Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации к теме 4




Методические рекомендации к теме 3

При подготовке к первому вопросу обратите внимание на трактовку этих понятий в словаре В. Даля, который считал, что народ – это «люд, народившийся на известном пространстве; люди вообще; язык, племя; жители страны, говорящие одним языком; обыватели государства, страны, состоящей под одним управлением». В нем упоминаются такие народы, как великорусский, татары, евреи. Приводятся народные изречения: «глас народа – глас Божий», и «царь думает, а народ ведает»; «народ – тело, царь – голова», «где народ увидит, там и Бог услышит».

Дайте современную научную трактовку понятия «народ», «русский народ».

Ответ на второй вопрос целесообразно построить согласно хронологии:

а) Древняя Русь (собирательство народов, вечевой образ жизни);

б) Московская Русь (XVI–XVII вв.) «Совет всея земли», земский собор. Представители населения, так называемые «добрые люди» или судные мужи, казацкие республики;

в) самодержавная власть от Петра I до Николая II включительно.

Дайте характеристику народов России конца XIX в. По переписи 1989 г. в России проживало (тыс. чел.)[1]: русских – 119866, татар – 5522, украинцев – 4363, чувашей – 1777, башкир – 1345, белорусов – 1206, мордвы – 1073, чеченцев – 899, казаков – 636, евреев – 537, армян – 532.

Обратите внимание на миграционную политику, привлечение Екатериной II в 1762 г. немецких колонистов. Можно также использовать местный материал. Так, на территории Саратовской губернии по материалам переписи 1897 г. русские составляли 76,8 % всех жителей. Вторым по численности были поволжские немцы 6,9 %. Украинцы составляли 6,2 %, татары – 3,9 %.

Рассмотрение третьего вопроса следует начать с «Декларации прав народов России». Обратите внимание на дискуссию по поводу образования СССР, на ленинскую трактовку федерации и сталинскую – автономизации, на критику «Культурно-национальной автономии». Приведите примеры дружбы народов в осуществлении индустриализации и коллективизации в годы Великой Отечественной войны. Проанализируйте вывод одного из лидеров правящей партии о новой исторической общности «советский народ».

Тема 4. Этнополитическая культура – 4 часа

1. Культура и ее этнические функции.

2. Этническая социализация и инкультурация.

3. Сущность этнической культуры и культуры этноса.

4. Взаимодействие культур. Толерантность.

5. Концепция культурного шока.

6. Язык как средство этнополитической идентичности.

Рассмотрение первого вопроса желательно начать с понятий «культура» и «политическая культура». Проследите своеобразие России, обозначенное Л.В. Смирнягиным, состоящее в сочетании трех политических субкультур: западной, азиатской и русской. Объясните суть сакрализации власти в русской политической традиции (См. К.Н. Булгаков). Дайте понятие бунтарства и эсхатологизма.

Ответ на второй вопрос необходимо начать с понятия социализации, а затем перейти к понятиям «этническая социализация» и «инкультурация». Выделите стадии инкультурации, объясните значимость этого явления для формирования правильных взаимоотношений с другими народами.

Построение ответа на третий вопрос потребует выяснения причин возникновения и существования этнических культур. Среди них особое внимание следует уделить:

1) закономерному обособлению и локализации каждой этнической общности;

2) объективным условиям жизнедеятельности этносов. Это значит, что каждый этнос имеет специфический характер конкретного типа, использует особые способы достижения благоприятных условий существования;

3) природным условиям, психологическим особенностям.

В этой связи выделите особенности поведения, привычки, обряды, способы хозяйственной деятельности разных народов.

Необходимо подчеркнуть, что разграничение понятий «этническая культура» и «культура этноса» вытекает из того, что в культуре каждого народа переплетаются явления, свойственные только ему одному (этническая культура). Но наряду с этим среди многих этносов распространены особенности, присущие человечеству в целом (культура этноса).

При осмыслении материла четвертого вопроса необходимо подчеркнуть, что разграничение понятий «этническая культура» и «культура этноса» вытекает из того, что в культуре каждого народа переплетаются явления, свойственные только ему одному (этниче­ская культура). Но наряду с этим среди многих этносов распростра­нены особенности, присущие человечеству в целом (культура этноса).

Следует начать с выяснения значимости процесса взаимодействия и взаимопонимания. Затем необходимо выделить интолерантный и толерантный типы восприятия других народов.

Интолерантный тип означает неприятие и нетерпимость куль­турных особенностей других народов. Дайте понятие этноцентризма и ксенофобии, антисемитизма, кавказофобии, синофобии (неприязнь к китайцам), цыганофобии, азиатофобии, русофобии и др.

Толерантный тип отношений проявляется в уважении этносов, признаний равенства всех этносов и культур, предполагает отказ от единообразия и преобладания какой-либо культуры над другой. Рас­крытие понятия толерантности в условиях глобализации, а также применительно к современным условиям России.

Ответ на пятый вопрос следует начать с понятия «культурный шок», введенного в научный оборот американским исследователем К. Обергом в 1960 г. Он подчеркнул, что вхождение человека в но­вую культуру сопровождается целым рядом неприятных ощущений. Проследите наличие этого явления в конкретных условиях России, на примерах эмиграции. Рассмотрите этапы адаптации в разрезе: мужчины, женщины, дети, пенсионеры, люди с высокой квалифика­цией и образованием.

При рассмотрении шестого вопроса желательно обратить внимание на выражение «Эзопов язык», а затем перейти к выявлению значимости языковой коммуникации. Важно обратить внимание на исследования Г. Джойса, Д. Тейлора, У. Герхардта.

В заключение следует подчеркнуть значимость коммуникатив­ных функций языковых средств:

– установление и поддержание культурных контактов;

– культурно-речевое воздействие на собеседника;

– передача сообщений;

– выражение социокультурных значений и др.

Тема 5. Политико-правовые аспекты национального развития – 2 часа

1. Политические и правовые теории национального развития.

2. Право наций на самоопределение.

3. Правовые нормы регулирования национальных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.