате внештатных ситуаций на военных и гражданских предприятиях долгое время засекречивалась. В результате такой государственной политики в катастрофическом положении оказались десятки регионов страны, где расположены места складирования химического оружия, полигоны ядерных испытаний, районы, прилегающие к атомным электростанциям и химическим предприятиям. Сегодня многие засекреченные папки с такой информацией открыты, а многие еще предстоит открыть. И в этом также задача экологических СМИ.

Перечисленные темы – основные, но далеко не все экологические темы, освещаемые различными СМИ. Другими популярными темами, надо полагать, в ближайшее время останутся: глобальное изменение климата, деградация почв, потеря лесов и биологических видов. Все больше внимания будет уделяться проблеме биотехнологий и генной инженерии.

Стоит отметить, что за время существования экологической журналистики в России сложилась определенная система жанров экологических публикаций.

Современные экологические публикации «выросли» из очерков о природе и научных статей, характерных для советской прессы 60-70-х годов. Рассказы и очерки о живой природе традиционно призваны были воспитывать любовь к своей земле, к живому, в особенности у молодежи.

Сегодня очерк практически исчез с полос центральных газет, из теле- и радиоэфира. Современные СМИ выполняют преимущественно только одну из своих функций - информирование о событиях (в какой-то степени дополняя их анализом), а воспитательная (образовательная, просветительская) функция являются не актуальными.

По данным Центра экстремальной журналистики, среди основных жанров, используемых СМИ для подачи экологических материалов, можно выделить следующие:

- «горячая» новость (используется в случае каких-либо неординарных событий, таких как аварии на предприятиях, выбросы вредных веществ, повлекшие массовые отравления или смерти, природные катаклизмы, заявления официальных лиц и др.);

- статья-справка (справочная информация о какой-либо проблеме, влияние тех или иных веществ на здоровье человека и т.д.; выполняет образовательно-просветительскую функцию);

- интервью с экспертом (используется либо в том случае, когда сам интервьюируемый является предметом интереса публики, влиятелен и пользуется авторитетом, либо когда проблема уже сама по себе не является новостью, и в этом случае жанр интервью помогает посмотреть на данную проблему с другой стороны, представить новую точку зрения). Однако, «зеленые» СМИ довольно редко используют жанр интервью в чистом виде. Гораздо чаще можно встретить монолог - выступление того или иного чиновника или эколога на заданную тему.

- репортаж (описание происходящего непосредственно с места события; пожалуй, сегодня это один из самых распространенных жанров экологической журналистики;

- расследование (установление причины произошедшего (утечки вредных веществ, аварии);

- анализ (не просто описание события или проблемы, но анализ причин и последствий, а также представление разных позиций). [14]

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день перед экологической журналистикой стоят следующие задачи:

- рассмотрение экологических проблем в тесном единстве с общеполитической, экономической, социальной ситуацией в мире и в стране, а также в регионе, городе, каждом отдельном населённом пункте;

- предложение решений проблемных ситуаций;

- формирование в обществе атмосферы созидания, а не разрушения, что однозначно важно и для человека, и для природы;

- формирование уважения к закону в природоохранительной области;

- обучение аудитории основам экологического знания.


ГЛАВА 2. ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА

 

Известно образное определение экологии как «науки о доме», где под домом подразумеваются регион, страна, Земля. Экология - наука прежде всего биосоциальная. В основе ее изучения и практического применения лежит системный подход к триаде «Общество (Человек) - Экономика -Природа».

Публикации по проблемам рационального природопользования и охраны окружающей среды появились в советской прессе в начале 1970 годов, а уже к середине этого десятилетия заняли достаточно прочные позиции на страницах многих изданий. Однако, это были скорее информационные и очерковые материалы.

Перестроечная гласность принесла поток экологической информации шокирующего характера. Чернобыльская катастрофа, загрязнение Байкала, гибель Арала... В многочисленных экологических полемиках и дискуссиях тех лет виновниками всех бед были названы министерства и ведомства. Лишь после августа 1991 г. впервые в журналистских материалах прозвучало: «Больное общество - больная экономика - больная природа». Это свидетельствовало об осознании истинных причин экологического кризиса.

В начале 1990 гг. отчетливо проявился общественный интерес к правдивой информации по проблемам экологии. В то же время в стране начали формироваться социально-политические условия (большая доступность информации), при которых потребности аудитории в такой информации могли бы быть удовлетворены. Рамки традиционных экологических рубрик и полос в общих изданиях оказались узкими для информационной, аналитической и расследовательской экологической журналистики. Возникла необходимость в появлении новой группы периодической печати - экологической прессы.

Девяностые годы - время расцвета экологической журналистики. В этот период лишь на территории России было создано более 160 самостоятельных экологических изданий: газеты, журналы, вестники, бюллетени и дайджесты. Некоторые из них по разным причинам прекратили существование.

Первая еженедельная общероссийская экологическая газета «Зеленый мир» вышла в апреле 1990 г. [Аникина М.Е., 2012, с. 201]. Она существует до сих пор. Является некоммерческой, научно-публицистической. Сегодня она выходит раз в месяц, на 48 полосах. Газета была дважды удостоена Национальной экологической премии им. В.И. Вернадского [5]. Распространяется тиражом 37 800 экземпляров по подписке и рассылкой из редакции на территории России, других стран СНГ, в странах Восточной, Центральной и Западной Европы, США и Канаде.

Вслед за «Зеленым миром», в ноябре того же года появилась «Экологическая газета», которая имела статус международной, печаталась в Финляндии и распространялась во многих зарубежных странах. В феврале 1991 г. начала издаваться всесоюзная экологическая газета «Спасение» (распространялась после распада СССР во всех государствах СНГ и бывшего Советского Союза). Несмотря на то, что все три издания имели одну нишу, каждая из них нашла и своего читателя, и свое лицо. Судьба этих изданий оказалась сложной. Материальные трудности, смена редактора и учредителя привели к потере аудитории газетой «Спасение». Закрылась «Экологическая газета». Заявляла о возможном закрытии газета «Зеленый мир», но ей единственной удалось удержаться. На сегодняшний день она является старейшей общероссийской экологической газетой.

Наряду с газетами появились и центральные экологические журналы. Продолжил издание журнал «Свет», основанный еще в советское время (июль, 1981). Сегодня он называется «Природа и Свет» и является одним из самых интересных и популярных в России. Журнал выходит 12 раз в год. Его читают все те, кого волнует и по-настоящему захватывает таинственный загадочный мир живого, те, кто стремится к духовному осознанию себя на Земле.

С марта 1990 г. начал выходить ежеквартальный экологический журнал «ЭКОС», адресованный «широкой российской и международной общественности, политическим и общественным деятелям, тем, кто принимает решения». На сегодняшний день он представляет собой иллюстрированный экологический журнал мирового класса, занимающийся защитой человека и среды его обитания, и выходящий четыре раза в год [31].

В июне 1991 г. на российском информационном рынке появился ежемесячный журнал «Евразия-Мониторинг», который издавали редакция международного журнала «Евразия» и экологические министерства девяти стран СНГ. Сегодня этот журнал называется «Евразия» («Природа и человек»). Издание ориентировано на широкое информирование — экологический мониторинг; его аудитория - общественные экологические организации России и СНГ, вузы, колледжи экологической направленности.

В начале 1990 годов начали выходить и специализированные экологические издания, которые ставили целью анализ определенных экологических проблем. Так, в 1994 г. появилась газета «Заповедный Вестник» под девизом: «Заповедники всех стран, объединяйтесь!». Инициаторами ее создания выступили сотрудники заповедников.

В девяностые также начали выходить издания различных международных фондов и центров. Их аудитория формировалась из специалистов, участников экоНПО (неправительственных некоммерческих экологических организаций) и особо «продвинутых» российских читателей. Например, вышел в свет информационный бюллетень международной организации парламентариев «Глобе-Россия», выступавший за сбалансированную окружающую среду.

В те же годы среди российских СМИ появились издания, являвшиеся русской версией западных журналов. В 1989 г. начал издаваться цветной, красочно иллюстрированный журнал «AQVA» («Вода, природа, жизнь») — версия одноименного итальянского издания. Его можно отнести к типу таблоидов. Основу его составляет художественная фотография: подводные пейзажи и их обитатели, завораживающая экзотической красотой природа. А также статьи об экстремальном туризме, приключениях, дайвинге, серфинге, подводная охоте, загадках Мирового Океана. В основном это журнал для путешественников.

Иногда новые экологические издания возникали как бы «от противного»: вначале появлялась русская, а затем иноязычная версия. К примеру, в 1988 г. вышел в свет независимый журнал «Третий путь» Сергея Фомичева, а год спустя - его англоязычная версия. Основой его идеологии стал экологический анархизм и социальная экология. Это был самиздатовский, печатавшийся на машинке журнал [3].

Сегодня экологическая пресса состоит из изданий, в которых присутствует весь спектр проблематики и которые освещают одну или несколько сопредельных тем. Профилированные по тематике издания выходят и при участии государственных органов: учредителем «Бюллетеня центра общественной информации по атомной энергии» является Межведомственный координационный совет по информации и связям с общественностью по атомной энергии. Учредители журнала «Экономика и промышленность России» - РАН, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Что касается вышеперечисленных в §№1 функций экологических изданий, экологические газеты и журналы чаще всего являются полифункциональными, т.е. реализуют одновременно все функции экологической журналистики. Когда та или иная функция доминирует, определяет концепцию издания, она открыто декларируется редакцией, иногда в самом названии печатного органа. Например: «Информационный бюллетень для государственных заповедников и национальных парков» (Москва), «Новости природоохранной деятельности в мире» (Москва) и т.д.

Функция оперативного информирования читательской аудитории тесно связана с функцией экологического образования. На просвещение читателей ориентированы общероссийские журналы «ЭКОС», Москва, (описание см.выше), «Экохроника», Санкт-Петербург. Журнал "Экохроника" - ведущее экологическое издание Северо-Западного региона России, коллективный член [2] Международной федерации экологических журналистов. Дважды лауреат всероссийского конкурса "Экология России" (1997 и 1998 гг.). Издаётся с 1992 года. Выходит на 32 полосах, в цвете, с периодичностью 4 раза в год. Тираж 5-10 тысяч экземпляров. Журнал имеет вкладку на 16 страницах с полным английским переводом публикаций [33].

К изданиям, воспитывающим у подрастающего поколения бережное отношение к природе, относятся журнал «Юный натуралист» (Москва) и ежемесячная газета «Юный биолог» (Санкт-Петербург). «Юный натуралист» — ежемесячный научно-популярный журнал, основанный еще в 1928 году ЦК ВЛКСМ и Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Со дня основания журнал помогает юному поколению познавать азы биологии, учить их ухаживать за лесом. Он открывает удивительный мир животных и растений, учит понимать многообразную красоту природы. Журнал рассказывает о жизни выдающихся ученых-натуралистов, знакомит читателей с биологическими специальностями, помогает ребятам выбрать верный путь к будущим профессиям. Тираж журнала более 4 млн. экземпляров [35].

Рекреативная функция экологической прессы реализуется в традиционных формах: зарисовки о природе, изошутки, народные приметы. Воспитание и образование через игру, юмор, сказку присуще, как правило, детским экологическим изданиям. Так, ежемесячный журнал «Веселые медвежата» (Москва) - это яркий и умный журнал для детей младшего школьного возраста. Вся информация в журнале подается в игровой и увлекательной форме. Герои различных рубрик знакомят ребят с правилами дорожного движения, разнообразием животного и растительного мира, интересными фактами истории, обучают житейским премудростям и английскому языку.

Вся познавательная информация сопровождается сказками, веселыми стихами и тематическими загадками. Рубрика «Головоломщики» предлагает множество кроссвордов и ребусов, разнообразных настольных игр, которые расширяют кругозор маленьких читателей, развивают мышление, концентрируют внимание. Аудитория издания — малыши. Однако и взрослые легче воспринимают серьезные проблемы, когда они преподносятся нетрадиционно [7].

Детских и подростковых газет и журналов в экологической журналистике немного. Журналы «Свирель», «Свирелька», «Лазурь» издаются одной и той же редакцией, при содействии Московского городского экологического фонда. Они красочные, с большим количеством цветных фотографий и рисунков. «Свирелька» (ежемесячный журнал о природе) рассчитан на малышей от трех до восьми лет, «Свирель» (детский экологический журнал для чтения в кругу семьи) — на детей от 9 до 13, «Лазурь» (иллюстрированный популярный литературно-художественный альманах экологической направленности) — на молодежь. В Балашихе (Московская обл.) издается детский экологический журнал для семейного чтения «Муравейник». В Москве выходит детский журнал «Фонарик».

Аудиторией многих современных экологических изданий являются участники экологического движения, в то же время часто они сами выступают как учредители, спонсоры, авторы публикаций, распространители. По такому принципу строятся, к примеру, «Вестник ДОП» (Совет движения дружин по охране природы), «Вестник общества защиты Байкала», «Вести МСоЭС» (Международного социально-экологического союза), «Вестник Тверского экологического клуба», «Вестник Уральского экологического фонда».

Участники движения создают прессу, рассчитанную на достаточно широкую аудиторию. Так, Ассоциация «Экологическое образование» (Обнинск, Московская обл.) выпускает «Вестник АСЭКО» для преподавателей школ, вузов, воспитателей детских садов, студентов, методистов.

Уникальный опыт по работе со СМИ накоплен старейшей неправительственной некоммерческой общественной организацией — Международным социально-экологическим союзом. Сегодня он является соучредителем 23 изданий. С 1996 г. на базе «Лесной компании МСоЭС» выходит уникальный «Лесной бюллетень» — дискуссионная площадка по проблемам экологии леса и лесного хозяйства.

Различные Центры МСоЭС выпускают периодические издания: «Охрана дикой природы», «Право — Природе: российское экологическое законодательство», «Заповедники и национальные парки», «Живая Арктика» (Центр охраны дикой природы), «Энергетика и окружающая среда» (Центр ядерной экологии и энергетической политики) и др. [2].

Важнейшей газетой российского экологического движения следует считать «Берегиню» и ее интернет-версию (http://www.seu.ru/members/ bereginya/). Основные рубрики газеты имеют экологическую и социально-правовую направленность: новости и акции зеленого движения («Летучка», «Действуем»), защита прав граждан на здоровую окружающую среду («Государство и мы», «Защищайся!»); охрана водных ресурсов, живой природы («Охранная грамота»); химическая и атомная безопасность, альтернативы в быту, энергетике, сельском хозяйстве («Стоянка человека», «Цена энергии», «Чистое поле»); зависимость здоровья от состояния окружающей среды («Клятва Гиппократа»), эко-образование и воспитание («Путь к детям»).

По результатам опросов и анкетирования число читателей «Берегини» колеблется от 50 до 70 тыс. человек при тираже 10 тыс. экз. Газета используется как пособие для внеклассной и предметной работы в школах, источник объективной экологической информации в библиотеках, вузах, природоохранных государственных органах. Она накопила большой опыт координации общественных акций зеленого движения, пользуется полным доверием специалистов и широкой «зеленой» общественности. «Берегиню» создает коллектив из четырех профессиональных журналистов и многочисленного авторского актива. Газета — неоднократный призер и лауреат журналистских общероссийских конкурсов, победитель конкурса «Экология России» [4].

Некоторые издания рассчитаны на специалистов не только в сфере экологии, но и в сопредельных с нею областях. Так, журнал «Экология и промышленность России (ЭКИП)» анализирует реальное состояние промышленных предприятий и производства в свете экологической безопасности, демонстрирует возможности экологически ориентированного менеджмента и т.д. Аудитория получает из экопрессы сведения о новейших достижениях в научной и практической областях, знания о передовой технике и технологиях, а главное — учится мыслить экологически.

Среди разнообразных экологических печатных СМИ есть и такие, аудиторию которых образуют работники госаппарата, министерств и ведомств, парламентарии, т.е. представители властных структур. Например, аудиторией вестника «ЭКОС-информ» являются парламентарии, главы администраций, руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Экопресса для них — не только «голос оппозиции», но часто источник компетентной информации, способствующей принятию экологически значимых решений. Например, «Вестник экологического образования в России» (Москва) рассчитан на сотрудников отделов народного образования, комитетов охраны природы, государственных организаций. Этот общественно-просветительский и информационно-аналитический журнал выходит 4 раза в год и отражает состояние экологического образования в России и за рубежом [8].

В большинстве случаев читателями экопрессы являются разные по профессии, социальному статусу и возрасту люди. Это характерно для изданий, претендующих на широкую аудиторию. В последние годы экологические периодические издания стремятся воспользоваться новейшими достижениями научно-технического прогресса. Появились разнообразные электронные бюллетени экологических организаций: «Анти-атом Пресс» (Антиядерная кампания МСоЭС), «Проблемы химической безопасности» (движение «За химическую безопасность» МСоЭС), «Лесные новости» (Лесной Клуб российских НПО) и др. С 1997 г. Центральным офисом МСоЭС выпускается специальный новостной электронный бюллетень для журналистов «Экосводка», с 2000 г. работает портал экологических новостей «Экопорт».

Рубеж веков охарактеризовался всплеском электронной экологической журналистики. Появились самостоятельные интернет-издания и интернет-версии печатных СМИ. Электронная версия помогает изданиям расширять читательскую аудиторию и оперативно определять степень читательского интереса.

Наиболее популярным электронным изданием является сайт Гринписа России – http://www.greenpeace.org/russia/ru. Гринпис – независимая международная организация, цель которой «сохранить природу и мир на планете». В нашей стране Гринпис появился в 1989 году, в 2001 году открыто отделение в Санкт-Петербурге. В России «Гринпис содействует сохранению последних уголков нетронутой природы, борется с ядерной опасностью, стремится устранить угрозы, вызванные химическим и генетическим загрязнениями, работает на спасение озера Байкал». На сайте представлены новости о проводимых природоохранных акциях и кампаниях, а также новости экологии, материалы для написания рефератов, курсовых и дипломных работ по экологии, информация о вакансиях в Гринпис, экологические законодательные акты, пресс-релизы, информация по экологическим территориям, архив бюллетеней, выпущенных при поддержке Гринпис, различная социальная реклама. Имеются видео и фотогалерея, архив, каталог ссылок экологических организаций [12].

В дальнейшем развитии экологической прессы заинтересованы прежде всего участники экологического движения России. По некоторым данным, в стране насчитывается около тысячи экологических организаций: многочисленных и небольших; радеющих за решение глобальных или частных проблем; выходящих на международный уровень или действующих в рамках одного региона, города, микрорайона; организационно оформленных или стихийных, спонсируемых государственными структурами или существующих на частные пожертвования. Среди неправительственных экологических организаций (экоНПО) наиболее известны: «Международный социально-экологический союз», «Зеленый крест», «Центр охраны дикой природы», «WWF-Россия».

Для осуществления связи с «внешним миром» (другими экологическими организациями, властными структурами, рядовыми гражданами) НПО стремятся задействовать прессу. Публикуют материалы в общих СМИ, налаживают постоянные контакты с уже существующими экологическими изданиями, создают собственные. Как признают сами участники движения, постоянный контакт со СМИ — необходимое условие их успешной деятельности [2].


ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ «ЗЕЛЕНАЯ» ЖУРНАЛИСТИКА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.