Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рациональное водопользование и защита водных ресурсов от загрязнения и истощения




Лекция 15.

Потребление воды превышает общее потребление всех видов ресурсов и продукции. На Земле 1,1 млрд. человек лишены доступа к безопасной воде, 2,2 млн. человек ежегодно умирает от болезней, вызванных плохим качеством воды.

Рациональное водопользование включает в себя организационно-технические, правовые и экономические мероприятия. Правовое регулирование осуществляется Водным Кодексом РБ и другими нормативно-правовыми актами. Вода должна использоваться по назначению, должен проводиться учёт потребления воды, контроль качества воды, очистные сооружения должны быть исправны. Вокруг водозаборов должны быть установлены санитарные зоны.

Водопотребление, водоотведение, основные направления их сокращения.

Водоотведение – совокупность санитарных мероприятий и технических устройств, обеспечивающих удаление сточных вод с помощью канализации. Основные направления сокращения потребления воды:

Совершенствование технологических процессов,

Применение систем повторного и оборотного водоснабжения,

Своевременный ремонт и обслуживание систем водоснабжения и канализации.

Нормы качества воды при водопотреблении и водоотведении.

ПДК вещества в воде устанавливается по тому признаку вредного действия, который характеризуется меньшей пороговой концентрацией (меньшее значение ПДК).

ПДС (предельно допустимый сброс) – масса веществ в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте водного объекта в единицу времени. Расчёт ПДС проводится согласно “Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами”. Концентрация веществ С принимается мг/л или г/м³, а ПДС имеет размерность г/час.

 

Методы обработки сточных вод, применяемое оборудование.

Сточные воды очищаются от взвешенных и коллоидных частиц, минеральных веществ, органических соединений.

Очистка от взвешенных частиц – отстаивание, фильтрация, флотация, применение центробежных сил.

Очистка от коллоидных частиц – на первой стадии – химические реактивы, электрохимическое, ультразвуковое или другое физическое воздействие, а затем те же методы, что и для взвешенных частиц.

Минеральные вещества удаляют химическими, электрохимическими методами, обратным осмосом, выпариванием, замораживанием и т.д.

Органические вещества подвергаются деструктивной или регенеративной обработке.

Регенеративная обработка проводится с применением методов адсорбции, обратного осмоса, экстракции, ректификации.

Деструктивная обработка осуществляется биологическими, химическими, электрохимическими, термическими и радиационно-химическими методами на соответствующем оборудовании (отстойники, гидроциклоны, адсорберы, электрокоагуляторы, аэротанки и т.д.)

Твёрдые отходы и защита почв от загрязнения ими.

Твёрдые отходы подразделяются на твёрдые промышленные отходы ТПО, образующиеся на предприятиях, и твёрдые бытовые отходы ТБО (коммунальные), образующиеся при уборке улиц, в жилых домах, учреждениях и т.д. Всего по РБ образуется следующее количество твёрдых отходов, тыс.т. В 1995г.—19400, 2000г.—23300, 2002г.—26020. Согласно Закону РБ “Об отходах” объектами размещения отходов являются полигоны, отвалы горных пород и т.д. ТПО подразделяются на отходы растительного и животного происхождения, отходы органического минерального происхождения, отходы химических производств. (Состав ТБО рассмотрен в лекции 14).

Переработка отходов – совокупность технологических операций для превращения отходов в товарную продукцию.

Утилизация отходов – включает переработку, а также использование отходов в качестве топлива, строительных материалов и т.д. Полигон для хранения отходов размещается в хорошо проветриваемом, неподтапливаемом месте, на грунте со слабой фильтрацией воды. Отходы складируются по видам. Захоронение отходов производится в шахтах, карьерах. После того как мусор на полигонах или в карьерах станет экологически менее опасным, эти территории засаживаются лесом, кустарником.

Экологическая экспертиза и аудит производства.

Экологическая экспертиза – оценка уровня возможных негативных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Объектами экспертизы являются проекты строительства, документация на создание новой техники, технологий, материалов, действующее законодательство. Экологическая экспертиза подразделяется на Государственную, ведомственную, научную, общественную в зависимости от уровня проведения и целей.

 

Экологический аудит – оценка экологичности производства и оборудования, она является добровольной, кроме угрозы чрезвычайных ситуаций. Экологический аудит в РБ ограничивается проверкой технологических процессов, которые представляют наибольшую опасность. Проведение аудита является обязательным для предоставления международного займа.

Мониторинг состояния окружающей среды и степени воздействия на неё вредных факторов.

Мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза. Различают глобальный, региональный, импактный, который предусматривает раннюю диагностику при чрезвычайных ситуациях, локальный, базовый (в заповедниках, на полигонах), межнациональный, национальный, районный мониторинг. По методам проведения – дистанционный (из космоса) и контактный (взятие проб). Сбор информации осуществляет в РБ государственная сеть мониторинга, которая обрабатывается в информационно-аналитических центрах.

Лицензирование производственной деятельности.

Лицензия – документ, удостоверяющий право на использование природного ресурса, а также на выбросы, сбросы, размещение твёрдых отходов. Время действия – обычно 1 год, лицензию выдаёт Министерство природных ресурсов. Лицензия может быть выдана на комплексное природопользование. Выдаче лицензии предшествует установление лимитов на природопользование. После получения лицензии проводится экологическая экспертиза и после её положительного заключения составляется и подписывается Договор о комплексном природопользовании.

Экологическая стандартизация и сертификация.

Экологическая стандартизация – установление единых и обязательных для всех объектов экологических норм и требований. Международной организацией стандартизации (ISO) создан комплекс международных стандартов ISO 14000 – “Управление качеством окружающей среды”. Разработаны стандарты по следующим направлениям:

· создание и обеспечение функционирования систем экологического управления;

· экологическая маркировка продукции;

· экологический аудит и контроль на предприятии;

· выбор и определение показателей для систем экологического управления;

· оценка воздействия на окружающую среду;

· термины и определения.

В РБ по ISO 14000 сертифицировано 10 предприятий, среди них Беларуськалий, Мозырьский НПЗ и другие. Это создаёт базу для проведения экологической сертификации выпускаемой ими продукции на международном уровне.

Экологический паспорт предприятия:

нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием природных ресурсов, вторичных энергоресурсов и данные по определению влияния хозяйственной деятельности предприятия на окружающую среду. Срок действия – 5 лет. По истечению этого срока городской (районный) комитет по охране окружающей среды ежегодно продлевает срок действия паспорта, если установленные в нём нормативы ПДВ, ПДС, ПДО не превышались на данном предприятии.


Лекция 16.

 

Экологический механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды.

 

Домашнее задание [1] c. 162-192, 295-302, [4] c.140-163

ЦЕЛЬ: создать такие условия хозяйственной деятельности, при которых отрицательное воздействие на окружающую среду становится экономически невыгодным.

 

Экологический механизм управления используют следующие методы для реализации государственной экологической политики:

 

Платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды (экологический налог),

 

Рентные платежи, плата за ресурсы,

 

Компенсационные выплаты за изъятие природного ресурса,

 

Штрафы за нарушение экологических стандартов и лимитов природопользования,

 

Система налоговых льгот.

 

Налогообложение за пользование природными ресурсами, за выбросы вредных веществ в окружающую среду, хранение и утилизацию отходов.

 

Совет Министров РБ устанавливает нормативы оплаты за выбросы в соответствии с Законом РБ “О налоге за пользование природными ресурсами”. Ставки налога устанавливаются в зависимости от класса опасности загрязняющих веществ. При превышении лимитов на выбросы ставки могут возрастать в несколько раз, что снижает экономические показатели работы предприятия. Платежи в границах нормативов размещения отходов, ПДК и ПДС относят на себестоимость продукции.

 

Штрафы за нарушение природоохранного законодательства.

 

За нарушение экологического законодательства предусматривается административная, уголовная, гражданская и дисциплинарная ответственность. В Кодексе РБ об административных правонарушениях предусматривается наложение штрафа на граждан в размере от 1 до 3 базовых величин и на должностных лиц – от 3 до 10 базовых величин за нарушение земельного, водного, лесного законодательства.

 

Иски по возмещению ущерба окружающей среде направляются гражданами в суды, где рассматриваются вопросы материальной и моральной компенсации за нанесённый ущерб.

 

Льготное кредитование природоохранной деятельности. Целевое использование фонда охраны природы. Использование рыночных методов управления природопользованием.

 

Прибыльный бизнес необходим как движущая сила устойчивого экономического развития и связанного с ним экологических проблем. На начальной стадии рыночных отношений к рычагам финансового государственного регулирования относятся льготное финансирование и кредитование. Льготное кредитование направляется на проекты, связанные с комплексной переработкой отходов, выпуском приборов учёта и контроля, химических реагентов и т.д. Рынок экологических товаров и услуг формируется медленно, т.к. в РБ отсутствует эффективный механизм поддержки свободного предпринимательства.

 

Большинство экологических платежей составляют основной источник бюджетных фондов на охрану природы, которые расходуются только на природоохранные нужды. Невысокие ставки экологического налога – это компромисс в период сложного экономического положения в РБ, часто не покрывают экологического ущерба, %по кредиту < ½ ставки рефинансирования Национального банка.

 

Рациональное использование энергетических ресурсов – это достижение максимальной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдения законодательства.

 

Мероприятия по энергосбережению на производстве.

 

Начинаются на проектировании и продолжаются при работе предприятия и его реконструкции. Мероприятия включают в себя рационализацию схем электроснабжения, контроль качества поставляемой энергии, совершенствование электросетей и трансформаторных подстанций. В области технологических процессов – внедрение новых технологий, приборов учёта, автоматизированных систем управления. Большие резервы энергосбережения находятся в области модернизации зданий цехов с целью лучшего естественного освещения и снижения теплопотерь через строительные конструкции, выбор рациональных схем вентиляции и освещения.

 

Мероприятия по энергосбережению на транспорте.

 

Электротранспорт – применение систем возврата электроэнергии обратно в сеть в момент торможения, экономия до 12%. Необходимо оснащение автотранспортных средств бортовыми компьютерами, которые регулируют количество топлива подаваемого в двигатель, выбирают нужную передачу, сообщают водителю место нахождения автомобиля и более короткий путь к цели.

 

Бензиновые двигатели – использование электронной системы зажигания, установка катализаторов дожигания топлива (СО→СО2). Замена бензина на газ значительно снижает загрязнение воздуха. При сгорании в двигателях 1 т бензина в воздух выбрасывается 0,54 т вредных веществ, а при сгорании 1 т дизельного топлива – 0,25 т. Новые марки автомобилей оснащены двигателями внутреннего сгорания, который используется для движения за городом, и электродвигателем, который включается при движении в городе.

 

Мероприятия по экономии электроэнергии в офисе (учреждении).

 

Организационные – постоянная работа с сотрудниками о необходимости энергосбережения и ресурсосбережения, не оставлять включёнными компьютеры, выключать лампы освещения, если они не нужны, выключать системы кондиционирования по окончании рабочего дня, закрывать краны, следить за исправностью сантехники.

 

Технические – рациональная система освещения рабочих мест, установка счётчиков тепловой энергии, утепление помещений..

 

Мероприятия по энергосбережению в быту. Применение эффективной теплоизоляции (лекция 14).

 

Низкопотенциальные энергоресурсы.

 

Системы оборотного водоснабжения, охлаждения с изменением температуры воды на 5-10ºС, сбросы пара под давлением 1—1,5 атм. в атмосферу, бытовые стоки, вентиляционные выбросы. Использование затрудняется непостоянством характеристик низкопотенциальных ВЭР. Используются для подогрева холодного воздуха и холодной воды.

 

Контрольные вопросы.

 

Сформулируйте цель создания экономических механизмов управления природопользованием.

 

Раскройте сущность методов экономического механизма управления природопользованием.

 

Назовите размер штрафов за нарушения законодательства об охране окружающей среды.

 

Объяснить в чём заключается рациональное использование энергоресурсов.

 

Спроектируйте энергосберегающий экологически безопасный автомобиль.

 

Разработайте мероприятия по энергосбережению в офисе.

 

Подготовка к ОКР.

 

Занятие 17 (практическая работа)

 

Занятие 18. Обязательная контрольная работа (1 час).

 

ТЕМА 6.

 

Государственное управление природопользованием и энергосбережением.

 

Домашнее задание [2] c.133-138, [1] c.173-186.

 

Основные нормативные правовые и технические нормативные правовые акты в области энергосбережения, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Нормативный документ – документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающихся различных видов деятельности и их результатов.

 

Приоритетными нормативными документами являются законодательные акты (Постановления, Законы, Кодексы). Далее идут санитарные нормы, которые связаны со строительными нормами, государственными стандартами, рекомендациями и инструкциями (методики, указания руководства, правила, положения, пособия и т.д.). Создан “реестр” действующих в Министерстве промышленности нормативных документов по охране окружающей среды.

 

Реестр – систематический перечень документов.

 

Правовую основу политику в области эффективного использования энергии образуют Закон РБ “Об энергосбережении”, республиканские, отраслевые и региональные программы энергосбережения, Указы Президента, постановления Совмина РБ, министерств и ведомств.

 

Национальная стратегия устойчивого развития РБ охватывает 15-летний период. На её основе разрабатываются “Основные направления социально-экономического развития” на 10-ти летний период и “Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу” (5 лет). На их основе ежегодно разрабатывается “Прогноз социально-экономического развития РБ”.

 

Эти документы являются основой для разработки прогнозов, программ, планов конкретного эколого-экономического прогнозирования. Конкретные цели и задачи устойчивого развития отражены в “Национальной программе рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды”.

 

Государственная научно-техническая программа “Природопользование и охрана окружающей среды” продиктована необходимостью решения научно-технических проблем в области экологии и природопользования. Проблемами ликвидации последствий аварии на ЧАЭС обусловлена создание “Государственной программы РБ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС”. Составлены “Схема рационального природопользования Белорусского Приозерья” и “Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий РБ”.

 

Система государственных органов управления энергосбережением, природопользованием и охраной окружающей среды.

 

Президент РБ – издаёт декреты, указы, распоряжения, директивы и контролирует соблюдение законодательства.

 

Национальное собрание РБ – определяет основные направления государственной политики в области природопользования и энергосбережения.

 

Совет Министров РБ – реализует государственную политику в области энергосбережения и природопользования, разрабатывает программы, определяет направления международного сотрудничества, координирует деятельность Министерств.

 

В области энергосбережения.

 

Совету Министров РБ подчиняется Министерство экономики, Комитет экономики ТЭК и химической промышленности, Государственный Комитет “Энергосбережение”, концерны “Белэнерго”, “Белтопгаз”, “Белнефтехим”.

 

Государственному Комитету “Энергосбережение ” подчиняются управление Энергонадзора и нормирования с его областными отделениями.

 

В области охраны окружающей среды.

 

Основным государственным органом управления природопользованием в РБ является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Оно контролирует выполнение законодательства в области охраны окружающей среды, выполнение международных обязательств, проводит экологическую экспертизу проектов. Министерство здравоохранения осуществляет контроль качества питьевой воды, продуктов питания, санитарный надзор.

 

МВД проводит мероприятия по охране атмосферы от вредного воздействия автотранспорта, борьбе с хищениями природных богатств.

 

Государственный таможенный комитет – препятствует незаконному ввозу и вывозу редких животных, памятников природы, радиоактивных и токсичных веществ.

 

Управление делами администрации Президента РБ осуществляет руководство природоохранной деятельностью на территории национальных парков и заповедников.

Контрольные вопросы.

 

Сформулируйте определение “нормативного документа”.

 

Назовите, какие нормативные документы являются приоритетными.

 

Объясните, какие документы охватываются национальной стратегией устойчивого развития.

 

Раскройте систему государственных органов управления энергосбережением в РБ.

 

Проанализируйте основные функции Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

 

Назовите функции Государственного таможенного комитета в области охраны окружающей среды.

 

 

Лекция 19.

 

Структура, полномочия государственных органов надзора и контроля.

 

Домашнее задание [1] c.209-212, [5] c. 318-323

Контроль за природоохранной деятельностью осуществляет природоохранная прокуратура, которая проводит высший надзор за исполнением природоохранного законодательства, соблюдением законности судами при расследовании преступлений в сфере экологии, обеспечением возмещения вреда за счёт виновных. В систему Минприроды входит Департамент охраны рыбных ресурсов, который отвечает за использование, охрану и воспроизводство рыбных богатств.

 

Общественные объединения – Белорусское общество охраны природы, Белорусское общество охотников и рыболовов, Белорусская экологическая партия “зелёных”, выполняют значительную роль в организации контроля за состоянием окружающей среды. Но при этом контролирующие органы не несут ответственности за обеспечение нормального уровня природной среды. Ведомственный экологический контроль малоэффективен. Полноправными распорядителями природных ресурсов должны быть местные Советы депутатов, которые направляли бы природопользователей на решение конкретных экологических проблем.

 

Система управления за состоянием окружающей среды на производстве. Служба охраны окружающей среды на предприятиях и её обязанности.

 

На уровне предприятия управления природопользованием осуществляет администрация предприятия. Администрация планирует природоохранные мероприятия, эксплуатирует природные фонды и контролирует выбросы. Служба охраны окружающей среды на предприятии представлена группой охраны природы при главном инженере (главном технологе), которая контролирует работу очистных сооружений и заводской лаборатории. Группы могут иметь численность до 3% от общей численности работающих. Отдел охраны труда осуществляет проверку работы вентиляции, следит за санитарным состоянием рабочих мест, территории предприятия. Служба охраны окружающей среды должна довести до всех членов трудового коллектива государственную важность энерго- и ресурсосбережения, вовлечь в работу по экономии каждого работника предприятия, выявлять места потерь энергоресурсов. Администрация предприятия должна направлять коллектив к поиску резервов экономии, действуя методами поощрения, и наказания за расточительство тепла и электроэнергии. Ежегодно приказом директора на предприятии создаётся комиссии по энергосбережению, в неё входит зам директора (гл. инженер или гл. технолог), заведующий хозяйством, бухгалтер, начальники цехов. Комиссия обследует предприятия с целью выявления мест потерь тепла, разрабатывает план мероприятий по экономии электроэнергии. Начало работы комиссии – апрель-май месяцы. Составляется смета расходов, покупаются необходимые материалы, назначаются ответственные и сроки выполнения работ. В конце сентября – начале октября подводятся итоги работы комиссии. Проводятся семинары по обмену опытом в энергосбережении, используется наглядная агитация. Ежегодно составляются планы организационно-технических мероприятий (ОТН) для выполнения заданий по энергосбережению. Выполнение заданий отражается в статистической отчётности предприятия.

 

Международное сотрудничество в решении глобальных и региональных экологических проблем, его значение.

 

Глобальные и региональные экологические проблемы влияют на всю цивилизацию, поэтому решение этих проблем находится на пути международного сотрудничества. Сейчас государства добровольно уступают часть своих прав международным организациям, которые решают задачи рационального природопользования.

 

Первая международная конференция по защите природы состоялась в 1913 г. в Берне (Швейцария). В 1923 г. в Париже прошёл I международный конгресс по охране природы. Работа международных организаций в этот период находилась информационном уровне и не пользовалась поддержкой правительств. После создания ООН вопросы охраны природы были поставлены на новый уровень. В 1948 г. создаётся Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) (вначале он назывался ЮНЕП – союз защиты природы). Включает 130 государств, представленных более 500 учреждениями и 24 международные организации. Союз выпустил 5 томов Международной Красной книги, принял всемирную стратегию охраны природы, где страны призываются к срочным мерам по снижению антропогенного давления на природу.

 

Международная программа ЮНЕСКО “Человек и биосфера” (МАБ), принята в 1970 г., включает 14 научных проектов, в которых работают учёные из 90 стран. В Межправительственной программе—2 ООН по окружающей среде (ЮНЕП2) начатый в 1972 г., участвуют 58 государств. Работа проводится по направлению изучения причин ухудшения качества пресных вод, опустынивания, обезлесевания, деградации почв.

 

Обязательства Республики Беларусь направлены на ограничение выбросов вредных веществ в атмосферу, на рациональное использование водных ресурсов, сохранение биоразнообразия.

 

Республика Беларусь подписала 15 международных природоохранных конвенций и протоколов к ним. Среди них Конвенция о трансграничном загрязнении, Венская конвенция об охране озонового слоя и связанный с нею Монреальский протокол, Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающихся окружающей среды (Орхусская конвенция) и др. Подписаны двусторонние соглашения с Правительством Российской Федерации и Украины о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов. В рамках сотрудничества стран СНГ подписаны Соглашения о контроле за трансграничной перевозкой опасным и других отходов (1996 г), Соглашение об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания (1994 г).

 

Международное сотрудничество РБ по энергосбережению реализуется в рамках программы развития ООН (ПРООН), Европейской экологической комиссии ООН (ЕЭК ООН), Энергоэффективность 2000. Международное сотрудничество в области энергосбережения с рядом государств ЕС сократилось в последние годы по политическим причинам.

Контрольные вопросы.

 

Назовите общественные объединения РБ, участвующие в охране окружающей среды.

 

Проанализируйте работу природоохранных служб на предприятии.

 

Объясните необходимость международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

 

Назовите трансграничные водные объекты РБ.

 

Проанализируйте значение международного сотрудничества РБ в области энергосбережение для экономики.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

Шилова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономики природопользования – Мн.: БГЭУ: 2002.

 

Поспелова Т.Г. Основы энергосбережения – Мн.: УП “Технопринт”. 2000.

 

Лохницкий И.А. Основы энергосбережения. – Мн.: РИПО, 2004.

 

Самойлов М.В. и др. Основы энергосбережения. – Мн.: БГЭУ, 2002.

 

Рожкоў Л.М. Асновы экалогіі і рацыянальнага прыродакарыстання. – Мн.: Ураджай, 1999.

 

Андрижиевский А.А., Володин В.Н. Энергосбережение и энергетический менеджмент. –Мн.: Высшая школа, 2005.

 

Савенок А.Ф. Основы экологии и рационального природопользования – Мн.: Сэр-Вит, 2004.

 

Денисов В.В Экология; 100 экзаменационных ответов. – М. ИКЦ Март. 2004.

 

Чистик О.В. Экология. – Мн.: Новое знание, 2001.

 

Вавилов А.В. Малая энергетика на биотопливе – Мн.: УП Технопринт, 2002.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.