Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Существует и другой подход, при котором в экономическом цикле выделяют четыре фазы




1) I фаза – бум. Экономика достигает максимальной активности. Это период сверхзанятости (экономика находится выше уровня потенциального объема производства, выше тренда). Экономика в этом состоянии носит название «перегретой»;

2) II фаза – спад. Экономика постепенно возвращается к уровню тренда (потенциального ВВП), уровень деловой активности сокращается, фактический ВВП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать ниже тренда, что приводит экономику к следующей фазе – кризис.

Спад, в зависимости от жесткости и времени циклического сжатия, проявляется в двух формах: рецессии или депрессии.

  • Рецессия – сокращение производства реального ВВП, или даже просто прекращение экономического роста, в течение шести месяцев подряд.
  • Депрессия – падение реальных объемов производства в течение продолжительных периодов времени (несколько лет).

3) III фаза – кризис или стагнация. Это период недоиспользования экономических ресурсов, т.е. высокой безработицы, но на данной фазе начинается рост деловой активности

4) IV фаза – оживление и подъем (экспансия). Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума.

Вопрос 25 Экономическая наука о причинах кризисов

Весьма противоречивы точки зрения на причины экономических кризисов. И для этого есть немало объективных предпосылок. Дело в том, что воздействие на цикличность воспроизводства одних и тех же факторов в разные периоды весьма различно и к тому же прояв­ление их в отдельных государствах имеет свои особенности. Многие экономисты продолжительность цикла связывают с научно-техни­ческим прогрессом (НТП).

У К. Маркса была своя система взглядов не только на причины, определяющие длительность циклов, но и на саму природу циклич­ности. Принципиальным отличием точки зрения К. Маркса в дан­ной проблеме является то, что причины цикличности капиталисти­ческого воспроизводства он видел в самой природе капитализма, непосредственно в противоречии между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов.

Представители неоклассической и либеральной школ выдвигают различные причины экономических кризисов, не связывая их с природой капитализма. Многие из них считают причиной кризисов недопотребление населения, вызывающее перепроизводство. Пос- ледовательной представительницей теории недопотребления была Джоан Робинсон, лидер левого кейнсианства. Лекарством от кри­зисов считалось стимулирование потребления. Но возникающий недостаток потребления (платежеспособности) является скорее след­ствием, чем причиной кризисов.

 

Более близки к марксистской позиции экономисты, считающие причиной кризисов диспропорциональность, или «неравновесие». Кризисы обусловлены отсутствием правильных пропорций между отраслями, стихийными действиями предпринимателей. Теория неравновесия сочетается с другим распространенным взглядом на кризисы как на порождение внешних условий - политических, демографических, природных. Ф. фон Хайек — сторонник рыночной свободы и яростный противник государственного вмешательства считал, что кризисы перепроизводства возникают из-за избыточного финансирования со стороны государства (дешевых кредитов, нака­чивания спроса).

Существует и психологическая теория кризисов. По мнению И. Шумпетера, каждой фазе свойственна своя психологическая кар­тина, формирующая отношение к инвестициям. Паника и разброд кризисного состояния ведут к застою капиталовложений, повышен­ное настроение в условиях подъема стимулирует горячку. «Меняющиеся ситуации» формируют неравномерность инвестиционного цикла.

Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд различных теорий, объясняющих причины экономических цик­лов и кризисов. П. Самуэльсон, например, в качестве наиболее из­вестных теорий циклов и кризисов в своей книге «Экономика» отмечает следующие:

• денежную теорию, которая объясняет цикл экспансией (сжатием) банковского кредита (Хоутри и др.);

• теорию нововведений, объясняющую цикл использованием в производстве важных нововведений (Шумпетер, Хансен);

• психологическую теорию, трактующую цикл как следствие охватывающих население волн пессимистического и оптимистического настроения (Пигу, Бэджгот и др.);

• теорию недопотребления, усматривающую причину цикла в слишком большой доле дохода, идущей богатым и бережливым людям, по сравнению с тем, что может быть инвестировано (Гобсон, Фостер, Кэтчингс и др.);

• теорию чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что причиной рецессии является, скорее, чрезмерное, чем недостаточное, инвестирование (Хайек, Мизес и др.);

• теорию солнечных пятен — погоды — урожая (Джевонс, Мур).

С учетом этого заслуживает внимания точка зрения ряда российских экономистов, которые выделяют три этапа в изменении взглядов на экономичес­кие циклы.

Первый этап охватывает период с начала XVIII в. до середины 30-х годов XX в. В этот период преобладали суждения о том, что экономические кризисы либо вообще невозможны при капитализме (Дж.С. Милль, Ж.-Б. Сэй, Д. Рикардо), либо они носят лишь слу­чайный характер и что система свободной конкуренции способна самостоятельно их преодолевать (Ж.-Ш. Сисмонди, Р. Родбертус, К. Каутский).

Второй этап охватывает период с середины 30-х до середины 60-х годов XX в.. В качестве принципиально необходимого средства сглаживания проблем кризиса и безработицы Кейнс выдвинул идею обеспечения государственного вмешательства в экономику в целях стимулирова-ния эффективного совокупного спроса.

Третьим этапом в исследовании причин экономических циклов является период с середины 60-х годов до настоящего времени. В этот период, стало уделяться особое внимание разгра­ничению экзогенных (внутренних) и эндогенных (внешних) причин цикличности рыночной экономики, причем именно эндогенным факторам стало уделяться преимущественное внимание. Во-вторых, определилась позиция ряда специалистов, согласно которой госу­дарство в развитых

Вопрос 26 Виды циклов и их особенности

Экономические циклы — колебания экономической активности (экономической конъюнктуры), состоящие в повторяющемся сжатии (экономического спада, рецессии, депрессии) и расширении экономики (экономического подъёма). Циклы носят периодический, но, обычно нерегулярный характер. Обычно (в рамках неоклассического синтеза) интерпретируются как колебания вокруг долгосрочного тренда развития экономики.

Виды экономических циклов

Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов:

  1. краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 2-3 года);
  2. среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 6-13 лет);
  3. ритмы Кузнеца (характерный период — 15-20 лет);
  4. длинные волны Кондратьева (характерный период — 50-60 лет)

Циклы Китчина — краткосрочные экономические циклы с характерным периодом 3-4 года, открытые в 1920-е годы английским экономистом Джозефом Китчином.

Циклы Жугляра — среднесрочные экономические циклы с характерным периодом в 7-11 лет. В отличие от циклов Китчина в рамках циклов Жугляра мы наблюдаем колебания не просто в уровне загрузки существующих производственных мощностей (и, соответственно, в объеме товарных запасов), но и колебания в объемах инвестиций в основной капитал.

Циклы (ритмы) Кузнеца имеют продолжительность примерно 15-25 лет.

Кузнец связывал эти волны с демографическими процессами, в частности, притоком иммигрантов и строительными изменениями, поэтому он назвал их «демографическими» или «строительными» циклами.

Вопрос 27 Цикличность экономического развития и проблема занятости

Цикличность экономического развития — это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности — понижением. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры. Экономический цикл — это форма движения и развития рыночной экономики.

С циклическим развитием рыночной экономики связана проблема занятости факторов производства: земли, капитала, труда. Применительно к разным факторам эта проблема проявляет себя по-разному.

Проблема занятости земли как фактора производства возникает в периоды аграрных кризисов, характеризующихся перепроизводством сельскохозяйственной продукции, сокращением использования сельскохозяйственных площадей.

Аграрный кризис может быть составной частью кризиса всей экономики, но может быть и самостоятельным явлением и происходить во время общего экономического подъема. В том числе он может возникать и из-за необычайно благоприятных погодных условий, когда действует принцип «перерод хуже недорода».

Проблема занятости капитала как фактора производства проявляется главным образом через неравномерную загрузку производственных мощностей предприятий на разных фазах экономического цикла. Неполная занятость капитала как фактора производства влечет не только недопроизводство общественного продукта, но и отражается в ценах на производимую продукцию. Отчисления в фонд амортизации раскладываются на меньшее количество производимых товаров – соответственно возрастает доля амортизационных отчислений в их стоимости.

Проблема занятости капитала связана также с необходимостью преждевременного обновления основного капитала как условия выхода из кризиса. Это, в свою очередь, требует соответствующего инвестиционного обеспечения. Выявление источников инвестиций также весьма не простая проблема.

Наиболее серьезной является проблема занятости рабочего населения. Занятость – источник доходов рабочего населения любой страны, составляющий основу его существования. Между тем само состояние экономики, цикличность ее развития, неопределенность рыночного механизма предстают как факторы занятости населения. Состояние этих факторов может быть таковым, что часть рабочего населения оказывается не занятой, означая наличие в стране безработицы. Безработица предстает как экономическое явление, характеризующееся незанятостью взрослого трудоспособного населения, желающего работать и ищущего работу.

Уровень безработицы, определяемый процентным отношением числа безработных к общей численности рабочего населения, предстает как важнейший показатель занятости.

Различие факторов, обусловливающих занятость (и, соответственно, незанятость) населения, определяет наличие различных форм безработицы

1. Фрикционная безработица. Такая безработица обусловлена добровольным увольнением работников с места своей работы в расчете на получение новой, более подходящей работы. Эта форма безработицы называется также текучей. Она считается добровольной и необходимой в условиях рыночной экономики. Именно благодаря ей достигается равновесие на рынке труда.

2. Структурная безработица. Она отражает несоответствие между структурой совокупного спроса на труд и структурой совокупного предложения труда, и ее возникновение обусловлено изменениями в отраслевой и производственной структуре экономики. В результате этих изменений одни отрасли или производства устаревают, зато появляются новые. Устаревшие отрасли или производства сокращаются, а то и прекращают существование вообще, соответственно, оказываются без работы занятые в них люди.

3. Сезонная безработица. Она возникает в отдельных отраслях и обусловлена сезонным характером работ. Такое наблюдается в некоторых отраслях сельского хозяйства, в лесном и рыбном хозяйствах. Безработица здесь носит временный характер, она предвидится самими работниками и поэтому также считается добровольной. Нередко с учетом этой безработицы платится заработная плата, размер которой позволяет работникам, временно оказавшимся без работы, безбедно прожить сезон незанятости.

4. Скрытая безработица. Эта форма безработицы характеризуется тем, что формально люди считаются работающими, но фактически они заняты не полный рабочий день. Такую безработицу также называют скрытой, поскольку она никак не регистрируется.

5. Циклическая безработица. Данная форма безработицы возникает в периоды экономических кризисов и охватывает работников многих отраслей, переживающих кризисный спад. Ее также можно считать временной, но фаза кризиса, а затем депрессии может длиться долго, тем самым значительная часть вполне трудоспособных и квалифицированных людей оказывается без работы. Безработица носит вынужденный характер и не зависит от воли и желания самих работников.

Вопрос 28 Основные этапы взаимодействия рыночной экономики и государства

Для лучшего понимания необходимости государственного регулирования совершим небольшой экскурс в прошлое - в историю взаимодействия государства и рыночной экономики. Это тем более интересно, что возникновение государства во времени совпадает с возникновением и развитием товарно-денежных отношений.

История свидетельствует, что взаимодействие государства и рыночного хозяйства прошло ряд этапов

На первых и довольно длительных по историческим меркам этапах государство слабо вмешивалось в рыночные отношения и выступало как политический, а не экономический институт. Для своего существования оно облагало тех или иных субъектов налогами или данью. Для иностранных торговцев обычно вводило пошлины. Словом, государство, представляя собой надстроечный институт, еще не было частью экономического базиса.

Лишь на этапе становления капитализма как общественной системы, основанной на рыночных отношениях, государство начинает активно вмешиваться в экономику, выступая как важнейший фактор первоначального накопления капитала. Тем самым оно сыграло важнейшую роль в становлении и укреплении нового способа производства. Отметим основные проявления этой роли.

1. Государство вело войны в целях получения контрибуций, создания наиболее благоприятных внешних условий для экономической деятельности национальной буржуазии.

2. В соответствии с рекомендациями представителей меркантилизма государство устанавливало пошлины, ограждавшие национальный рынок от засилья иностранных товаров, боролось за отмену подобных пошлин в странах, в которые направляли товары национальные производители.

3. В целях ускорения накопления капитала, использовалось законодательство как, например, законы "О бродяжничестве", "О рабочем дне", "О заработной плате", принятые в Англии в XVIII в.

4. Государство наделяло частные компании правом монопольной продажи отдельных высокодоходных товаров: водки, табака, чая, кофе, соли и т.д.

5. На частных предприятиях размещались выгодные государственные, прежде всего военные, заказы.

6. С помощью армии и полиции государство обеспечивало внутренний порядок, защиту имущественных прав в соответствии с принципом "частная собственность священна и неприкосновенна"[8].

На этапе капитализма свободной конкуренции, когда экономика оказывается в зависимости от регулирующей роли рынка, вмешательство государства в нее заметно ослабевает. Государство проводит политику laissez-faire, то есть политику невмешательства в экономику. Его деятельность сводится к поддержанию внешних и внутренних условий для бесперебойного функционирования рыночного механизма.

Государство занимается охраной национальных границ (здесь оно, образно говоря, выполняет роль "ночного сторожа"), поддержанием внутреннего порядка путем использования судебного и репрессивного аппарата, взиманием налогов на содержание государственного аппарата, эмиссией бумажных денег и некоторых видов ценных бумаг. Согласно постулатам современного либерализма, именно такой деятельностью должна ограничиваться роль государства и в наши дни.

На этапе монополистического капитализма происходит заметное усиление вмешательства государства в экономику.

Прежде всего, такое вмешательство было обусловлено политикой колониальных захватов и подготовкой к войнам за передел мира. В этой связи государство занималось размещением военных заказов, доля которых в совокупном спросе заметно росло, обеспечивало военно-политическими и дипломатическими методами благоприятные условия для вывоза капитала национальными монополиями, регламентировало условия труда и жизни трудящихся.

Вопрос 29 Причины государственного регулирования рыночной экономики

Обращение к истории взаимодействия государства и рыночной экономики позволяет выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования экономики.

1. Наличие в каждой стране общественных и смешанных благ, которые невсегда можно довести до населения через рынок в полном объеме, особенно те, что характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п. Такие блага должны обесᴨȇчиваться государственными органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных дорог, системой государственного образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и т.д.

2. Усиление общественного характера производства товарных благ. В результате экономика становится очень ранимой ᴨȇред лицом циклического экономического развития, особенно в ᴨȇриоды кризисов. Возникает необходимость централизованного общественного регулирования экономики. Причем государство является единственным носителем сознательного начала на макроэкономическом уровне. Другие субъекты - население, фирмы, банки - являются таковыми лишь на микроуровне. Их поведение как субъектов макроэкономики нередко расходятся с общественными интересами.

3. Возникновение отрицательных внешних эффектов рынка, именуемых экстерналиями. Внешние эффекты (экстерналии) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений.

4. Важным фактором государственного регулирования экономики является научно-технический прогресс (НТП). Реализация многих достижений НТП требует огромных капиталов, которые в состоянии мобилизовать лишь государство, тем более что отдача от внедрения этих достижений не всегда происходит быстро. НТП требует все более квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших масштабах опять же может лишь государство, развивая систему общего и профессионального образования. НТП также предъявляет повышенные требования к здоровью людей, что вынуждено брать на себя государство.

5. Государству необходимо вмешиваться в экономику и в связи с тенденцией к монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство рынка.

Рынок становится все более несовершенным и государство через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.

6. Наконец, государственное регулирование развивается и под воздействием ожесточенной международной конкуренции. Даже крупным компаниям не всегда просто выжить в условиях этой конкуренции без поддержки государства.

Итог. В целом государственное регулирование оказывается необходимым для более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества.

Вопрос 30 Возможности государственного регулирования рыночной экономики

К середине ХХ в. необходимость государственного регулирования рыночной экономики была обесᴨȇчена соответствующими возможностями.

К таким возможностям прежде всего следует отнести расширение и укрепление государственного сектора в экономике. Данный сектор формирует государственная собственность и денежные средства, которыми располагает государство.

Сам по себе государственный сектор возник вместе с появлением государства. У государства всегда были земли, здания, сооружения, техника (прежде всего военная) и т.д. Всегда был бюджет, который формировался и использовался государством и оказывал влияние на экономику.

Расширению государственной собственности способствовала Вторая мировая война, которая обусловила возникновение многих крупных военных заводов.

Заметную роль в расширении государственной собственности сыграла НТР, обусловившая возникновение новых и довольно капиталоемких производств с низкой скоростью оборота капитала. К тому же эти производства требовали значительных средств на НИОКР, не обещавших быстрой отдачи в виде прибыли.

В формировании государственного сектора большую роль сыграл государственный бюджет. Благодаря ему государственный сектор получил денежные средства для своего развития. За счет госбюджета путем выкупа осуществлялась национализация частных предприятий, создавались новые предприятия, в том числе предприятия инфраструктурного типа, призванные обслуживать частный сектор.

Значительные возможности воздействия государства на экономику связаны с ᴨȇрераспределением национального дохода

Составной частью государственного сектора являются государственные банки, которые в ряде стран встали во главе банковской системы. Появилась возможность целенаправленного воздействия государства на денежную массу, на кредитную активность частных банков.

Значительные возможности государственного регулирования связаны с формированием мощной адмиʜᴎϲтративно-правовой системы в странах с развитой рыночной экономикой. Не только теория, но и практика показала, что обществу нужен не рынок вообще, а организованный рынок, действующий в рамках определенных законов и правил. В этой связи получило развитие хозяйственное право, сложилась система законодательного регулирования национальной экономики.

Возможности государства расширились и благодаря усилению его общенационального характера как надстроечного института. Если прежде государство выступало как орудие политической власти господствующего класса, то в современных условиях оно призвано быть инструментом уравновешивания классовых и социальных интересов, обесᴨȇчения национального согласия и социального мира. Понимание необходимости подобной роли государства делает господствующие классы более терпимыми к его вмешательству в частный сектор.

Вопрос 31 Механизм государственного регулирования экономики и его составные части

Государственное регулирование экономики – это одна из основополагающих форм участия государства в национальной экономике, включающая в себя воздействие на ключевые этапы процесса распределения доходов и ресурсов, темпы экономического роста, уровень жизни населения, для чего институтами государства используются исполнительные, законодательные и контролирующие методы

Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:

1) прямые;

2) косвенные.

Прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой является хозяйственная деятельность государства, представленная государственным сектором экономики, который имеет достаточно большие масштабы в экономически развитых странах.

К прямым механизмам относятся и нормативно-правовые методы государственного регулирования. Примером их использования может служить принятие нормативно-правового акта, устанавливающего правила поведения хозяйствующих субъектов в определенной сфере национальной экономики. Это наиболее распространенный механизм, так как он не требует для реализации привлечения значительных объемов ресурсов.

Прямое государственное регулирование может быть реализовано и в виде прямых инвестиций в приоритетные отрасли, с помощью субвенций, субсидий и дотаций. Оно обычно направлено на регулирование хозяйственной деятельности, что существенным образом искажает действие рыночных механизмов, что не всегда приводит к благоприятным последствиям. В него также включаются и расходы на создание и поддержание функционального состояния социальной инфраструктуры – здравоохранения, образования, науки и т. д.

Косвенные механизмы государственного регулирования – это такие методы воздействия государства на экономику, которые позволяют достигнуть поставленных целей без прямого вмешательства государства и опираются на основные закономерности функционирования национальной экономики. Обычно они направлены на поддержание нормального уровня занятости, стимулирование увеличения вывоза товаров, формирование в интересах населения стабильного ценообразования, устойчивых темпов экономического роста, перераспределение ресурсов, стимулирование инвестиционного процесса. Основным способом достижения поставленных целей является фискальная и денежно-кредитная политика. Фискальная политика осуществляется через государственный бюджет посредством изменения его доходной и расходной частей. Денежно-кредитная система построена на регулировании и регламентации денежного обращения.

Налоговая система входит в перечень основных косвенных механизмов государственного регулирования экономики. С ее помощью происходит формирование бюджета – его доходной части.

Вопрос 32 Налогово-бюджетные рычаги регулирования экономики

Налогово-бюджетные рычаги воздействуют на соотношение расходов и доходов как потребителей (домохозяйств), так и производителей (фирм). Это означает, что они влияют и на совокупный спрос, и на совокупное предложение.

Так, подоходные налоги, означая вычет из доходов, ведут к уменьшению доли располагаемых доходов, превращаемых в расходы и обеспечивающих ту часть совокупного спроса, которая представлена потребительскими расходами. Через совокупный спрос налоги влияют и на объем производства. Увеличение налогов оказывает сдерживающее воздействие на производство, а понижение, наоборот, способствует его росту.

Подоходный налог тем самым предстает как форма принудительного сбережения, соответствующим образом влияя на совокупный спрос.

Аналогичным образом действуют и косвенные налоги. Они включаются в цену товаров и тем самым уменьшают совокупный спрос. Поскольку эти налоги по сравнению с прямыми более регрессивны, то они способны оказывать на совокупный спрос еще большее влияние.

Достоинством косвенных налогов является их оперативность. В отличие от прямых налогов, которые изменяют редко, так как их состав и величина тесно связаны с формированием государственного бюджета, косвенные налоги можно менять в течение года. Вот почему косвенные налоги считаются средством проведения дискретной политики, а прямые налоги – недискретной.

Дискретная налоговая политика предполагает сознательное изменение ставок налогов в зависимости от экономической конъюнктуры. Кризисная ситуация в экономике предполагает снижение ставок налогов. Когда экономика на подъеме и есть опасность ее «перегрева», чреватого резким вхождением в кризис, ставки налогов могут повышаться, сдерживая тем самым совокупный спрос и экономический рост.

Недискретная налоговая политика обусловлена тем, что ставки налогов в течение длительного времени не пересматриваются и эффект ее мер оказывается в зависимости от экономической конъюнктуры. Если происходит экономический рост, то это предполагает рост доходов субъектов экономики.

С налогами тесно связана бюджетная политика, поскольку налоги – основной источник доходов государства. В отличие от налогов бюджетные расходы в большей степени влияют на совокупный спрос, а не на совокупное предложение.

Бюджетная политика государства также может быть дискретной и недискретной.

Дискретный характер обусловлен возможностью пересмотра государством нормативов своих расходов в зависимости от экономической конъюнктуры. Например, во время кризисного спада государство пересматривает нормативы своих расходов в сторону увеличения, благодаря чему возрастает абсолютная величина его расходов.

Недискретный характер обеспечивается постановкой государственных расходов в непосредственную зависимость от состояния экономики. Во время экономического подъема, когда на сравнительно высоком уровне находятся доходы значительной части населения, при существующих нормативах расходов происходит автоматическое снижение их абсолютной величины, так как часть населения по уровню своего благосостояния уже не подпадает под эти нормативы.

В целом налоговые рычаги применяются в единстве с бюджетными расходами, так что можно говорить о единой налогово-бюджетной политике государства. Так, при первых признаках вхождения экономики в экономический кризис государство стремится уменьшить налоговое бремя на население и предприятия и увеличивать свои бюджетные расходы. Во время экономического подъема действия государства меняются на противоположные: оно увеличивает налоги и сокращает бюджетные расходы.

Вопрос 33 Денежно-кредитные рычаги государственного регулирования

Денежно-кредитные рычаги государственного регулирования связаны с мерами центрального банка по воздействию на денежную массу, способную превратиться в банковские ссуды. Подобная способность обусловлена соотношением денежного спроса и предложения и соответствующей нормой ссудного процента. Центральный банк может влиять на предложение денег и тем самым на норму процента, проводя политику «дешевых денег» во время кризисных спадов и, наоборот, политику «дорогих денег» во время экономических подъемов.

К рычагам денежно-кредитной политики относятся: регулирование нормы обязательного банковского резерва, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг и изменение учетной ставки процента центрального банка.

Первый метод основан на том, что возможности частных банков предоставлять ссуды предприятиям помимо прочего зависят и от нормы обязательного банковского резерва. Чем выше норма, тем больше средств банки должны оставлять у себя в качестве обязательного резерва. Это означает, что у банков остается меньше средств на выдачу ссуд.

Второй метод денежно -кредитной политики предполагает либо выпуск центральным банком ценных бумаг в виде облигаций, дающих их покупателям процент, либо их покупку, а значит, возврат денег тем, кто в свое время купил облигации. Основными покупателями таких ценных бумаг являются частные банки. В том числе они могут покупать ценные бумаги и по поручению своих вкладчиков, используя для этого их вклады. Получается, что когда банки покупают облигации, они на соответствующую сумму уменьшают возможности предоставления ссуд предприятиям. Когда же государство выкупает облигации, оно тем самым возвращает банкам деньги, расширяя их кредитные возможности.

Третий рычаг денежно-кредитной политики рассчитан на непосредственное воздействие центрального банка на кредитную активность частных банков. Будучи банком банков, центральный банк способен при необходимости предоставлять ссуды частным банкам и тем самым увеличивать их возможности в деле предоставления ссуд предприятиям. Предоставляет центральный банк ссуды под залог ценных бумаг частных банков. Вот почему процент, который он берет, называется учетным. Очевидно, что когда устанавливается высокий учетный процент, то частным банкам брать ссуды у центрального банка становится не выгодно, так как они рассчитывают на их предоставление предприятиям под более высокий процент. Банки охотно берут ссуды у центрального банка при низком учетном проценте. Тем самым расширяется кредитная активность этих банков.

Денежно-кредитные рычаги обладают большей оперативностью по сравнению с налогово-бюджетными, так как изменения в налогах и в бюджетных расходах предусматриваются еще при формировании государственного бюджета и они недопустимы после того, как бюджет утвержден высшим законодательным органом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.